Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Аликберова Анна Васильевна

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный закон страны, конечно, нужно знать. Выучить ее в школе, может быть, и не нужно, но понимать дух правовой системы Российской Федерации, которая построена на Конституции РФ, знать основные свои права и обязанности очень важно.В ходе таких занятий обучающиеся приходят к выводу,  что Конституция РФ - та социальная система аксиом, которую нужно знать для того, чтобы уважать себя как личность, уважать других. Не зная своих прав и обязанностей, трудно быть полноценным гражданином. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alikberovaa.v._iz_opyta_raboty.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конституция  Российской Федерации - основной закон нашей страны.

Как построить беседы с младшими школьниками                                                            по Конституции Российской Федерации.

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ № 22                               г. Ставрополя Аликберовой Анны Васильевны.

    Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Современному государству чуть более 20 лет, оно выстроено по Конституции 1993 года, мы живем по тем правилам, которые приняли на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. До того момента у нас были иные правила, иное государство, иной тип государственного устройства, другие права и свободы, другая конфигурация общественных и властных институтов. Поэтому наше государство было другим, и в декабре 2016 года мы отпраздновали 23-летие нынешнего положения дел. Безусловно, как в каждом явлении здесь есть плюсы и минусы, но мы живем в настоящем, поэтому должны понимать, как совершенствовать те правила, которые у нас есть, как их делать лучше, правильнее, успешнее проецировать траекторию своего жизненного пути и как важно, чтобы наши дети с ранних лет жили с чувством  важности знания Конституции РФ. 

          Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный закон страны, конечно, нужно знать. Выучить ее в школе, может быть, и не нужно, но понимать дух правовой системы Российской Федерации, которая построена на Конституции РФ, знать основные свои права и обязанности очень важно. Российская Конституция имеет свои особенности, в принципе интеллигентный, образованный, настоящий российский школьник должен ее знать.

         Сущность Конституции Российской Федерации и её  идей можно донести до сознания младших школьников не путём чтения и разбора её положений, а только на примере конкретных фактов, событий из нашей жизни с одной стороны, и содержания читаемых детьми на уроках литературы произведений – с другой. Связывая всё это воедино, можно познакомить обучающихся с важнейшими и доступными их пониманию положениями Конституции РФ.

Так, например, нет нужды читать детям текст  Конституции РФ, где говорит-ся о правах и обязанностях родителей.                                                                                                                        

    Однако, уже первоклассников  можно ознакомить со смысловым содержанием Конституции, развернув разговор о внимательном отношении к родителям на уроках литературы при работе с такими произведениями, как М. Горький «Воробьишко», Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог»; во 2 классе-  Л. Толстой «Прыжок», «Акула», русская народная сказка «Крошечка-Хавро-шечка»,русская народная сказка «Морозко»; в 3-4 классе - башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка», русская народная сказка «Финист – ясный сокол», Леонид Андреев «Петька на даче», Антон Чехов «Ванька», Антон Чехов «Мальчики», Людмила Улицкая «Бумажная победа», Ирина Пивоварова «Мы пошли  в театр», Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…» , «Сердце матери» З.Воскресенская,»Мамин день» Е.Трутнева, «Наша бабушка» В.Викторова и т.д.

   Так, возьмём, например, строки стихотворения «Посидим в тишине». Задача учителя при подготовке к уроку – выделить лейтмотив «Берегите маму!», который станет началом большого  разговора об отношении к родителям, к маме, папе, заслуживающим право на особую любовь  и заботу к ним. Накануне проведения таких уроков учащиеся получают задание  понаблюдать, что успевают сделать родители, вернувшись с работы. Такие задания не только помогают детям наглядно увидеть, что у их родителей множество забот, что они успевают, но и вызывают у младших школьников внимательное отношение к своим родителям, желание помочь им в каждодневных домашних делах. Но как это сделать? Ответить на этот вопрос обучающимся  поможет чтение стихотворения Е.Благининой, которое учит их быть сдержанными, неравнодушными к родным, беречь их. Художественное слово поможет учителю убедить детей в том, что если они возьмут на себя часть домашней работы, то тем самым окажут большую помощь своим родителям, во многом облегчат их быт.

Идеи    Конституции РФ будут ещё более понятны и прочувствованы обучающимися  при чтении текстов и рисовании  на тему «Дружная семья». При чтении произведений  и рисовании на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» у младших школьников уточняются их первоначальные представления о нормах морали и правилах поведения людей в обществе. Анализируя поступки героев, дети определяют для себя, какие поступки считаются плохими, какие хорошими, за что уважают людей. Проще раскрывается смысл 17  статьи  Конституции РФ:  « В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»

    Продолжать начатую работу лучше на классных часах , где ребята в игровой форме усваивают Статью 23: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.»

     На уроках окружающего мира  затрагивается изучение  3 Главы Конституции РФ « Федеративное устройство».

Знакомя обучающихся со статьей Ю.Дмитриева «Государственные флаги» и произведениями о государственной символике, касаемся рассмотрения 1 главы Конституции РФ « Основы конституционного строя». Безусловно, что всё, о чем идет речь на этих уроках, связано с задачей осмысления  детьми главных символов  нашей страны: герба, гимна и флага, которые законодательно  утверждены Конституцией РФ.  Здесь же детям уточняется, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.  Объясняется детям и то, что Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

          Целый цикл классных часов в начальной школе желательно посвятить изучению Глава 2 Конституции РФ  «Права и свободы человека и гражданина». Здесь уместны дискуссии, деловые и сюжетные игры, рисование и художественное слово.

    Интересны детям и сведения из 4 Главы  Конституции РФ  « Президент Российской Федерации». Главная цель таких занятий – знакомство детей с основой системы высших органов государственной власти, действующих по Конституции РФ. Очень важно, чтобы при  этом обучающиеся осознали, что в государстве нет «начальника», а все структуры получают «свою часть »власти по волеизъявлению народа. Эта демократическая норма закреплена  в Конституции и является идеальным образцом того порядка, который должен существовать в стране. Здесь же важно указать, что условием существования демократии является разделение власти. Основная мысль «По Конституции государственная власть разделена между Президентом, правительством и Государственной думой, и другими органами власти».

    Важно отметить, что в нашей Конституции закреплены нормы правового государства. Однако между закреплением норм и их реальным выполнением существует политическая практика, которая далеко не сразу может войти в соответствие с нормой. Понятно, что между реальностью и идеальным порядком, описанным в Конституции, существует разрыв, так как традиции правовых отношений не могут возникнуть сразу. И при работе учителю нужно не забывать, что в литературе  чаще описывается лишь идеальный образ отношений, к которому стремится наше общество, объявив о строительстве правового государства. Здесь, ребятам предлагается «обыграть» те стандартные фразы, содержащие сова «президент», «дума», которые дети слышат по телевизору.

      Постановку проблемной ситуации можно осуществить с помощью следующего диалога:

 Учитель:  «Так какие вам известны органы власти, существующие в нашем государстве?»

Учитель: «Значит у нас несколько разных органов власти?»

 (Ученики соглашаются с очевидным фактом).

Учитель: «Давайте представим наш класс, как модель государства. Наби будет Президентом. Алиса, Артем и Денис составят Правительство, а весь третий ряд- это Государственная дума».

      Ученики весьма эмоционально отреагируют на такое разделение ролей. После того, как эмоции улягутся, учитель может поставить саму проблему: « Так кому же в нашей стране принадлежит власть в государстве?»

     Ученикам сразу и не ответить на такой вопрос. Скорее всего, большинство попробует выяснить, кому кто будет подчиняться. Таким образом, проблема обозначена. Для решения того, «кто в государстве главный», учитель может предложить найти ответ тексте Конституции РФ. Это будет совместным открытием нового знания. При этом важно не упустить, что при разделении властей между разными структурами, все они получают власть по воле народа.

       После этапа первичного закрепления и расширения знания, хорошо, подводя итоги, снова задать тот же вопрос, так, чтобы ответ на этот вопрос был очевиден-«народ». Полезны на этих уроках вопросы, кому из детей удалось побывать на избирательном участке во время выборов; за кого голосовали их родители и как это происходило. Таким образом, опираясь на имеющиеся у младших школьников представления, можно познакомить ребят с избирательным правом граждан.

     В ходе таких занятий обучающиеся приходят к выводу,  что Конституция РФ - та социальная система аксиом, то, о чем мы договорились, то, что мы поняли. Так же как и систему аксиом, вряд ли мы используем Конституцию каждый день. Однако, законодательство нужно знать для того, чтобы уважать себя как личность, уважать других. Не зная своих прав и обязанностей, трудно быть полноценным гражданином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник, посвященный Дню Конституции Российской Федерации.

Данное мероприятие  нацелено  на воспитание патриотических чувств у  школьников , на развитие познавательного интереса к истории своей Родины....

Конституция Российской Федерации

рассказать о современной символике России; развивать познавательный интерес к своей Родине.Научить правильно слушать гимн страныПознакомить с основными статьями КонституцииПроследить, как законы Конст...

Конституция Российской Федерации. Государственные символы России.

Цель: формирование основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России.Задачи: - познакомить с Конституцией Российской Федерации и расширит...

Конспект урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (День Знаний)

Данный конспект урока предназначен для проведения Урока знаний, классного часа,посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации. Аудитория - 2 класс....

Конституция Российской Федерации классный час

Классный час посвящённый 20- летию принятию Конституции РФ. Дети познакомятся с основным законом страны, его структурой и содержанием некоторых статей....

Классный час Тема: «ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ РОДИНЫ» К 20-летию Конституции России.

Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями горд...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Интересно! Спасибо, Анна Васильевна!