Доклад на тему: "Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Художественное творчество"
материал (1 класс) по теме

Валеева Елена Викторовна

Выступление на школьном МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_tvorcheskih_proektov.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Софьинская СОШ

Раменский муниципальный район

Московская область

 

        

Использование метода творческих проектов

на занятиях по внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Художественное творчество»

                                                         Подготовила  статью:                                                                            

Валеева Елена Викторовна

учитель начальных классов

II квалификационной категории

МОУ Софьинская СОШ

Раменского муниципального района

Московской области

2015 год

Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления  творческих способностей обучающихся.

Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Выявлять и развивать творческие способности можно через кружки.

Работа с  детьми по предмету «Технология», в частности в рамках внеурочной деятельности, имеет свои определенные особенности. При выявлении творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности «Художественное творчество» я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта или усовершенствование уже существующего.

На занятиях  по внеурочной деятельности я наблюдаю за работой учащихся, стараюсь создать условия для заинтересованности детьми предметом «Художественное творчество».

 Основной метод, применяемый мной на занятиях, это метод творческого проекта. Дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность, креативность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.

Творческий проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.

При организации работы учащихся по методу проектов использую не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

Работа над проектом ведётся поэтапно.

        1 этап. Подготовительный этап  

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику.

На этом этапе происходит разработка проекта: выбор конструкции, материала, технологии изготовления, инструментов; организуется деятельность школьников, определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа.

2 этап. Практический

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию.

В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:

- коммуникативных;

- навыков по преобразованию материалов;

- навыков работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах.

3 этап. Презентационный

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, учителя в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, уровень творчества.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.  

4 этап. Рефлексивный. Контрольно-оценочный.

Это:  анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения, самооценка, рефлексия.

При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, аккуратность выполнения графических элементов, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз всё обдумывает. По окончании проекта ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении всего проекта).

           Приведу примеры творческих проектов,  выполненных учащимися на занятиях по внеурочной деятельности «Художественное творчество»:

1.      «Подарок маме»;

2.      «Зимний город»;

3.      « Новогодняя игрушка» и  др.

Результаты показывают, что использование на занятиях кружка метода творческих проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности.

И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться   во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.

         

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. https://sites.google.com/site/nellistepanenko/home/metodiceskaa-rabota/proektnaa-deatelnost-aprel-2011
  2. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/08/13/sozdanie-usloviy-dlya-ispolzovaniya-sovremennykh
  3. http://www.pandia.ru/text/77/302/27268.php
  4. http://pedsovet.su/load/145-1-0-2265