Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.
статья на тему

Довбня Светлана  Александровна

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод.
 
В.А. Сухомлинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_dovbnya.docx49.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»

Кулундинского района Алтайского края

Выявление и развитие  одарённости детей как фактор повышения  качества образования в условиях внедрения ФГОС.

Составители:

Довбня С.А,

учитель начальных классов

Оксенгирдт И.В.,

педагог-психолог

Кулунда

2016

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод.
 
В.А. Сухомлинский 

Работая в школе вот уже 28 лет, постоянно убеждаюсь в том, что  все дети разные, их   интеллектуальный  и творческий  потенциал возрастает из года в год,  поэтому работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится  крайне необходимой.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Так что же такое одарённость?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В 20015 году, набрав первоклассников, я решила выявить детей с наследственной одарённостью с целью их дальнейшего развития.

Совместно с психологом школы мы определили цели и задачи своей работы:

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации  в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

Модернизирование в соответствии с требованиями ФГОС системы выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся.

Развитие способности и творческого потенциала талантливых и одаренных обучающихся на основе  системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.

Создание условия для эффективной  подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам.

Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося ( привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование и т.п.)

Изучая эту тему я разграничила её на задатки, склонности и способности .

Задатки-это врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Склонности-это любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к  занятию.

Способности-это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

И если не развивать способности, то ребёнок останется нереализованным в своей природной сфере.

Планируемые результаты:

в результате работы мы планируем получить  личность, проявляющую высокий интеллект  в  сфере природной одарённости.

 Показатели эффективности данной работы:

1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.

3. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными  и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве  таких детей.

Этапы реализации работы:

1 этап:

Подготовительный.

1. Реализация работы по выявлению талантливых и одаренных детей,  форм работы с одарёнными детьми.

2. Тестирование. ( цель: способ определения психологических особенностей детей)

Анкетирование родителей ( автор анкеты Хаан и Кафф)

Изучение социального заказа родителей талантливых и одаренных обучающихся.

2этап:

Организационно-практический.

Выявление склонностей и способностей детей с помощью тестирования ( психолог-родитель-учитель).

Выступление психолога на родительском собрании с данными аналитической справки по результатам психологического обследования изучение склонностей и способностей детей  7 лет (1 А класс).

Рекомендации родителям по поводу выбора кружков для ребёнка исходя из склонностей детей.

Работа с одарёнными и талантливыми детьми в рамках кружка « Почемучки».

Обеспечение психолого-педагогической поддержки талантливых и одарённых детей.

3 этап:

Рефлексивно-аналитический.

1.Создание диагностических карт оценивания метапредметных результатов по уровням сформированности.

2.Рефлексивный  анализ, определение перспективных направлений, обобщение и распространение инновационного опыта с помощью тестирования.

3. Совершенствование системы «Портфолио».

4. Мониторинг результативности реализации работы по данному направлению через диагностический материал.

Наша работа с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.

При выявлении одаренных детей мы  учитывали:
1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками

     ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.

Формы работы с одаренными учащимися:

•        занятия исследовательской и проектной деятельностью;

           научно-практические конференции;

•        участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;

•        работа по индивидуальным планам;

•        кружок «Почемучки»;

•        создание детских портфолио.

дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам.

  Работа проходит по четырём направлениям:

- работа на уроке;

- внеурочная деятельность;

- работа с психологом;

-работа с родителями.

С  сентября 2015 года  совместно с педагогом- психологом  Оксенгирдт  И.В. осуществлялась психологическая диагностика учеников 1А класса с целью выявления одаренных детей.

Использовались тесты, направленные на определение познавательного развития детей, а также  развитие основных психических функций. ( Приложение 1)

Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авери-ной, Е. Н. Задориной. Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей

Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений) , определяющий исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов

Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа , определяющая –диагностику одаренности

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, направленный на определение  уровня развития вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

В своей работе мы использовали анкетирование родителей и учителя. ( Приложение2)

Приведенные ниже вопросы ( Ханна и Каффа) помогли выделить одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни. ( Приложение 3)

По результатам психологического тестирования и анкет для родителей и педагога были выделены следующие категории одарённых детей:

1.Дети с  высокими общими интеллектуальными способностями – 6 человек.

2.Дети с художественно –изобразительными  способностями- 7человек.

3. Дети с высокими спортивными способностями -6 человек.

4. Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада-4 человека.

Еженедельно с группой учащихся, выявленных в результате наблюдений и повседневной работы, ведётся кружок «Почемучки». В его составе на сегодня 6 человек. Данная группа детей работает по авторской программе « Работа с одарёнными детьми в условиях ФГОС». На сегодня имеется промежуточный результат, который выражен в 100% успеваемости данных учащихся и 95% развитии интеллектуальных способностей.

 С группой интеллектуалов использую  упражнения по  кинезиологии.

Кинезиология- это гимнастика мозга, которая состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Образовательная кинезиология рекомендуется для каждого, кто желает улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.

Цели кинезиологических занятий:

Развитие межполушарной специализации.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Развитие комиссур (межполушарных связей).

Синхронизация работы полушарий.

Развитие мелкой моторики.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания.

Развитие речи.

Развитие мышления.

Устранение дислексии и дисграфии.

Занятия  проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.( Приложение 4)

На конец второго года работы  с одарёнными детьми мы получили следующие результаты:

                 1 класс.

Участники окружной научно-практической конференции « Я –исследователь 2015»- 2 уч-ся.

1уч-ся-3 место в краевом конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников « Я –исследователь».

1 уч-ся- 1 место в Международном конкурсе « Я- энциклопедия».

1 уч-ся-1 место в IV Всероссийском марафоне « Весёлая математика».

2 уч-ся-2 место в IV Всероссийском марафоне « Весёлая математика».

1 уч-ся-3 место в IV Всероссийском марафоне « Весёлая математика».

1уч-ся-1 место в Международном дистанционном блиц-турнире по русскому языку проекта « Новый урок».

2уч-ся-2 место в Международном дистанционном блиц-турнире по русскому языку проекта « Новый урок».

1уч-ся-3 место в Международном дистанционном блиц-турнире по русскому языку проекта « Новый урок».

2 класс.

Участник окружного конкурса « Я – исследователь 2016» 2 место- 1 уч-ся.

Победитель в личном первенстве по отжиманию в спортивной игре « Зарничка -2016»

1 уч-ся-83 раза (среди мальчиков)

1уч-ся -30 раз (среди девочек)

2уч-ся-2 место в Международном блиц-турнире «Всезнайки»

2уч-ся-3 место в Международном блиц-турнире «Всезнайки»

1 уч-ся-1 место в Международном блиц-турнире « Жар –птица»

2 уч-ся-2 место в Международном блиц-турнире « Жар –птица»

3 уч-ся-3 место в Международном блиц-турнире « Жар –птица»

2уч-ся- 2 место в окружном конкурсе по робототехнике.

2уч-ся-3 место в окружном конкурсе по робототехнике.

1уч-ся- 1 место в школьном этапе Всероссийской олимпиады младших школьников.

1уч-ся-2место в школьном этапе Всероссийской олимпиады младших школьников.

1уч-ся -3 местов школьном этапе Всероссийской олимпиады младших школьников.

Литература

1.        Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети"

2.        Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.

3.        Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

4.        Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.

5.        Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

6.        Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.-АСОУ, 2011-260 с.

7.        Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

8.        Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.

9.        Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000

10.        Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.

Приложения.

Приложение 1.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Психологический профиль одаренного ребенка.

1.        Тест 16-PF (Р.Кеттела).

2.        Тест «Акцентуации характера».

3.        Характерологический тест Айзенка.

4.        Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение)

5.        Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой).

6.        Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»

7.        Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

8.        Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

9.        Тест «Шкала оценки потребности в достижении».

10.        Методика «Несуществующее животное».

11.        Пальцем окрашивания тест

12.        Детская методика В. Михала «Завершение предложения»

Приложение 2.

ТЕСТ-АНКЕТА для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности.

  У ребенка способности к интеллектуальной сфере, если он:

•        обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;

•        умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

•        любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

•        часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

•        с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

•        не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

  У ребенка спортивный талант, если он:

•        очень энергичен и все время хочет двигаться;

•        смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

•        почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

•        не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

•        лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

•        предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

•        кажется, он никогда всерьез не устает;

•        неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

  У ребенка литературное дарование, если он:

•        рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

•        любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

•        выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;

•        изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

•        любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:

•        не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

•        в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

•        серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

•        когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

•        стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

•        не робеет высказать собственное мнение, мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

  Информация, полученная в ходе обследования, поможет нам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни". Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.

В помощь учителю

Приведенные ниже вопросы, помогут учителю выделить возможных одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни и затем направить их на уточняющую диагностику к психологу.

1.        Задает много вопросов?

2.        Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?

3.        Обладает массой разнообразных сведений?

4.        Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?

5.        Необычно сильно огорчается при несправедливости?

6.        Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами?

7.        Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал?

8.        Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?

9.        Критикует идеи других?

10.        Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"?

11.        Скучает и часто ничем не занимается?

12.        Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?

13.        Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать?

14.        Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?

15.        Погружается в мечты?

16.        Схватывает очень легко?

17.        Любит решать загадки и проблемы?

18.        Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?

19.        Много говорит?

20.        Любит метафоры и абстрактные идеи?

21.        Нравится обсуждать проблемы?

Работа с родителями

Система домашнего образования превращается в сферу, где в основном и ведется формирование личностных качеств и творческих способностей.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2. Чтение лекций для родителей.

3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

4. Систему домашнего заочного обучения детей в системе дополнительного образования.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера. Для родителей, имеющих детей младшего школьного возраста:

1. Одаренность: понятие, виды одаренности. Потенциальная, «скрытая» одаренность.

2. Особенности развития одаренных детей (познание, психосоциальное развитие, физические характеристики). Способы диагностики. Наблюдение.

3. Фактор здоровья в развитии ранней одаренности. Социализация.

4. Выбор школы, учителя для своего одаренного ребенка.

5. Факторы благоприятствования для развития одаренности детей. Развивающая предметно-пространственная среда.

6. Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей, одаренности ребенка.

Приложение 3.

Вопросы :

1.        Задает много вопросов?

2.        Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?

3.        Обладает массой разнообразных сведений?

4.        Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?

5.        Необычно сильно огорчается при несправедливости?

6.        Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими       проблемами?

7.        Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал?

8.        Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?

9.        Критикует идеи других?

10.        Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"?

11.        Скучает и часто ничем не занимается?

12.        Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?

13.        Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать?

14.        Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?

15.        Погружается в мечты?

16.        Схватывает очень легко?

17.        Любит решать загадки и проблемы?

18.        Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?

19.        Много говорит?

20.        Любит метафоры и абстрактные идеи?

            Нравится обсуждать проблемы?

Приложение 4.

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

1. «Кнопки мозга». Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки». Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

3. «Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Сгибание пятки». Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.

Исходное положение: сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

6. «Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания.. Укрепляют наружные глазные мышцы ,снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки» Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.

8. «Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

9. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5–8 раз.

10. «Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...

Мониторинг качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО

Статья посвящена стартовой диагностике первоклассников....

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...

Выступление на педагогическом совете: Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС

Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов. «Игры детей – в...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС

В статье раскрываются основные методы и приемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях внудрение ФГОС...

«Современные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС»

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями зд...

Районный межпредметный семинар учителей " Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения качества образования в условиях внедрения обновленных ФГОС "

Знание математики пригодятся и в обычной жизни, ведь всем нам так или иначе приходится регулярно выполнять простейшие математические действия.В рамках семинара был дан открытый урок по математике....