Мониторинг качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО
статья (1 класс) на тему

Елена Владимировна Ковалева

Статья посвящена стартовой диагностике первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО

Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и        адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых  путей решения»

(Н.Рерих)

Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, полученные на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу  НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, я, как учитель начальных классов должна не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников. 

/ слайд 3/ Существует несколько определений понятия мониторинга.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Мониторинг - это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора   средств их решения.

/Слайд 4/  Виды мониторинга

 /слайд 5/   Цель мониторинга:

- проанализировать и оценить результативность обучения;

- оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;

 - проанализировать успешность обучения ;

 - обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.

 /слайд 6/  Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, выясняются такие вопросы, как достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя.

 Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.  

При проведении мониторинга учитываем:

  1. Учебные возможности младших школьников;
  2. Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
  3.    Коррекционную работу на перспективу.

 Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.

 Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:

- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;

- первичная диагностика учащихся;

- повторная диагностика учащихся;

- сравнительный анализ результатов диагностики.

  /слайд 7/  Объекты мониторинга:

  1.Универсальные учебные действия младших школьников;

2.Психолого – педагогические условия обучения;

3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе:  проектное обучение,   личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающее.  

4. Внеурочная деятельность

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.

Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями. 

Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.

Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация школы.

Я поведу разговор о мониторинге, проводимым учителем, так как именно мониторинг первого уровня обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.

Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса    трудно представить  успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок  не позволяет объективно оценивать деятельность   ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.

Программа действий мониторинга (алгоритм)  

1.Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.

2.Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).

3.Промежуточный контроль.  

4.Повторная коррекция.

5.Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.)

6.Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).

7.Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.

8.Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).

9.Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%).

10.Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).

Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.

Педагогический мониторинг – это   анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.

Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область.   Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном случае я покажу, как отслеживалась работа по написанию изложения текста, решение задач разных видов, проверка техники чтения. /слайд 10 -12 /.

Точно также я провожу мониторинг и по другим областям: списывание текста, вычислительные навыки, знание таблицы умножения и т.д. /

Результатом всех видов мониторинговых работ, проводимых в первом классе, является сформированность универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Эти данные сначала заносятся в таблицы, а потом составляется диаграмма формирования УУД.  /слайд  -  индивидуальная и сводная ведомость по отслеживанию УУД у учащихся /

В последующих классах продолжается такая же работа.

Заключение

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы:  психолога,  логопеда.

Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные  способы помощи  детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

Итак, мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.

Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:

-созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому ученику.

Мониторинг как средство отслеживания результатов   учащихся полностью оправдывает себя:

- выявляет «западающих» тем;

- помогает определить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;

- заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;

- повышает качество работы учителя, его отдачу работе;

- способствует усилению успешности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...

Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"

Данное выступление  освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль  в эффективности управления учебным заведением....

Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС

В статье раскрываются основные методы и приемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях внудрение ФГОС...

«Современные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС»

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями зд...

Районный межпредметный семинар учителей " Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения качества образования в условиях внедрения обновленных ФГОС "

Знание математики пригодятся и в обычной жизни, ведь всем нам так или иначе приходится регулярно выполнять простейшие математические действия.В рамках семинара был дан открытый урок по математике....