Кружок Информатика 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Айтыкина Амина Худжатловна

      Рабочая программа по информатике  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  А.В. Горячева, Н.И.Суворова  «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2014-2015g._kruzhok_informatika_3_klass.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное  общеобразовательное

бюджетное учреждение «Салымская СОШ №2»

Программа дополнительного образования

в ОУ «Истоки»

Информатика

3 класс (9 лет)

Айтыкина Амина Худжатловна,

учитель начальных классов

 

п. Салым

2014-2015г.

Пояснительная записка к рабочей программе курса

 «Информатика в играх и задачах» 3 класс

      Рабочая программа по информатике  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  А.В. Горячева, Н.И.Суворова  «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

    Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи:

  1. Формирование  навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
  2. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных  с  информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;
  3. развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу  (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)

Особенности построения курса  «Информатика »

    В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

     Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ценностей семьи и общества и их уважение,
  • чувства прекрасного и эстетических чувств,
  • способности к организации своей учебной деятельности,
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмический компонент

Цель: развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

В соответствии с учебным планом   рабочая программа составлена на 36 часов (1 час в неделю),

что соответствует часам, отведенным авторами программы.

Планируемые результаты по предмету

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе

являются формирование следующих универсальных учебных действий:

            Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

                  В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Основное содержание учебного предмета

Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Учебно – методическое обеспечение:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2010.
  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: «Просвещение», 2010.
  4. А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.
  5. А.В. Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации по информатике для 3 класса. М.: «Баласс», 2012.
  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.:  «Просвещение», 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Учебно-тематическое планирование

Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И..

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 3 класс /Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007..

Тема урока

Дата
проведения

Основные понятия и термины

Требования к уровню подготовки обучающихся

Использование ИКТ

I четверть

Раздел 1 «Вложенность алгоритмов» 8 ч.

1

Инструкция по технике безопасности. Человек и компьютер.

Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция по эксплуатации электронно-вычислительных машин. Объект изучения науки информатики. Области применения       компьютера.

Технология педагогического общения

2

Алгоритм

Объект изучения науки информатики. Области применения       компьютера. Понятия      «алгоритм»,       «команда      алгоритма». Последовательность команд в алгоритме.

Знать понятие алгоритма. Уметь понимать построчную запись алгоритма

3

Схема алгоритма

Схема алгоритма. Условные обозначения в алгоритме. Составление алгоритма.

Уметь:

Понимать построчную запись алгоритмов;

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

4

Ветвление в алгоритме

Условие в алгоритме. Стрелки «да» или «нет» в алгоритме. Ветвление в алгоритме. Выполнение алгоритмов с ветвлениями.

Уметь:

Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

5

Цикл в алгоритме

Вопросы с ответами «да» или «нет». Повтор выполнения шагов - цикл в алгоритме.

Уметь:

Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

6

Алгоритмы с ветвлениями и

циклами

Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме.

Знать понятие алгоритма.

Уметь:

Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

7

Подготовка к контрольной работе

Параметры. Поиск исходного положения по алгоритму и результату. Ветвления. Циклы.

Знать понятие алгоритма.

Уметь:

Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

8

Контрольная работа№1 по теме «Алгоритмы».

Уметь:

Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

Раздел 2 «Свойства объекта» 8ч.

9

Состав и действия объекта

Описание объекта. Таблица «Состав - дейсвия».Сравнение состава и действия объектов (загадки).

Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса

II  четверть

10

Группа объектов. Общее название

Игры «Назови одним словом» или «Назови предметы группы». Определение объектов в группы. Общее название групп объектов.

Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса( группы однородных предметов)

11

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы

Общее в составе и действиях группы объектов. Особенное в составе и действиях подгруппы.

Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов)

12

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.

Имена предметов и существ. Обозначение предметов. Общие имена предметов. Единичное имя предмета. Описание отдельных предметов в группе.

Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса

13

Подготовка к контрольной работе

Повторение содержания раздела.

Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса

14

Контрольная работа№2 по теме «Объекты».

Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса

15

Разбор контрольной работы

Анализ результатов контрольной работы.

Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса

16

Повторение содержания раздела «Свойства объекта».

Повторение содержания раздела.

Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса

III четверть

Раздел 3 «Множество» 10 ч.

17

Множество. Число элементов множества. Подмножество

Нахождение ответов на вопросы «Почему?» и «Как понять?». Множество. Элемент множества. Число элементов множества. Подмножество.

Знать понятия множества, подмножество, элемент множества

18

Элементы, не принадлежащие множеству.

Пересечение множеств.

Множества и отрицание. Слово «НЕ». Игра «Что на пересечении?».

Знать понятия множества, подмножество, элемент множеств.

Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области

19

Пересечение и объединение множеств

Пересечение и объединение двух множеств. Слова «НЕ» и «ИЛИ».

Знать понятия множества, подмножество, элемент множеств.

Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области

20

Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»).

Высказывание. Истинность высказывания. Истинность высказывания со словом «НЕ».

Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не»)

21

Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»

Истинность высказываний со словом «И». Истинность высказываний со словом «ИЛИ».

Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не»)

22

Граф. Вершины и ребра графа.

Граф. Вершины графа. Ребра графа.

Уметь:

Изображать графы;

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию

23

Граф с неправильными ребрами

Ориентированный граф. Ребра - стрелки.

24

Подготовка к контрольной работе

Взаимное расположение множеств. Слова «И», «ИЛИ», «НЕ». Графы. Цепочки утверждений. Графы для утверждений.

Уметь:

Изображать графы;

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию

Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области

25

Контрольная работа №3 по теме «Множества».

26

Разбор контрольной работы

Анализ результатов контрольной работы.

IV четверть

Раздел 4    «Аналогия. Выигрышная стратегия» 8ч.

27

Аналогия

Игра «Что общего?». Использование аналогии. Мышление по аналогии.

Знать понятие аналогии.

Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией

28

Закономерность

Закономерность расположения объектов в цепочке и в таблице. Циклическая закономерность расположения объектов в цепочке. Другие закономерности.

Знать понятие закономерности.

Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией

29

Закономерность

Закономерность расположения объектов в цепочке и в таблице. Циклическая закономерность расположения объектов в цепочке. Другие закономерности.

Знать понятие закономерности.

Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией

30

Аналогичная закономерность

Такое же или похожее правило. Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность.

Уметь:

анализировать игры с выигрышной стратегией;

решать задачи на закономерность

31

Аналогичная закономерность

Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность.

32

Подготовка к контрольной работе

. Повторение содержания раздела«Аналогия. Выигрышная стратегия» .

33

Контрольная работа №4 по теме «Аналогия».

34

Выигрышная стратегия

Анализ результатов контрольной работы. Стратегия. Выигрышная стратегия - «Секрет выигрыша».

Уметь:

анализировать игры с выигрышной стратегией;

решать задачи на закономерность

35-36

Повторение содержания раздела  «Аналогия. Выигрышная стратегия».

Повторение содержания раздела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Звуки и буквы! кружок 1 класс

Материал для проведения кружка "Занимательная грамматика"  1 класс по теме"Звуки и буквы", с использованием электронного носителя "Обучения грамоте"....

Планирование УМК "Гармония" наглядная геометрия (кружок) 4 класс

Планирование УМК "Гармония" кружок Наглядная геометрия 4 класс 1 час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  по общеинтеллектуальному   направлению кружок  «Информатика - заниматика»  2 года  (1-2 класс)...

КРУЖОК ИНФОРМАТИКИ " МИКРОША"

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ...

Кружок" Информатика малышам"

Простой и интересный материал для уч-ся начальных классов по информатике для внеурочки...

кружок информатика 1 класс

рабочая программа кружка "Информатика" для 1 класса, расчитанная на 33 часа...

Программа ВД "Игротека", кружок 1 класс

Подборка игр, направленных на формирование коммуникативных навыков обучающихся....