Мастер класс "Развитие личностных УУД"
методическая разработка на тему

-Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных технологий. Сегодня я покажу вам некоторые формы работы, позволяющие  развивать действия нравственно - этического оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс24.45 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Новоандреевская СОШ

Мастер –класс

«Развитие личностных УУД младшего школьника»

Фуникова Л.В., учитель начальных классов

Здравствуйте – желаю Вам здоровья!
В слове этом – мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!

  - Протяните, пожалуйста свои ладони, я положу в них горошины. Давайте обменяемся горошинами друг с другом.  Если у вас есть горошина и у меня есть горошина, и если мы обменяемся  ими, то у меня и у вас останется  только по одной горошине. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. Я очень надеюсь, что идей у нас сегодня будет много,   и мы их подарим друг другу.

 - Ребенок- это музыкальный инструмент, а мы, взрослые, мастера по настройки этого инструмента. От того, как мы настроим этот инструмент, зависит чистота его звучания. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности.  Школа является базой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его социализации.

 -Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных технологий. Сегодня я покажу вам некоторые формы работы, позволяющие  развивать действия нравственно - этического оценивания.

- Сейчас, прошу вернуться к нашим горошинам и внимательно их рассмотреть.

    -Скажите, на что похожи эти горошины? (ответы )

      - Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. ( слайд – планета Земля, вид из космоса).

      - Посмотрите на карту нашей страны.(  слайд «Карта России). Вот в этом уголке нашей страны живу –Я. (3 слайд).

       -  А кто знает, сколько таких «Я»  живет  на  Земле? ( высказывают свои предположения)

   - На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень  много.  Но каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить не чего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему это происходит, как вы думаете?  (ответы).

  -На Земле существует два мира: мир добра, и мир зла. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

Добро и зло — извечный выбор,

                                     важнейший выбор человека,

                                      Судьбы его первопричина

                                      и смысл его земного века.

         

- Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

2.  ( Беру в руки стакан молока)

-  Кто знает, какова цена стакану молока? (ответы)

- Всем известно, что молоко – это  ценный продукт питания для нашего здоровья. Но иногда даже обычный стакан молока, может стать ценной жизни.

      (Просмотр ролика « Стакан молока»)

        - Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.  Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим , чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..

3. – К сожалению, часто добру, счастью, успеху противопоставляется зло, неудачи. Давайте докажем это. Я буду помещать на доску слава, а вы должны найти к нему антоним (т.е. слово, с противоположным значением).

война

мир

грубость

вежливость

ложь

правда

болезнь

здоровье

победа

поражение

 - Всё это составляет нашу ЖИЗНЬ (табличку « жизнь» поверх слов).  Жизнь - это пианино: клавиша черная, клавиша белая и каждая звучит по- своему. Это известная аксиома, но человек должен стремиться к тому, чтобы черных клавиш, у него и окружающих его людей, было как можно меньше.

- Как вы думаете, что для этого нужно делать?  (Быть добрым по отношению к себе и к окружающим).

4. А теперь проведём небольшой эксперимент.

-  Сейчас мы будем делать то, чего никогда делать не позволительно. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать.  Я думаю, всем известно, что обижая  даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль и  загибать при этом край бумаги. Начнём с меня. Хотя мы и взрослые, но иногда тоже ненароком обижаем людей (я проговариваю плохое слово и передаю куклу другим, другие выполняют работу  и кукла по кругу доходит до меня).

- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале? Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение?  (предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- А сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале?  Нет. Почему?

 - Подтверждение нашего эксперимента, вы увидите  в мультфильме.

 (Просмотр мультфильма «Гвозди»)

- Причинённая нами  боль кукле, причинённая боль юношей людям остаётся в душе ещё очень долго и никакие комплименты и извинения не могут её разгладить. Есть такое изречение русского учёного Павлова: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

5. - Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Проведем еще один эксперимент. Перед вами весы, на одну чашу весов я поместила зло.  (ненависть, вражда, неуважение и т.д.)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, всё доброе, и по капельке положим его на чашу весов.

- Вот видите,  как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

6. – Иногда бывает,  что душой  человека завладевают пороки, и тогда, в порыве гнева, зависти , злобы человек совершает непоправимые ошибки.

( Просмотр притчи «Больничное окно»)

- Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе? Как говорится «моя хата с краю, ничего не знаю!» А если бы каждый человек на всем земном шаре начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут  так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку!

7. -  Релаксация (приложение)

Сядьте поудобнее. Вам свободно. Закройте глаза. Ваши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают. Дышится легко, ровно, глубоко.

Подумайте о вашей внутренней энергии, которая теплом разливается по телу. А энергия тепла обладает световым потоком. Представьте в себе этот свет – добра и любви… Усильте его. Вспомните о тех людях, которые сегодня с вами рядом, они тоже нуждаются в вас, в вашем участии, поддержке.

Конечно же, в нашей жизни есть и неприятности. Но не ищите виноватых, а просто зажгите свечу. Направьте свой огонёк туда, где темно. Подержите свечу, чтобы стало теплее… Видите темнота растаяла…и кто- то увидев ваш свет, зажёг свою свечу. Значит, на земле стало больше любви, тепла и доброты…

Выдохните. Возвращайтесь. Откройте глаза.

(Учитель держит зажжённую свечу).

Вот он ваш тёпленький огонёк свечечки - он живой.

 

Ближних бойся осуждать,

Лучистое солнце не дели на части –

Ведь вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья ты можешь,

Ты должен,  людям земли подарить!

Действительно, искорку счастья, а может и целый огонёк, мы обязательно подарим другим, потому что он  есть в нас.

Итог

   -А теперь еще раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы ее сохранить?

Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. Также трудно сохранить мир, в котором мы живем. Нужно жить в согласии с собой и с другими, видеть красоту природы.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

- Предлагаю всем вместе спеть добрую песню.

 ( «Ты, да я, да мы с тобой»)

-На память о нашей встрече, я хочу вам подарить воздушные шарики.  И хочу попросить вас надуть их, т.е. наполнить воздухом добра нашей с вами встречи. Пусть также как шарик наполнится воздухом, ваши сердца наполняются улыбкой, добром и милосердием.

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными

Летайте высокими трассами,
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе личностно ориентированного обучения»

материал содержит презентацию педагогического опыта  Исследовательская, поисковая активность– естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внут...

Мастер-класс"Личностные УУД младших школьников"

Мастер-класс дает описание формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника на примере классного часа "Дружба начинается с улыбки"и фраг7мента урока литературного чтения по пр...

Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Мастер класс по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся -основа личностно - ориентированного обучения»

Рассмотрены приёмы, способствующие организации продуктивной познавательной деятельности, развивающие логическое мышление и интеллектуальные способности учащихся на уроках математики....

Мастер - класс "Личностно-ориентированный урок"

Цель: познакомить педагогов с методикой организации личностно-ориентированного урока....

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников». Мастер класс

Главной  задачей современной школы, является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, ...