Интегрированный урок по русскому языку, литературе, окружающему миру
план-конспект урока по русскому языку на тему

Сапрыкина Светлана Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку, природоведению, литературе в 3 классе

по теме: «Лесная газета», обобщение сезонных наблюдений в живой и неживой природе

Цели: дать более расширенное представление о «Лесной газете» В.Бианки; выявить и развивать творческие способности детей, наблюдательность; развивать познавательную деятельность, обобщить знания, полученные на экскурсии по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе», развивать орфографическую зоркость и навыки грамотного письма; прививать любовь и интерес к природе, своему родному краю.

Тип урока: интегрированный (литературное  чтение, окружающий мир, русский язык)  с применением ИКТ. Обобщение знаний.

Оборудование: презентация по «Лесной газете» и творчеству В.В.Бианки.

Учитель начальных классов МОУ « Кашинская ООШ» Волоколамского р-на Сапрыкина С.И.

Ход урока:

I.Организация класса

II.Основная часть урока

1.Постановка учебной задачи

- Сегодня у нас урок необычный, мы будем работать не в учебном кабинете, а представим, что мы находимся в редакции газеты.

Как вы понимаете значение слова «редакция?»

(это место (помещение), где занимаются выпуском газеты…)

- Существуют редакции не только по выпуску газет, но и журналов, книг.

(Распределяем  должности)

- А зачем людям нужны газеты?

(это источник информации…)

- Сегодня мы будем выпускать номер газеты, но наша газета будет необычная, идею по выпуску такой газеты мне подал В.В.Бианки.

- Кто догадался, о какой газете пойдёт речь?

(о Лесной газете)

- Задача нашего урока (показ на экране):

Знакомство с Лесной газетой (некоторые представления вы уже имеете)

Выпуск статей, телеграмм (для этого вы должны вспомнить и применить все нами изученные правила орфографии)

Редактирование текстов (статей)

Оформление страницы газеты

2. Знакомство с Лесной газетой        

(на экране портрет В.Бианки)

- С творчеством В.В.Бианки мы с вами знакомы с 1-го класса. Немного говорили и о Лесной газете.

- Чем же необычна эта Лесная газета?

Ребята подготовили небольшую информацию о ней:

(на экране изображение Лесной газеты (обложка))

1-ый ученик:

В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но нам, детям, интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые.

В лесу, на природе происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники.

- Впервые книгой Лесная газета вышла в 1928 году.

В ней содержится 12 номеров.

- Почему 12?

(12 месяцев в году)

- Каждый номер составлен из статей редакции, телеграмм и писем Лескоров.

- Как вы думаете, кто такие «Лескоры»?

- Лескоры – это лесные корреспонденты

- Я думаю, в нашей редакции найдутся и такие корреспонденты.

А рассказать нам есть о чём, тем более что мы недавно побывали в парке на экскурсии, где наблюдали за осенними изменениями в природе.

Думаю, цель ясна – пора приступать!

3. Работа в тетрадях и индивидуальная работа на доске

(на экране страничка одного номера газеты)

- Давайте подробнее посмотрим содержание одного номера.

(рассматриваем и делаем вывод)

Название

Номер

Сроки

Название месяца (народное изречение)

Статьи, телеграммы, письма

- Пока мы будем проводить орфографическую работу, некоторые ребята поработают у доски.

Индивидуальная работа у доски

1 задание:

Сделать звукобуквенный анализ слова:

О лес

О лесной

О лесная

(уч-ся выбирает сам слово (по сложности))

Дополнительный  вопрос: 

- Когда ётированные буквы обозначают 2 звука?

2 задание:

Подобрать однокоренные слова с корнем  -лес-, обозначить части речи

(лес (сущ.), лесник (сущ.), пролесок (сущ.), лесная (прилаг.) (ягода), Лесовичок (сущ.), лесничий (сущ.), лескор…)

Дополнительный вопрос:

 - Какие слова называются однокоренными?

Комментированное письмо

-Итак, с чего начнём?

(с названия)

- Пишем название есная газета)

- Как в народе прозвали октябрь?

(Октябрь – месяц полных кладовых.

 Октябрь, листопад, грязник, зазимник)

- Посмотрим, что получилось! (на экране готовая работа)

- Почему же октябрь прозвали именно так (сообщение ребят)

1-ый ученик:

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрёпья. Дождь. Осень принимается за второе дело: студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Рыбы забиваются в ямы, зимовать там, где не замерзает вода. Льдом покрываются стоячие воды.

2-ой ученик:

 Прячутся насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забиваются в тину лягушки, прячутся ящерки. Звери – кто одевается в тёплые шубки, кто набирает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся к зиме!

Проверка работы у доски (сигнальными карточками)

Выпуск телеграмм

- Займёмся выпуском телеграмм (они составляются на основе наблюдений на экскурсии)

Дети читают по своим записям (в черновиках) изменения в живой и неживой природе. На доске появляются эти сведения.

Солнце стало ниже.

День стал короче.

Улетели перелётные птицы.

Лужи покрываются первым ледком.

 Похолодало, появились первые заморозки

Листопад.

Звери готовятся к зиме.

Прячутся насекомые.

………………………..

Физкультминутка

Классификация наблюдений:

(коллективно делим признаки на 2 части, если признак относится к живой природе, дети встают и поднимают руки, если к неживой – приседают))

Осенние измнения в ж…вой природе

Осенние изм…нения в неж…вой природе

Ул…тели перелётные птицы.

Солнце стало ниже.

Л…стопад.

День стал к…роче.

Звери готовятся к з…ме.

Луж… покрываются первым ле…ком

Пряч…тся насекомые.

Пох…лодало, появились первые заморо…ки

- Напомните, что мы относим к живой природе?

Самостоятельная работа в тетрадях:

- В чём особенность написания телеграмм?

(они кратко передают основное содержание)

1-ый ряд – выписывает признаки живой природы, 2-ой – в неживой

(вставить пропущенные орфограммы, над словом подписать номер орфограммы)

Взаимопроверка.

На экране появляются тексты  (дети сверяют)

4.Работа над статьями, записанными дома

- Дома вы пробовали себя в роли журналистов, ваша задача была попробовать написать небольшую статью,  по своим личным наблюдениям. Я вам хочу предложить послушать то, что посчастливилось наблюдать  мне.

Птицы удачи

 Прошёл Месяц Прощания с Родиной. Улетели перелётные птицы, но воспоминания о тех чудесных днях, когда мы могли любоваться яркими и пестрыми нарядами певчих птиц, слушать их трели, в нашей памяти останутся до следующей весны.          

Мне этим летом очень повезло! Почти каждый день на крышу моего дома прилетали птицы небывалой красоты – аисты. Как все же замечательно, что они облюбовали крышу именно моего дома. Говорят, что они приносят удачу. Кто знает, может быть и мне повезет!

-Можно ли данную статью поместить в нашу газету?

-Как вы считаете, что не хватает на этой страничке?

(фотографии)

-Давайте послушаем ваши статьи (желающие ребята читают свои статьи)

III. Итог урока

-Прошу  главного редактора прокомментировать готовый номер нашей газеты.

(Я считаю, что номер удался. Поставленная задача нами выполнена…)

- Завершить наш урок мне хочется словами В. В.Бианки

          «Нашим читателям надо знать жизнь природы, чтобы уметь переделывать её, по-своему распоряжаться жизнью растений и животных.

Ведь читатели нашей Лесной газеты, когда вырастут, сами будут выводить новые, удивительные сорта растений, будут управлять жизнью леса на пользу Родине.

…Но, чтобы вместо пользы не наделать неповторимого вреда, надо, прежде всего, горячо полюбить и хорошо узнать родную землю. Надо познакомиться с её животными и растениями и с их жизнью!

В.Бианки

 

I.Организация класса

II.Основная часть урока

1.Постановка учебной задачи

- Сегодня у нас урок необычный, мы будем работать не в учебном кабинете, а представим, что мы находимся в редакции газеты.

Как вы понимаете значение слова «редакция?»

(это место (помещение), где занимаются выпуском газеты…)

- Существуют редакции не только по выпуску газет, но и журналов, книг.

- А зачем людям нужны газеты?

(это источник информации…)

- Сегодня мы будем выпускать номер газеты, но наша газета будет необычная, идею по выпуску такой газеты мне подал В.В.Бианки.

- Кто догадался, о какой газете пойдёт речь?

(о Лесной газете)

(распределяем должности)

- Задача нашего урока (показ на экране):

Знакомство с Лесной газетой (некоторые представления вы уже имеете)

Выпуск статей, телеграмм (для этого вы должны вспомнить и применить все нами изученные правила орфографии)

Редактирование текстов (статей)

Оформление страницы газеты

2. Знакомство с Лесной газетой        

(на экране портрет В.Бианки. Выставка книг В.Бианки)

- С творчеством В.В.Бианки мы с вами знакомы с 1-го класса. Немного говорили и о Лесной газете.

- Чем же необычна эта Лесная газета?

Ребята подготовили небольшую информацию о ней:

(на экране изображение Лесной газеты (обложка))

1-ый ученик:

В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но нам, детям, интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые.

2-ой ученик:

В лесу, на природе происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники.

- Впервые книгой Лесная газета вышла в 1928 году.

В ней содержится 12 номеров.

- Почему 12?

(12 месяцев в году)

- Каждые номер составлен из статей редакции, телеграмм и писем Лескоров.

- Как вы думаете, кто такие «Лескоры»?

- Лескоры – это лесные корреспонденты

- Я думаю и в нашей редакции найдутся  такие корреспонденты.

А рассказать нам есть о чём, тем более что мы недавно побывали в парке на экскурсии, где наблюдали за осенними изменениями в природе.

Думаю, цель ясна – пора приступать!

3. Работа в тетрадях и индивидуальная работа на доске

(на экране страничка одного номера газеты)

- Давайте подробнее посмотрим содержание одного номера.

(рассматриваем и делаем вывод)

Название

Номер

Сроки

Название месяца (народное изречение)

Статьи, телеграммы, письма

- Пока мы будем проводить орфографическую работу, некоторые ребята поработают у доски.

Индивидуальная работа у доски

1 задание:

Сделать з/б анализ слова:

О лес

О лесной

О лесная

(уч-ся выбирает сам слово (по сложности))

Дополнительный  вопрос: 

- Когда ётированные буквы обозначают 2 звука?

2 задание:

Подобрать однокоренные слова с корнем  -лес-, обозначить части речи

(лес (сущ.), лесник (сущ.), пролесок (сущ.), лесная (прилаг.) (ягода), Лесовичок (сущ.), лесничий (сущ.), лескор…)

Дополнительный вопрос:

 - Какие слова называются однокоренными?

3-е задание: Составить предложение со словом «лес», подчеркнуть грамматическую основу данного предложения.

Комментированное письмо

-Итак, с чего начнём?

(с названия)

- Пишем название есная газета)

- Как в народе прозвали октябрь?

(Октябрь – месяц полных кладовых.

 Октябрь, листопад, грязник, зазимник)

- Посмотрим, что получилось! (на экране готовая работа)

- Почему же октябрь прозвали именно так (сообщение ребят)

1-ый ученик: 

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрёпья. Дождь. Осень принимается за второе дело: студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Рыбы забиваются в ямы, зимовать там, где не замерзает вода. Льдом покрываются стоячие воды.

2-ой ученик:

 Прячутся насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забиваются в тину лягушки, прячутся ящерки. Звери – кто одевается в тёплые шубки, кто набирает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятс

Проверка работы у доски (сигнальными карточками)

Выпуск телеграмм

- Займёмся выпуском телеграмм (они составляются на основе наблюдений на экскурсии)

Дети читают по своим записям (в черновиках) изменения в живой и неживой природе. На доске появляются эти сведения.

Солнце стало ниже.

День стал короче.

Улетели перелётные птицы.

Лужи покрылись первым ледком.

 Температура воздуха стала ниже.

Листопад.

Звери готовятся к зиме.

Прячутся насекомые.

………………………..

Физкультминутка

Классификация наблюдений:

(коллективно делим признаки на 2 части,если признак относится к живой природе, дети встают и поднимают руки, если к неживой – приседают))

Осенние измнения в ж…вой природе

Осенние изм…нения в неж…вой природе

Ул…тели перелётные птицы.

Солнце стало ниже.

Л…стопад.

День стал к…роче.

Звери готовятся к з…ме.

Луж… покрылись первым ле…ком

Пряч…тся насекомые.

Температура воздуха стала ниже.

- Напомните, что мы относим к живой природе?

4.Работа над статьями, записанными дома

- Дома вы пробовали себя в роли журналистов, ваша задача была попробовать написать небольшую статью,  по своим личным наблюдениям. Я вам хочу предложить послушать то, что пришлось увидеть мне.

Птицы удачи

 Прошёл Месяц Прощания с Родиной. Улетели перелётные птицы, но воспоминания о тех чудесных днях, когда мы могли любоваться яркими и пестрыми нарядами певчих птиц, слушать их трели, в нашей памяти останутся до следующей весны.          

Мне этим летом очень повезло! Всё лето мы жили на даче.

Почти каждый день на крышу моего дома прилетали птицы небывалой красоты – аисты. Как все же замечательно, что они облюбовали крышу именно моего дома. Говорят, что они приносят удачу. Кто знает, может быть и мне повезет!

-Можно ли данную статью поместить в нашу газету?

Давайте послушаем ваши статьи (желающие ребята читают свои статьи)

 

III. Итог урока

-Прошу  главного редактора прокомментировать готовый номер нашей газеты.

(Я считаю, что номер удался. Поставленная задача нами выполнена…)

- Завершить наш урок мне хочется словами В. В.Бианки

          «Нашим читателям надо знать жизнь природы, чтобы уметь переделывать её, по-своему распоряжаться жизнью растений и животных.

Ведь читатели нашей Лесной газеты, когда вырастут, сами будут выводить новые, удивительные сорта растений, будут управлять жизнью леса на пользу Родине.

…Но, чтобы вместо пользы не наделать неповторимого вреда, надо, прежде всего, горячо полюбить и хорошо узнать родную землю. Надо познакомиться с её животными и растениями и с их жизнью!

В.Бианки

 

 слайд

зз

 слайд

 слайд

 слайд

 слайд

 слайд

 слайд

 слайд

зз

 слайд

 слайд

 слайд

 слайд

 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Урок интегрированный . Расширяет знания детей по окружающему миру.Задания по русскому языку подобраны в занимательной форме....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"

Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...