аналитический отчет учителя начальных классов
учебно-методический материал на тему

Кузьмина Елена Рафиковна

направление педагогической деятельности: применение современных интерактивных технологий как средство повышения мотивации и качества образования учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analit.otchet_kuzmina.docx67.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Кировградского городского округа

Свердловской области

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о результатах  педагогической деятельности учителя

в межаттестационный период с 2010 по 2015 г.г.

учителя начальных классов

Кузьминой Елены Рафиковны

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….

1.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА...

2.        АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………

2.1        АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ………………………………………………………

2.2.        АНАЛИЗ ПРОДУКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

2.2.1. ДИНАМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ…………………………………….14

2.2.2.  АНАЛИЗ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ…………………………………………………………………………………………..17

2.2.3.         УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ……………………………………………………………………………

2.3.        ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА……………….22

2.4.        УЧАСТИЕ В ВЕБИНАРАХ СЕМИНАРАХ И КОНКУРСАХ………………………………23

2.5.        ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ………………………………………………………….23

3.        ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД…………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире меняются требования к выпускнику школы. Общество выдвигает следующие требования: выпускник должен

  • обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни,
  • владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования,
  • уметь принимать самостоятельные решения,
  • адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере,
  • разрешать проблемы и работать в команде,

Все это относится к одному из главных принципов образования – научиться жить.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе.

Короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника – вот современные условия образовательного процесса.

Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий.

Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные.

Применение образовательных интерактивных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения.

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

  Передо мной стал вопрос: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал, и как следствие повысить качество обучения.

Цель: применение современных интерактивных технологий в преподавании как средство повышения мотивации и качества образования обучающихся

Задачи

1.Изучить сущность, специфику и особенности использования мультимедиа как средства повышения эффективности обучения;

2.Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование мультимедиа становится средством повышения эффективности обучения;

3.Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся;

4. Разработать  методические и дидактические материалы с широким применением мультимедийных средств обучения;

5. Оценить эффективность новых педагогических технологий   в образовательном процессе  на основе исследования результативности формирования  общеучебных умений;

  1. Определить перспективы развития системы работы на следующий аттестационный период.

Объект : учебный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет : ИКТ в повышении эффективности учебного процесса.

В межаттестационный период мне пришлось работать над следующими проблемами и противоречиями:

  • между личностными потребностями обучающихся и потребностями общества и разрешения через личностно-ориентированное обучение;
  • между высоким и низким уровнем обучаемости учащихся и разрешение через разноуровневый подход к обучению.

Объектом анализа мною была выбрана собственная педагогическая деятельность в межаттестационный период  учебная деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Цель аналитического отчета – изучение результатов педагогической деятельности учителя в межаттестационный период.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Информационно-коммуникационные технологии являются в наши дни неотъемлемой частью современного общества. Более того, они представляют собой своеобразную точку отсчета начала новой эпохи - эпохи информационного общества. Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Внедрение информационно - коммуникативных технологий в образовательный процесс способствует созданию условий для адаптации учащихся в современном обществе, приобретению ими опыта социальной деятельности, повышению профессиональной компетентности учителя.

Системное использование средств ИКТ в учебном процессе и во внеурочное время способствует:

*  Качеству современного урока;

*  Повышению познавательного интереса к предмету;

*  Качеству знаний учащихся;

*  Расширению круга учителей, занимающихся внедрением ИКТ в свои уроки;

*  Совершенствованию обучения учеников и учителей методике использования средств ИКТ.

Активное использование электронных презентаций, интерактивных средств помогает оптимизировать процесс обучения. Так, на уроках математики, при подготовке детей к тестовому контролю, использовала электронные тренинги. Особое внимание уделялось отработке навыков работы с тестом. На уроках проявлялась активность ребят. Они не боялись ошибиться. Царила доброжелательная атмосфера. Методы дифференциации и индивидуализации помогали создавать ситуации успеха, благотворно влияющие на результат. Опыт работы убедил, что информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Поэтому ИКТ позволяют не беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т. п. – во многих из них отпала необходимость.

Важное наблюдение: интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Современному ребенку намного интереснее воспринимать, добывать, анализировать информацию, в том числе обучающую, в интерактивном виде, на "живом" экране, в занимательной и игровой форме. ИД помогла и помогает сделать уроки более интересными, увлекательными и современными. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

ИД, в частности, SmartBoard, с которой я работаю на постоянной основе, предоставляет возможность проиллюстрировать в динамике свои объяснения, предоставить учащимся «живую» схему задачи. Встроенные средства визуализации (мультипликация, графики, таблицы, диаграммы) позволяют увидеть и проанализировать то, что изучается.

Не лишним будет напомнить, что интерактивная доска – это, по-сути, активный экран, присоединенный с помощью кабеля или через беспроводную связь к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски входящим в её комплект маркером, чтобы начать работу на компьютере, в котором прикосновения интерпретируются специальным программным обеспечением. Используя маркер, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения, сохранить необходимые записи для последующего использования. ИД - дополнение к проектору, интерактивная доска добавляет к возможностям проектора функцию обратной связи, тем самым создавая кольцо: компьютер-проектор-доска-компьютер. Или даже восьмерку, второе кольцо: учитель-доска-ученик-учитель. Точка соприкосновения двух колец - интерактивня доска.

Личный опыт убеждает, что использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Позволяет реализовать педагогические принципы наглядности, доступности и системности. Вносит дополнительный фактор для развития внимания, зрительной памяти, восприятия. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Опыт поиска и апробации различных технологий обучения убедил меня в том, что наиболее оптимальным является проблемный метод. Как никакой другой он способствует активизации мышления учащихся. Провоцирование проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес, включает учащихся в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решений, создаёт условия для общения, диалога и сотрудничества.

Применение на уроках интерактивной доски позволяет добиться в названном направлении ещё более интересных результатов. Используя интерактивную штору, побудить учащихся определить, что за ней написано. Другое важное наблюдение: интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, помогающий сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Не приходится тратить время на то, чтобы, например, для управляющего действия перейти от экрана к клавиатуре. Возможности ИД свели к минимуму меловую работу, которая всегда присутствует на обычной доске, позволили заготовить большое многообразие слайдов презентаций и интерактивных страниц уроков. Использование интерактивной доски позволило улучшить планирование урока и поднять его темп, увеличить активность учеников на уроке. Позволяет, рассуждая вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Вместе с другими ресурсами (презентации, демонстрации и моделирование) интерактивная доска улучшает понимание материала урока. Ученики становятся более активными и заинтересованными. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу. Работа с видеоматериалами значительно расширяет объем воспринимаемой информации. Всё в комплексе значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Не секрет, что на уроках осуществить, например, проблемный подход наиболее целостно можно далеко не всегда, так как для его реализации требуется выполнение определенных условий, а также большая затрата учебного времени. Тем не менее, зная и воплощая приемы, позволяющие использовать проблемный метод обучения на различных этапах учебного процесса, опираясь на возможности ИД, удаётся применять, например, проблемные задачи. Их решение позволяет ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному разрешению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такие задачи позволяют ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься

  1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1        АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Квалификационная характеристика учителя (приказ вступил в силу 31 октября 2010  года) требует проводить учебные занятия с использованием достижений современных информационных технологий, оценивать эффективность и результаты обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдала дидактические требования, в соответствии с которыми:

• четко определяла педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

• уточняла, где и когда буду использовать информационные технологии;

• согласовывала выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

• учитывала специфику учебного материала, особенности класса,

характер объяснения новой информации;

При проведении уроков с использованием информационных технологий применяла следующие методы и приемы (кроме традиционных):

  • организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм) ;
  • использование творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т. д);
  • использование обучающее - контролирующих программ на уроках математики, русского языка (образовательные игры, электронное пособие  для начальной школы, обучающие игры и др.);         

На  уроках организовывала работу учащихся, используя мультимедийное  пособие «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» .  Она содержит все области знаний, снабжена  видео и аудиофрагментами, анимациями и трехмерными моделями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках окружающего мира.  Энциклопедия содержит более 40 детских произведений, в исполнении известных актеров: стихи Пушкина, Лермонтова, рассказы советских, русских и зарубежных писателей. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи.

Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий.

Интернет на уроках это: организация урока для повышения мотивации школьников:  доступ ко многим образовательным ресурсам; увлекательное обучение (игровой момент); уроки в режиме on-line;  доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;  возрастание информационной грамотности учащихся.

Часто использовала в своей практике такие  Интернет-ресурсы, как:

http://viki.rdf.ru Сайт посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. Здесь можно скачать презентации ко многим урокам в начальной школе.

http://www.lukoshko.net На сайте собраны занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки, которые  являются спутниками ребенка на жизненном пути в большой мир взрослых. Сказки, стихи и рассказы помещённые в Лукошке, помогут ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы.

http://www.nachalka.info Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий»

http://mults.spb.ru/ На этом сайте можно абсолютно бесплатно посмотреть и загрузить мультфильмы.

http://interneturok.ru Образовательный портал InternetUrok.ru — это коллекция уроков по основным предметам школьной программы —
постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров.

Это далеко не полный список Интернет – ресурсов, которые я использовала при обучении младших школьников. Использование Интернета на уроках требует большой подготовительной работы.

ИКТ технологии использовала  на любом этапе урока:
- для обозначения темы урока,
- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию,
- как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
- для закрепления, проверки усвоения предыдущего материала с помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе.

Всегда помню о том, что не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, что делает процесс обучения более эффективным. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

 

2.2 АНАЛИЗ ПРОДУКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2.1. Динамика образовательных достижений обучающихся

Использование интеллектуального, творческого потенциала учащихся и использование современных образовательных  технологий в учебно-воспитательном процессе отражается на качестве обучения.  Качество  обучения и образовательную  эффективность можно проследить  по критериям, определяемым ФГОС:

  1. положительная динамика учебных достижений

Результаты освоения учебных предметов по итогам учебного года, отражающие  положительную динамику учебных достижений учащихся,  представлены в таблицах 2, 3, 4.

Таблица 2 -  Успеваемость класса по отдельным предметам

Предмет

Доля обучающихся,  получивших положительные отметки по итогам учебного года,  %

2010 - 2011 уч.год

3 класс

2011 - 2012 уч.год

4 класс

2013-2014

уч. год

2 класс

2014-2015

уч. год

3класс

Русский язык

100

100

100

100

Математика

100

100

100

100

Окружающий мир

100

100

100

100

Литературное чтение

100

100

100

100

На протяжении всего представленного периода неуспевающих обучающихся нет.

Таблица 3 - Качество знаний по отдельным предметам

Предмет

Доля обучающихся,

получивших отметки «4» и «5»

 по итогам учебного года, %

2010-2011 уч.год

3 класс

2011-2012

уч.год

4 класс

2013-2014

уч. год

2 класс

2014-2015

уч. год

3класс

Русский язык

76%

78%

82%

 84%

Математика

78%

76%

78%

 81%

Окружающий мир

79%

83%

81%

81%

Литературное чтение

76%

78%

79%

81%

По результатам можно сделать вывод о положительной динамике качества знаний по отдельным предметам:  с 76% до 84%  - по русскому языку, с 78% до 81%  - по математике, с 79%  до 81% - по окружающему миру, с 76% до 81% - по  литературе.

Таблица 4 - Качество знаний класса

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Результаты учебного года

Качество знаний класса, %

отличники

на «5» и «4

2010-2011

3 «А»

22

3  

13

72%

2011-2012

4 «А»

24

3

15

75%

2012-2013

5 «А»

23

3

14

74%

2012-2013

1 «А»

24

Программу освоили все.

2013-2014

2 «А»

21

4

12

76%

2014-2015

3 «А»

21

3

14

80%

Мои выпускники успешно продолжают обучение в среднем звене - в таблице 4 показано качество знаний при переходе в 5 класс. Качество знаний  незначительно снизилось - один ученик, обучающийся на «5» и «4» выбыл, у 3 учеников упало качество знаний по математике (в каждой четверти предыдущих лет  обучения  они имели по математике чередующиеся отметки «3»- «4», а по итогам года получали «4»).  Отличники подтвердили свое качество, что показывает высокие результаты учебной деятельности, творческого развития. Многие из них в дальнейшем являлись  победителями городских олимпиад.  

2.2.2. АНАЛИЗ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В конце каждого учебного года совместно с психологом проводили диагностику степень  сформированности универсальных учебных действий, который показал и умение применять комплексные знаний.  При диагностике психолог использовала методики, указанные в приложении 1.

Таблица 5 -  Формирование универсальных учебных действий

Уровни

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Самопознание

Мотивация

Нрав.-этич.

Умение опр.цель

М. «Рисование по точкам»

«Корректурная проба»

Наблюдение

М «Найди отличия»

«Выделение существенного»

Наблюдение

М.   «Рукавичка»

П

У

1 «а» класс 2012-13 учебный год

Высокий

52%

36%

54%

64%

28%

26%

32%

26%

36%

24%

Средний

46%

60%

23%

28%

60%

37%

52%

69%

52%

65%

Низкий

2%

12%

23%

8%

12%

37%

16%

5% (не по инст)

12%

11%

2 «а» класс 2013-14 учебный год

Высокий

58%

76%

60%

50%

40%

47%

46%

62%

54%

35%

Средний

41%

23%

40%

31%

37%

65%

42%

29%

34%

58%

Низкий

1%

1%

0%

19%

23%

16%

12%

9%

12%

7%

3 «а» класс 2014-15 учебный год

Высокий

61%

79%

62%

65%

46%

64%

48%

69%

58%

38%

Средний

38%

21%

38%

17%

38%

72%

43%

28%

40%

59%

Низкий

0%

0%

0%

18%

16%

5%

9%

3%

2%

3%

 Из таблицы видно, формирование универсальных учебных действий происходит в динамике. Этому способствует процесс обучения,  целенаправленные занятия с психологом  (курс «Я - школьник», «Волшебная страна», «Цветик - семицветик» и др.)

В таблице  6 приведены данные анализа комплексных контрольных работ, проводимые администрацией образовательного учреждения.

Таблица 6 - Анализ выполнения контрольных комплексных работ.

1 класс

2 класс

3 класс

Подтвердили усвоение

государственного стандарта

100%

100%

100%

Общая оценка полноты усвоения

знаний государственного стандарта

100%

100%

100%

Оценка прочности усвоения

прочности государственного стандарта

92%

96%

98%

Из таблицы видно, что имеется положительная динамика умений применять комплексные знания.  Это позволяет  делать выводы о том, что у учащихся формируются  умения осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль.

2.2.3.                УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

Стараясь расширить возможности для самореализации обучающихся, я активно привлекала их к участию в конкурсах и олимпиадах. Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсах:

 всероссийские - «Русский медвежонок», конкурс специалистов «ЭМУ», «ЭМУ - творческие команды», «Спасатели», «Ребус», «Однажды летом»;

 муниципальные малые олимпиады «Эрудит»; муниципальные конкурсы  «Звёздный дождь», «Волшебная снежинка», «Три волшебных глаза», «Конкурс чтецов».

В конкурсах мои ученики проявили креативность, сплоченность, умение действовать в нестандартных ситуациях - все это подтверждено числом побед и призовых мест: 2010г - 5 призовых мест, 2011г - 8 призовых мест, 2012г - 12 призовых мест, 2013г - 6 призовых мест, 2014г - 9 призовых мест.

Название

 мероприятия

Форма

Уровень мероприятия, год, результат участия

школа

город

Эрудит

олимпиада

2011г.,

2 место

3 место

2011,

1чел. –

3 место

Звездный

дождь

олимпиада

2011г.,

1 место

Русский

медвежонок

конкурс

2011,

3 мест

ЭМУ (умный)

конкурс

2013,

2 чел. –

1 место,

1 чел. –

 2 место, 4 чел.

ЭМУ(матем.)

конкурс

2012, 2 чел-

2 место

ЭМУ (рус.яз.)

конкурс

2012,

3 чел. –

1 место

ЭМУ(литер.)

конкурс

2012,

1 чел.-

1 место,

2 чел. –

2 место

ЭМУ(окр.мир)

конкурс

2012,

 2 чел. – 1 место

3 место

Спасатели

конкурс

2014,

1 чел. –

2 место

2014,

1 чел.-

2 место

Мой любимый питомец

конкурс

2012,

5 чел.-

3 место

Три волшебных глаза

конкурс

2014,

1 чел.-

1 место,

4 чел. –

2 место

Снегопад

конкурс

2014,

3 место

Весенняя капель

конкурс

2015, -

2 место

Конкурс чтецов

конкурс

2015,

1 чел. –

2 место

Волшебная снежинка

конкурс

2012,

8 чел. –

3 место

Кенгуру

конкурс

2011,

1 чел. – 2 место

2014,

1 чел.-

2 место

Король письма

конкурс

2011,

3 чел.-

2 место

Олимпиада по

 рус.яз.

олимпиада

2011,

2 место,

  1. место

Наблюдая за детьми, их отношением к окружающему миру,  к жизни, к себе отмечаю, что они воспитаны.  Детей стоящих на внутришкольном учете нет. Детей явно не проявляющих мотивации к учебе нет. Все дети с  большим интересом участвовали во внеклассных и внешкольных мероприятия

2.3. ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания. Активно участвую в работе школьного методического объединения. Ежегодно провожу открытые уроки для родителей и учителей школы и города: урок-игра «Математическое кафе» (2011), урок математики «Неравенства» (2012),  игра - путешествие «В страну математику» (2012), открытое занятие для родителей (2013), занятие по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» (2014).

В целях расширения возможностей по представлению собственного опыта педагогическому сообществу зарегестрирована в социальной сети работников образования, где разместила методическую разработку  занятия по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»  в электронном СМИ «Социальная сеть работников образования - nsportal.ru »

Будучи убежденной сторонницей укрепления связи школы с семьей, осуществляю тесное сотрудничество с родителями, изучаю семьи, условия, в которых воспитывается ребенок (анкетирование, тестирование, посещение на дому), организовала педагогический всеобуч для родителей, на котором освещаются вопросы физического и нравственного здоровья учащихся, воспитания в детях стремления к здоровому образу жизни.

2.4.        УЧАСТИЕ В ВЕБИНАРАХ СЕМИНАРАХ И КОНКУРСАХ

Участвовала в семинаре в 2012 г. с выступлением на тему «Урок – одно из условий реализации ФГОС. В 2011г. приняла участие в семинаре «Интерактивные технологии в образовательном процессе»; в 2013г. прошла обучение на семинаре «Реализация идей ФГОС в образовательной системе «Гармония»»; в 2015 г. была участницей всероссийской педагогической конференции «Развитие технологической компетентности педагога в Мастерской ценностных ориентаций».

  1. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Как учитель, работающий в современной школе, предъявляющие высокие требования к подготовке своих педагогических работников, я повышаю свою квалификацию:

  • 2011, ГБОУ ДПО «ИРРО Свердловской области», г. Екатеринбург,  ОП «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе», 72 часа;
  • 2011, ГБОУ СПО Свердловской области «Свердловский педагогический колледж», ОП Интерактивные технологии в образовательном процессе», 8 часов;  
  • 2013, ГБОУ ДПО «ИРРО Свердловской области» Нижнетагильский филиал, «Реализация ФГОС.» Вариативный модуль «Организация   внеурочной деятельности в ОУ», 120  часов;
  •  2013, ЧУДПО «Образовательный центр Гармония», ОП «Реализация идей ФГОС в образовательной системе Гармония», 4 часа;
  • 2014, ГАОУ ДПО «Институт развития образования», ОП «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС», 80 часов.

  1. ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

  • продолжить освоение ФГОС;
  • внедрить в практику новые формы работы урочной и внеурочной деятельности;
  • продолжить работу по внедрению новых интерактивных технологий в образовательный процесс;
  • продолжить работу по изучению методики творческих проектов и реализации их на практике;
  • разработать стратегию сотрудничества по интеграции уроков с учителями других предметов;
  • • способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

В результате своей работы за межаттестационный период я пришла к выводу, что основные условия, определяющие эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах можно свести к следующим положениям:

  • используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям, то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников;
  • для достижения педагогического эффекта использования дидактического материала на любом носителе в медиаобразовательных целях должно быть систематическим в течение всего года;
  • использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление, в частности, экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной  работы;
  • учитель должен подходить очень аккуратно к отбору материала (особенно видеоматериала), предлагаемого для работы  с ним на уроке, не только по содержанию, но и по объёму. (Приложение 4)

Я выявила, что использование ИКТ в начальной школе позволяют:

- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

 - обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Я считаю, что преимущества, получаемые учителем, при использовании ИКТ следующие: скорость объяснения увеличивается почти вдвое; качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение); более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний; использование Интернет – ресурсов позволяет «идти в ногу со временем»; изготовление презентаций – это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию; повышение уровня использования наглядности на уроке; повышение производительности урока;

Также преимущества получают ученики: лёгкий путь усвоения информации; при изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки необходимые им в будущей жизни.

Я убедилась, что использование компьютера на уроках в начальной школе способствует развитию устойчивого внимания, повышению мотивации к учебе, облегчается овладение сложным материалом, что подтверждается результатами мониторинга.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых я использую ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать, активно участвовать во внеурочной работе.

ИКТ позволяют выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.

Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на уроке.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на уроках представляется целесообразным и необходимым.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь НЕ НАВРЕДИ! Компьютер только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г.  (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Издат. РАО, 1994.
  4. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003.
  5. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа.2009. №2.
  6. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. Начальная школа.2008. №11.
  7. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  8. Иванов В.В., С.А Зайцева Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
  9. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru
  10. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.
  11. Концепции модернизации российского образования на период до 2015г  от 07 февраля 2011 г. №163-р
  12. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
  13. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  14. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. Начальная школа. №4.
  15. Панова Н.В. Внедрение стандартов второго поколения. Учебно-методическое пособие СПб.: ИДПИ, 2010.
  16. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  17. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): 2-ое издание. М.: ИИО РАО, 2008.
  18. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru
  19. СанПиН 2.4.2.2821-10 пункт 10.18«Продолжительность непрерывного применения технических средствобучения на уроках» (пр. от 29 декабря 2010 года №189)
  20. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 года № 373);
  22. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  23. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008.