Мастер - класс "Личностно-ориентированный урок"
методическая разработка на тему

Мулахметова Светлана Михайловна

Цель: познакомить педагогов с методикой организации личностно-ориентированного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_lichnostno-orientirovannyy_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Личностно-ориентированный урок»

Мулахметова С.М.,

 учитель начальных классов

 МАОУ СОШ № 10

Цель: познакомить с методикой организации личностно-ориентированного урока.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Оборудование: солнышко (15 шт.), облако (15 шт.),

 колокольчик, Толковый словарь,

 по 3 геометрические фигуры 5-ти разных цветов (15 шт.),

 Раздаточный материал:

«Основные этапы урока» - 5 шт.,

«Организация  личностно-ориентированного урока» - 5 шт.,

«Основные особенности личностно-ориентированного урока» - 5 шт.,

«Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока» - 5 шт.,

«Педагогический анализ личностно-ориентированного урока» - 15 шт.

Ход семинара:

  1. Сообщение темы.
  2. Актуализация знаний. Постановка цели.

  – Оцените уровень своих знаний по этой теме (облако, солнышко).

 - Какие вопросы у вас возникли по этой теме? (вопросы зафиксировать на доске)

 - Для чего вы хотите познакомиться?

 - Каким образом вы хотите познакомиться? (план зафиксировать на доске)

3. Орг. момент + динамическая пауза.

 - Подойдите к столу и возьмите карточки.

 - Сядьте группами, объединившись по форме карточки (1 группа – круги, 2 группа – треугольники, 3 группа – прямоугольники). 3 группы по 5 человек. У каждой группы свой текст.

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

 - Прочтите текст. Обсудите. Выберите самые главные моменты. Подчеркните их.

 - Поменяйтесь группами, объединившись теперь по цвету карточек (красные, синие, желтые, зеленые, оранжевые). 5 групп по 3 человека

 - Познакомьте с главными моментами ваших текстов участников группы.

5. Обсуждение результатов работы. Вопросы на осмысление изученного.

 - Как вы поняли, какие основные особенности  личностно-ориентированного урока?

 - Как организовать  личностно-ориентированный урок?

 - Каким должен быть дидактический материал на  личностно-ориентированном уроке?

6. Самостоятельное, творческое использование сформированных ЗУНов.

      - Используя полученные знания попробуйте провести любой из этапов личностно-ориентированного урока.

 Окр.мир – «Живая и неживая природа»,

Русский язык – «Сложные слова»,

 Математика – «Периметр прямоугольника»

7.Рефлексия деятельности.

1) - Вернёмся к вопросам, которые вы сформулировали в начале урока.

 - Получили ли вы ответы?  - Что или кто помог вам разобраться?

 - Что бы хотелось сделать по другому?

2) – Вернёмся к теме нашего занятия. Оцените теперь уровень своих знаний по этой теме.

8. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.

 - Соответствует ли наше заседание критериям  личностно-ориентированного урока?

Приложение 1

Основные особенности личностно-ориентированного урока

Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой цели:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

1. Целеполагание. Цель - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке - постоянный диалог: учитель-ученик.

2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура - ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель - ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

            Приложение 2

Организация личностно-ориентированного урока

     Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).

    Важна форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно – неправильно»). Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того  или иного предмета.

     Организация личностно-ориентированного урока предполагает:

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
  • Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • Использование проблемных, творческих заданий;
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
  • Оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
  • Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Личностный подход просматривается на уроке в четырех аспектах:

1) в организации самого урока;

2) в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем;

3)в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности;

4) в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Приложение 3

                  Подходы к разработке дидактического обеспечения

                                личностно-ориентированного урока

  • Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  • Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
  • Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечить контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Применение на уроке разнообразного дидактического материала:

а) Использование учителем различных источников информации.

б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.

в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....

Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе

Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1.     Организ...

Мастер-класс на уроке технологии.

Перед праздниками наши дети думают: "Где взять денег на подарок?"Я предлагаю создать подарок своими руками из подручных вещей. Гранёный стакан, остатки кружева, бусинки или пуговицы есть у всех. 30 ми...

Мастер - класс на уроке русского языка

Фрагмент урока по теме: "Имя прилагательное"...

УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс Тема урока. Как работали ремесленники – мастера. (2-ой урок)

Урок-практикум. Цель урока: показать учащимся, как работали ремесленники- мастера; из каких этапов складывается их работа – от сырья до готового изделия....

Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"

В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...

Мастер- класс "Современный урок в свете ФГОС

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,  эрудиции»В.А. Сухомлинский Тема: «Современный урок в св...