«Система оценки знаний обучающихся в начальной школе».(выступление на педсовете)
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Данный материал можно использовать и в повседневной работе, и при подготовке к выступлению на заседании методического объединения, на педсовете. В нем изложены формы и методы контроля знаний в урочной и внеурочной деятельности, практически показано, как формировать самооценку у обучающихся, какие существуют формы самооценки, какие  приемы оценочной деятельности можно использовать при безотметочном обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_kontrolya_i_otsenki_znaniy_uchashchihsya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Система оценки знаний обучающихся в начальной школе.

      Ошибки – это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в    помощи, в дополнительной практике.

                                                                                                        Е.С.Полат

         За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь па первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик сможет применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания - это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развития творческих способностей.

        Современная  система контроля и оценки ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна работе без зарплаты, выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как зарплата, мишень и баскетбольное кольцо определенным образом нормированы, так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму. Таким нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная отметка. А отметка, по словам Ш. А. Амонашвили, становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой».

     

         Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария .

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников .

        В основе разработки системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы лежат:

1. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Концепция учебно-методической системы «Школа России» (авт. А.А. Плешаков)

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося), взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища), самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).

          Особенностями системы оценки являются:

-критерии достижения – планируемые результаты в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

-оценка способности решать учебно-практические задачи;

-сочетание внутренней и внешней оценки

-комплексный подход (не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты):

- использование стандартизированных  (устных, письменных) и нестандартизированных работ:

- проектов,

- практических работ,

- портфолио,

- самоанализа, самооценки и др.

-уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;

-накопительная система оценки индивидуальных достижений, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

-использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Формы и методы контроля знаний :

Урочная деятельность:

Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа, наблюдения,

Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, сочинение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы по предметам, контрольные работы на метапредметной основе, портфолио, анализ динамики текущей успеваемости и психолого-педагогических исследований.

Внеурочная деятельность:

участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет, портфолио

Условия реализации новой системы оценки:

обучение обучающихся способам оценивания и фиксации своих результатов в портфолио, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя.

         Все используемые средства, формы, виды и методы оценки должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Комплексность, содержательность, позитивность, систематичность, определенность, критериальность, открытость, объективность, технологичность, диагностичность, психологическая безопасность – основные принципы современной оценочной деятельности педагога.

           Оцениванию подлежат предметные, метапредметные и личностные результаты общего образования.

Что же оценивается в личных результатах : 

-самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка),

-смыслообразование (мотивация (учебная, социальная); границы Собственного знания и «незнания»),

-ценностная и морально-этическая ориентация( ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем , оценка своих поступков).

          Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Оценка личностного прогресса. Она проводится по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений (портфолио).

В предметных результатах оцениваются : предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

       Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений (портфолио). Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.

     Как следует внедрять новую систему оценивания, а точнее умение оценивать себя?

1-й класс = САМООЦЕНКА

1) Проверь, правильно ли срисован узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).

2) Найди такую же картинку.

3) Что неправильно нарисовано на картинке?

Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:

1) Проверь, одинаковые ли цифры вычеркнуты на карточке и на образце.

2) Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.

        Далее при обучении математике возможно использовать разнообразные приемы формирования самоконтроля, которые можно классифицировать следующим образом:

сверка с образцом;

повторное решение задачи;

решение обратной задачи;

проверка полученных результатов по условию задачи;

решение задачи различными способами;

моделирование;

примерная оценка искомых результатов (прикидка);

проверка на частном случае.

      Так для чего же формируется СК у учащихся НШ? Прежде всего, для того, чтобы ученик смог увидеть, понять и исправить допущенную ошибку!

       Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Поэтому само собой отпадает вопрос: надо ли учить школьника самооценке. Какие же существуют формы самооценки?

1.Речевые

2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)

3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)

4.Шкалы

5.Таблицы

6. Портфолио

7. Лист достижений

 Обучаясь в первом классе, учащиеся  приобретают следующие умения:

оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.

соотносить свою оценку с оценкой учителя;

договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

обнаруживать совпадение и различие своих действий с   образцом.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

-«Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

-«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

-«Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

     Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

        Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

       К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

      Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

       Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

2-й класс +ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;

 – При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?

Насколько он увлек вас?

Какие задания вам понравились, а какие – нет?

К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?

Насколько успешно мы выполнили намеченный план?

Какие возникли проблемы?

– При оценке работы ребенка особое значение придается:

упорству, старанию, труду;

достигнутому успеху;

личной позиции ученика;

мотиву, побуждению, стремлению;

возможностям ребенка достичь большего результата.

– Поощрение в ребенке:

смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;

готовности защищать свою точку зрения;

творческого подхода;

пытливости, любознательности;

самоконтроля, способности оценить свою работу;

стремления находить и исправлять свои ошибки.

3-й класс +УРОВНИ УСПЕШНОСТИ

с 4-ого класса + ВЕСЬ КОМПЛЕКС

       Система оценки  ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке

       Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы оцениваем только знания, которыми овладел учащийся, не оценивания его деятельность на уроке. Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно быть комфортное психологическое самочувствие учителей и обучающихся; создание благоприятного микроклимат в классе, школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся в начальной школе.

Полные критерии и нормы оценки знаний обучающихся в начальной школе по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению....

Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.

Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся.  программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д ....

Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...

Организация деятельности по контролю и оценке знаний обучающихся в начальной школе

Материал статьи знакомит с некоторыми приемами и формами контроля и оценки знаний учащихся, которые можно использовать в начальной школе...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

Формы контроля и система оценки знаний обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий

В данной статье раскрыт опыт работы педагога по теме "Формы контроля и система оценки обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий"...