Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Урок интегрированный . Расширяет знания детей по окружающему миру.Задания по русскому языку подобраны в занимательной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelny_urok.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по окружающему миру и русскому языку      во   2 классе по теме

«Первые весенние цветы. Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи»

учителя начальных классов

МАОУ – лицея №2

Бабаевой Лилии Рафиковны

Город Альметьевск

Телефон 89276712653

Дом.адрес ул. Аминова дом 6 кв. 1

г. Альметьевск, 2011.

Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи».

Цели:

1. Дать представление об изменениях в жизни растений весной. Рассказать о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины.

2. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. Формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных.

3. Расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Наглядность: таблицы, рисунки, плакаты, иллюстрации по теме.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений-цветов, - о необходимости их охранять и беречь. Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи.

- Сейчас наступило прекрасное время года – весна. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

- Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Дети: Подснежник.

Учитель: Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. А это что за цветок?

А я цветочек желтенький

С зеленым стебельком.

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь вечерком.

Дети: Одуванчик.

Учитель: Это тоже один из первых весенних цветов.

3. Работа в тетрадях.

Дети записывают предложение:

Первый весенний цветок – нежный подснежник.

Учитель: С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

Дети: Нежный – имя прилагательное.

Учитель: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи  связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

Дети отвечают на вопросы.

Учитель:

- Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети:

- Март, апрель, май.

Учитель: Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка.

- А теперь запишем предложение.

Поляны запестрели от душистых цветов.

Подчеркните в нем грамматическую основу, устно укажите части речи.

4. Рассказ учителя о весенних цветах.

- Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах – первоцветах. Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

За сладкий, медовый на вкус сок растения назвали медуницей. Еще ее называют пахучей, т.е. душистой и ароматной.

Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.

А эти цветы – ярко-голубые звездочки. Они растут на лесных полянах, опушках и в перелесках. Поэтому и назвали растение перелеской.

Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветки. Поэтому растение назвали ветреницей. Ох, и хитрая эта ветреница. Стоит небу нахмуриться и собраться дождем, как цветки-снежинки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками мягкому весеннему ветерку.

Хохлатка – маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься – у каждого цветочка длинный вырост, как будто хохолок.

А самый храбрый из первоцветов – подснежник.

«Цветок весны, идущий к нам по снегу,-

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку!»

Древняя легенда рассказывает о нем.

«Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды».

А русская легенда утверждает, что однажды Старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу  Весне.

А теперь послушайте сказку о подснежнике.

Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял,  а только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день вырос цветок. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали «подснежник».

Дети рассматривают рисунки первоцветов.

5. Физическая минутка.

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз -  росой она умылась,

Два - изящно  покружилась,

Три - качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

6. Работа над пройденным материалом.

Учитель: Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. На лесных полянах расцвели такие тонкие, простые и милые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд. А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своем описании?

Дети:  Прилагательные.

Учитель: Вставьте в предложения подходящие имена прилагательные.

Наступила… весна.

… подснежниками покрываются … поляны.

Учитель: - А теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные.

Праз…ничный …

Уд…вительные …

Радос…ное …

- На какие правила эти имена прилагательные?

- Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах и парках цветут разнообразные растения. Давайте посмотрим на текст и выпишем имена прилагательные с именами существительными.

Первые цветы.

Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

После выполнения задания дети делают проверку.

Учитель: Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Дети: Нет.

Учитель: Букеты Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Ребята, Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов. Можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».

- Посмотрите на плакат.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

- О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: Если будем по-настоящему, серьезно заботиться о природе, мы станем добрее.

- Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.

7. Домашнее задание.

Учитель: Напишите несколько предложений о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать первоцветы, да и все растения.

8. Чтение стихотворений детьми и итог урока.

1. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

2. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

3. Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

4. Не рви меня на поле,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю

 На солнце и траву.