Интегрированный урок по русскому языку и литературе И.КРЫЛОВ "Ворона и Лисица",глаголы 1 и 2 спряжения.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Козык Нина Ивановна

Урок проводится в 3 классе, позволяет на интересном литературном материале усваивать одну из трудных тем русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_chteniyu_i_russkomu_yazyku.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по чтению и русскому языку ( интегрированный ) в 3 классе.

Тема:

Учитель высшей категории

Козык Н.И.

Кинель,2016

Тема: И.А. Крылов.  Басня « Ворона и лисица». Глаголы Ι и ΙΙ спряжения.

Цели:

  • познакомить с новой басней Крылова;
  •  повторить ранее изученные  басни; расширить знания о И.А.  Крылове;
  • Воспитывать неприязнь к лести и льстивым людям;
  • Развивать навыки выразительного чтения;
  • Учить слушать музыку, находить соответствие настроения музыки настроению героев;

Закрепить правописание ударных и безударных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения.

 Оборудование:  ноутбук, электронная доска, книги с произведениями И.А.Крылова, портрет, учебники «Живое слово» и «Русский язык»3 класс, запись голоса вороны, записи мелодий «Веселая и грустная», изображения вороны и лисы, рисунки к басне разных художников, тетради.

Ход урока.

Ι Организационный момент. Проверка готовности к уроку. ( 2 учебника, тетради, памятки)

Ι Ι Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, посмотрите, чей это портрет? Закрыть надпись.

(На  электронной доске. И.А. Крылов. 1769-1844(156) Сначала запись закрыта.

- Что вы знаете о нем?

- Чем интересны басни?

- Как  вы отличаете этот жанр от других жанров?

- Какой это жанр?

- Мы говорим великий русский поэт – баснописец. Почему мы говорим русский?

( Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство)

- Сколько басен подарил нам баснописец?( 205)

 - В его баснях, как в ясном зеркале отражаются человеческие недостатки . Крылатые  крыловские слова стали пословицы и поговорками, вошли нашу обиходную речь.

Повторение домашнего задания.

- Откуда пришла данная пословица.

( На доске. Что ты посеял – то и жни.  И.А. Крылов « Волк и кот».

- Чему учит басня?  ( как ты  относишься к другим , так  отнесутся и к тебе)

- Прочтем в лицах.

Ι Ι Ι  Повторение других басен.

  • Игра « Скажи как Крылов»

( 6 человек к доске. Каждой паре карточка)

- Я говорю обычную фразу, вы должны  заменить фразеологизмом из  какой- то басни Крылова.

- О человеке, который все умеет.( Недаром говориться, что дело мастера боится).

-  Если дело не сдвигается с места . ( А вот и ныне там)

- Когда хвалят друг друга. Или льстят.  

- Любят осуждать других?

Б) Упражнение 128. Русский язык ( стр.56 и 61 в новых учебниках)

 2 –по которым( тетради оформить заранее)

1 задание, как в учебнике

  • Из цветных строк выпишите глаголы, укажите спряжение.
  • Вспомним окончания глаголов Ι и Ι Ι

Проверка.

В) эпизод из басни «Стрекоза и муравей» .( Пантомима и слова)

Мораль. Так все пела – это дело, так иди же попляши.

- Чему учит? ( трудолюбию)

Г) Назовите предмет, с помощью которого можно увидеть «что там за рожа» ( Зеркало)

- Какая басня? ( Зеркало)

_ Чтение басни.

Мораль. « Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума, оборотиться.» ( Хором)

 ΙV. Физминутка.

V . Работа над новым материалом.

  - Вот мы повторили с вами все изученные басни. Познакомиться с новой басней – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.

  • Словарная работа.

На доске     Лесть- угодливое восхваление

                   Зоб- расширенная часть пищевода птиц.

               Гнусный – внушающий отвращение.

-Познакомимся с героями новой басни.

Загадка + ребус    

Ро на

Особа всем известная

Она крикунья местная.

Увидит тучку темную,

Взлетит на ель высокую

И смотрит , словно с трона.

Кто это?

- Как пишется? Запишите  в тетради с проверочным. Опишите птицу. ( На доску картина).

Описание: крупнее голубя, туловище пепельно - серое, а клюв, ноги, голова, крылья хвост черные).

- Послушайте пение птицы.

Что скажете о пении.( Магнитофонная запись). – А кто это.

В народных легендах ворон, ворона  вещие птицы. Вещунья – предсказательница.

(На доске)  Любопытная, рыжая, хитрая, порой коварная.

- Опишите. (появляется рисунок)

( Описание. Зубы острые, рыльце тоненькое,  ушки на макушке,  шубка тепленькая,  свой  пушистый хвост носит бережно).

- Запишите проверочным.

- Неотразимо   действует на лису сыр( виноград), из за него она готово на все?

- А теперь слушаем басню.

Б) Слушание в записи « Ворона и лисица» ( стр. 155) Открыть большую картинку)

В)  первые впечатления

- Чем вы хотите поделиться?

- Какова основная мысль? ( не хорошо врать, чтобы добиться чего –то)

- Как вы думаете каково основная мораль басни?  ( Лесть гнусна, вредна)

- Чтение детьми.

Г) Анализ.

- Какой момент вы считаете  началом описанного случая, т.е. « завязкой действия». Прочитайте.

- Когда действие достигло наивысшего момента своего развития?

Докажите текстом.

(Ведь ты б у нас была царь – птица)

- Прочитаем развязку действия. ( сыр выпал – с ним была плутовка такова)

- Что же являлось основным, стержнем  в развитии действия? ( Льстивая речь лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)

- 1,2,3  задания учебника стр. 156

- Крылов показал не только ее похвальные речи, но и интонацию ее голоса, ее движения.

    Спишите глаголы, вставив пропущенные окончания. Кому, трудно подглядите.

На доске   Подход  т, верт. Т, не свод . т, говор .т.   ( все 2 спряжения)

- Какие вставили. Докажите.

-Какова ворона?

- Как автор подчеркнул, что в самом деле ворона не такова.

- Прочитаем строки о ней.

(Взгромоздилась)   На доске.

-Как можно было еще сказать? ( словами синонимами – уселась, взобралась, села, опустилась, пристроилась)

- Неуклюжая, громоздкая, не очень умная птица.

   На доске    Ворона каррркнула во все воррронье горло.

- Это скороговорка. Ее речь.

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону.
Причины.

  1. Лисица умела льстить    Это их объединяет.
  2. Ворона любила петь.

-   И окончательно поможет раскрыть нам образы музыка- язык чувств, которую очень любил Крылов, и сам отдыхал, играя на скрипке.

- Слушание отрывков.

- Какая музыка по характеру?

- Чей образ помогает раскрыть?

- Почему вы так решили? ( Музыка медленная, нежная, плавная, мягкая; тревожная, таинственная, напряженная)

- Кого осуждает своей басней?  ( и того, кто льстит, и того, кто любит лесть).

-  Прочитаем мораль басни хором. ( Первые три строки)

( Лесть гнусна – незаслуженная похвала отвратительна)

- Но только все не  впрок?

- Как сказать иначе. ( Все не на пользу)

- И в сердце,  льстец, всегда отыщет уголок? ( Льстивый человек сумеет привлечь другого на свою сторону)

VΙ Закрепление.

5 задание

- А теперь почитаем басню в лицах. Покажите хитрость лисы, глупость Вороны, отразите их характеры.( Маски животных на столе)

VΙΙ Повторение.

На доске   Лисица – хитрая льстица.

                    Хитрый как лис.

- В народе не случайно  сложились такие образные выражения.

VΙΙΙ Домашнее задание.

  1. стр. 154-156 басню наизусть, выбрать роль.
  2. составить кроссворд по известным басням Крылова.
  3. Выучить мораль данной басни, придумать другое окончание басни, записав в тетрадь.

X  Резервы.

Мой кроссворд.

  1. У кого к зиме под листом « был готов и стол и дом» ( Муравей)
  2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
  3. Она осталась без обеда, благодаря своей глупости и любви к лести.
  4. Один из героев, которые  «вместе с поклажей за воз взялись»

- Что общего?

-Какое лишнее? Почему?

- Теперь какое?

Добавьте несколько к оставшимся.

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий «Спряжение глаголов»

Здоровьесберегающий аспект:  работа по предупреждению и сохранению здоровья ...

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме "Обобщение знаний о спряжении глаголов". УМК "Школа России"

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока, разработанной в сосответствии с ФГОС....

Урок по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа 2100") по теме "Спряжение глаголов"

Урок с презентацией знакомит учеников с понятием "спряжение глагола", помогает запомнить отличительные признаки двух спряжений, потренироваться в определении спряжения глаголов....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Спряжение глаголов в стране Пожарной безопасности"

- Сегодня наш разговор посвящен важной теме. А какой, назовёте, отгадав загадку.«Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?»...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе "Роль имён прилагательных в речи. С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

Цель урока: обобщить и систематизировать изученные признаки прилагательного, закрепить знания литературных произведений и их авторов. Данный урок развивает умение подбирать по смыслу имена прилагатель...