Аналитический отчет учителя начальных классов
статья на тему

Касаева Ольга Николаевна

В статье обобщается опыт проделанной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет учителя начальных классов

МКОУ «Локтевская средняя общеобразовательная школа»

Касаевой Ольги Николаевны

В жизни есть два крепких якоря – работа и дети.

А все невзгоды и трудности можно перенести.

Н. Амосов

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования. На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Это призван сделать Федеральный образовательный стандарт второго поколения.  

С 1 сентября 2011 года я набрала 1 класс и стала обучать его в соответствии с ФГОС.

Оказалось, что просто обучать детей проще, чем научить учиться каждого: самостоятельно выделять учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности.

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками.  И моя задача заключается в том, чтобы помочь раскрыться способностям каждого ребенка, не просто рассказать учащимся тему урока, а  научить его мыслить, привить ему навыки практических действий. В этом мне помогает системно- деятельностный подход и современные образовательные технологии деятельностного типа:

- ИКТ- технология;

- элементы проблемного обучения;

-  игровая и здоровьесберегающая  технологии.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива  (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для стимулирования деятельности учащихся на уроке я использую различные приемы:

  1. На этапе целеполагания прошу детей самостоятельно определить цель  урока исходя из ее темы; через актуализацию имеющихся знаний подвожу детей к формулировке темы и цели урока; из названия темы урока совместно с детьми выделяем категории знания и незнания и др.
  2. Постановка учебной проблемы.
  3. Организация индивидуального и дифференцированного подхода.
  4. Создание ситуаций успеха, применяя парную, групповую работу как средство развития коммуникативных УУД.

Организуя процесс обучения и вовлекая в него детей, я каждый день отслеживаю, чему научился каждый ребенок сегодня, как он «вырос» относительно самого себя.  Особенно это относится к детям, имеющим проблемы со здоровьем и проблемы в обучении.

Чтобы сделать уроки более насыщенными, интересными, содержательными, в своей работе использую мультимедийные презентации, работу и интерактивными обучающими программами. Их  применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.  Использование ИКТ  позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. На уроках математики особенно актуальны  интерактивные тренажеры, которые позволяют не только продемонстрировать свои знания по предмету,  но и увидеть результат своей деятельности.

Важной составляющей жизни ребенка 7-8 лет остается игра. Именно  игра  тренирует память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. На уроках обучения грамоте использую такие игры, как «День- ночь», «Твердый- мягкий», «Хлоп- топ» и др.. Кроме того, на уроках   обучения грамоте использую игровую интерактивную обучающую программу «Страна Буквария», которая помогает учащимся овладевать грамотой. На уроках математики провожу игру «Строители»,  «Путешествие в волшебную страну», «Поймай шарик» и др.

С внедрением ФГОС на первый план выходит личностный компонент обучения. Развитие конкурентноспособного гражданина РФ реализую, используя УМК «Школа России».  На своих уроках я подталкиваю учащихся к исследованию, к самостоятельному открытию нового. На уроках учащиеся превращаются в маленьких открывателей: они учатся самостоятельно определять содержание урока, планировать свою деятельность, оценивать свой результат и результат своих товарищей.

Обязательное требование стандарта второго поколения – это развитие творческих способностей. Этому способствует проектная деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время.  С детьми организую и осуществляю групповые и индивидуальные проекты уже начиная с первого класса,  тем самым формирую УУД предметных знаний.

Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Кроме того, уделяю внимание исследовательской деятельности учащихся. С исследовательскими работами мои ученики принимают участие в школьных и окружных мероприятиях. Последнюю работу мой ученик писал по теме «Почему молоко скисает?» с использованием цифрового микроскопа.

Насколько плодотворна моя работа можно судить по показателям качества знаний учащихся по предметам:

Предметы

2012-2013 уч.г. 2 кл.

2013-2014уч.г.

   3 кл.

2014-2015уч.г. 4 кл.

Русский язык

72%

74%

78%

Математика

88%

83%

92%

Окружающий мир

88%

90%

90%

Литературное чтение

80%

78%

83%

Технология

80%

88%

93%

По результатам реализации ФГОС: в классе обучалось 12 человек, из них освоили ООП НОО на повышенном уровне 5 учащихся; освоили ООП НОО на базовом уровне 7 человек; учащихся, не освоивших  программу, нет.

Ежегодно мои ученики принимают участие в конкурсах различного уровня.

За последние три года имею следующие результаты работы:

2012г.- Победитель городского конкурса учителей начальных классов, посвященного памяти А.А. Масловой,  в номинации «Молодость и талант».

2013г. -  награждена грамотой Комитета по образованию Администрации Локтевского района за успешную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

2014г.-  двое учащихся – призеры Всероссийской дистанционной олимпиады «Предания старины далекой»

2014г. - III место в конкурсе учебно- исследовательских работ.

2014г. – III  место в конкурсе букетов к 100- летию Первой мировой войны.

2014г. – III  место в районном конкурсе «Ломоносовские чтения».

2015г. – победитель городского конкурса учителей начальных классов, посвященного памяти А.А. Масловой в номинации «Сотрудничество».

Рассмотрев лишь отдельные стороны своей педагогической деятельности на современном этапе, пришла к выводу: чтобы все новые процессы в образовании протекали максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по- новому готовиться к уроку, учиться по –новому проводить урок, учиться по- новому оценивать достижения учащихся, учиться по- новому взаимодействовать с родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать шаги в новых условиях он сможет уверенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет учителя начальных классов.

Дана краткая аналитическая справка об итогах деятельности за отчетный период....

аналитический отчет учителя начальных классов

направление педагогической деятельности: применение современных интерактивных технологий как средство повышения мотивации и качества образования учащихся...

Аналитический отчет учителя начальных классов

В работе отражена структура написания аналитического отчета учителя начальных классов за межаттестационный период....

Аналитический отчет учителя начальных классов.Развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ.

Аналитический отчет учителя начальных классов за межаттестационный период.Развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ....

аналитический отчет учителя начальных классов Гусевой ГЮ

аналитический отчет учителя начальных классов Гусевой Г,Ю...

аналитический отчет учителя начальных классов Гусевой ГЮ

аналитический отчет учителя начальных классов Г усевой Г.Ю...