интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированный урок 3 класс21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

3 класс.

Тема. «Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие  растений.»

Цели: развивать умение проверять слова с одной и двумя безударными гласными; продолжить знакомство с разнообразными растениями и их  ролью в жизни человека; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: магнитофон и  аудиокассета « Шум леса»; экран, пленка с текстом, рисунки с изображениями растений, воробья; перфокарты; гербарий; толковые словари;

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

На доске:       Тема: Проверка безударных гласных в  корне слов.

                                      Разнообразие растений.

                               Цели: Проверим.         Подумаем.           Составим.

                                            Повторим.         Сохраним.            Расскажем.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок: и русского языка и природоведения.(учитель зачитывает тему и цели урока, записанные на доске и начинает беседу на фоне тихой музыки,которая передаёт звуки леса, пение птиц, журчание ручья)

- Растения мы встречаем повсюду. Есть такое выражение: « Зеленая одежда Земли- это растения». И этот наряд делает нашу планету удивительно красивой. Растения – наши кормильцы. мудрые воспитатели, это пища и дом, тепло и лекарства.

3. Чистописание

На доске: лллл  лесник, лес, лесной, лесок.

Учитель. Что можно сказать об этих словах? Какие они?

Ученики. Родственные ,однокоренные.

У. Докажите это. Определите корень и назовите проверочное слово.

Д. Корень-лес. Проверочное слово- лес. Так как гласная ударная.

( дети записывают буквы и слова в тетрадях, выделяют корень)-

Словарная работа.

У. Запишите в тетрадях отгадки. ( Учитель загадывает детям загадки. Дети самостоятельно записывают отгадки в тетрадях. Один ученик –на закрытой части доски)

1) Этот овощ итальянцы назвали « золотым яблоком»

2) Огородное растение с крупными семенами круглой формы.

3) Этот овощ был завезён из Южной Америки, он растет в земле. Его клубни похожи на гриб трюфель.

4) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Люди за косу брали, из земли вырывали.

5) Название этого овоща произошло от латинского слова « капут» , то есть «голова».

( на доске слова для самопроверки-помидор, горох, картофель, морковь. капуста)

-Какое культурное травянистое растение называют хлебным ?( пшеницу)

( учитель показывает гербарий и рисунок с изображением полей пшеницы)

У. Из зерен этого растения получают муку, манную крупу. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Самые распространенные виды пшеницы-твердая и мягкая. Твердая- ценный сорт, но такая пшеница боится морозов, поэтому её выращивают в странах с теплым климатом. А мягкая пшеница более выносимая и быстрее созревает. Пшеницу выращивают во всех странах мира.

На доске:  Пшеница.

- Сколько слогов в этом слове? ( три слога)

-Назовите ударный слог и опасное место в слове. (дети называют)

-Подберем слова, которые помогут нам запомнить гласную букву е.

(после подбора детьми слов на доске появляется таблица)

Пшеница

             Хлеб                                               Пекарь                           Зёрна

-Запишем с комментированием предложение.

На доске: Скоро   на полях зазеленеет пшеница.

-Ребята, пшеница бывает ещё яровой и озимой.

На доске:      Яровая                        Озимая

-Вам известны эти слова?   Давайте загляним в толковый словарь.(дети находят слова и объясняют их значение)

Работа по теме урока.

-Как проверить безударные гласные в корне?( дети отвечают)

Запишем несколько словосочетаний, в которых будут встречаться орфограммы. Но сначала вспомним алгоритм действий.

На доске: Слушаем. Проверяем. Пишем. Подчеркиваем.

Молодые березки, кленовый лист, сосновая шишка, тяжелые колосья, лесные цветы, сладкие ягоды, морская капуста.

-Вспомните, на какие группы делятся растения?

- Растения делятся на две группы: низшие и высшие. К низшим мы относим водоросли, например морскую капусту, которую мы употребляем в пищу и которая очень полезна.

-Приведите примеры высших растений.

- К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.(учитель показывает гербарий и предметные рисунки)

-Назовите травянистые растения, которые мы выращиваем в огороде и в теплице. ( дети называют известные им растения и рассматривают гербарий)

-Ребята, чем лиственные растения отличаются от хвойных?

-Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвою.(лиственница), учитель показывает гербарий и рисунки. Заранее подготовленный ученик рассказывает.

Ученик. Лиственница- королева наших лесов. Это вечнозеленое дерево. Осенью оно начинает желтеть и к зиме сбрасывает хвоинки, поэтому и названо так. Древесина дерева прочная и крепкая, почти не гниет, а со временем становится тверже и даже каменеет. Она и в воде разрушается медленно. Внутренние перекрытия Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже 500 лет. Мастера изготавливают из лиственницы посуду.

-Составьте предложения из слов, записанных на доске и объчсните написание пропущенных букв.

1) …сина, серая, др…ж…т;

2) з…леные, ёлки, к…лючие, выгнули, св…и, ветки;

3) в…рш…ны,развесили, с…сны, иглистые;

( дети выполняют задание)

Физкульминутка

Самостоятельная работа.

( каждый ученик получает перфокарту, на которой записаны слова с пропущенными безударными гласными, и вставляют в пробелы буквы)

Перфокарта в виде листочка.

З…ЛЁНЫЙ

Н…ЧНОЙ

С…СНА

М…РСКОЙ

ЦВ…ТНОЙ

- Составьте предложения со словами, указанными на карточке. Два предложения запишите в тетрадь.

-Перфокарта у нас волшебная, так как с другой её стороны находится  рисунок или фотография растений, которые занесены в Красную книгу.

Переверните карточки.

-Что это за растения?

-Что вы о них знаете?

-Растения важны для человека, поэтому их надо беречь и охранять!

Береза защищает от шума, тополь-от пыли, а кедр и сосна – борцы с микробами. Но есть и травянистые растения, которые являются «докторами» Это брусника, багульник. Они растут на Севере.

Итог урока

-Ребята, вам пришло письмо от воробышка. ( на доске- рисунок воробья с конвертом)

-Прочитайте письмо. Исправьте ошибки.

У нас всаду растут диревья. Витя взял ножык и стал выризать сваё имя накаре. Помогите нам!

                                                  ВАРАБЕЙ.          

Дети исправляют ошибки, объясняя соответствующие правила, записывают текст без ошибок.

-Как помочь воробью? ( выслушиваются ответы детей)

-Растения-наши друзья. Давайте будем беречь и охранять их царство!     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру во 2 коррекционном классе 8 вида

урок по изучению и закреплению знаков препинания и знаков дорожного движения...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе

В данном материале описан интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе....

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему:  «Письмо заглавной буквы «П»...