Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

В данном материале описан интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе

Тема урока: «  Упражнения в правописании безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. (Русский язык). Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Окружающий мир)».

Вид урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир)

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=113&source=&block=0&capping=0&cb=9291473b05e807673ca9c96eb30a8de5Тип урока: постановка учебной задачи, поиск её решения.

Цели урока:

Создание  условия для формирования умений правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах;

воспитание любви к природе родного края.

Задачи урока:

-cовершенствовать умение склонять имена существительные, выделять их окончания, способствовать развитию навыка восстанавливать предложения

содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке;

-развивать грамотную речь, мышление, память, любознательность, наблюдательность;

-воспитывать самостоятельность, инициативу и творческую активность;

-организовать физкультминутки.

Оборудование. Карта «Природные зоны России», образцы растений; аудиозапись "Голоса птиц", учебник "Окружающий мир", автор А. А. Плешаков.

Ход урока:

Организационный момент.

Ученики:

- Прозвенел для нас звонок,

Начался для нас урок!

Учитель:

- Вы за парты все садитесь

И работать не ленитесь!

Минутка чистописания.

Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.

Актуализация  знаний.

(списывание текста с доски)

"Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке.

В каждой, как в зеленой чаше, свой настой. Идешь, из каждой чаши  отпиваешь глоток, пока голова не закружится".

Задание: списать, выделить окончания имен существительных в родительном и дательном падежах, определить склонение.

(включить аудиозапись с голосами птиц).

Сообщение темы урока, определение целей урока.

Понятие о лесе.

- Мы начали урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст, прослушали голоса птиц. Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить?

Наш разговор пойдет о роли леса в природе и жизни людей. Сейчас нужно выйти и показать зону лесов на карте России. А какие леса растут в нашем районе?

- Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.

- А какую пользу приносит лес человеку?

-...Правильно. Лес называют "легкими" нашей планеты.

Защитник воздуха, водоемов, почв.

Дом для растений, животных, грибов.

Место для отдыха человека.

Источник ягод, грибов, лекарств.

Источник древесины. В учебнике « Окружающий мир» на стр. 70-71 нашли текст "Роль леса в природе и жизни людей".

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Первичное закрепление знаний

- Найдите в тексте существительные в родительном и дательном падежах (устно).

- Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки:

"Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень".

- Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь и какую?

-А знаете ли вы правила поведения в лесу? Послушайте рассказ Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек всумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля . - Брось под куст. Ведь мы в лесу , никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?

Дальнейшая работа по закреплению знаний.

1.Работа по учебнику

Прочитать вслух текст "Лесная столовая". Выписать выделенные слова с предлогами. (Один ученик работает у доски.)

- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?

 2. Письмо по памяти:

Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки.

Определить падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения. Учитель читает стихотворение Сергея Никулина "Русский лес".http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=114&source=&block=0&capping=0&cb=13c0985d00a039e0f8b3f499fb3c2adc

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану -

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших.

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Итог урока.Рефлексия (учитель организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися)

-Что нового узнали на уроке?

-Назовите падежные окончания существительных в родительном и дательном падежах.

- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?

- Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Один словом, превратить Землю в один огромный заповедник? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?

-Почему на Земле с каждым годом становится все меньше лесов?

-К чему это приводит?

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Домашнее задание.(Учитель проговаривает и обьясняет домашнее задание, формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии)

 Русский язык - стр. 91, упр. 201.Окружающий мир: нарисуй плакат "Природа в опасности".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру во 2 коррекционном классе 8 вида

урок по изучению и закреплению знаков препинания и знаков дорожного движения...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему:  «Письмо заглавной буквы «П»...