Статья на тему: "Стандарт в российской в системе образования"
статья на тему

Статья на тему: "Стандарт в российской в системе образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Стандарт в российской системе образования».

  1. Социальные эффекты образования.

 Первый эффект   – это социальный лифт. Образование может дать возможность человеку, в каких бы он слоях общества ни  родился. Поэтому в обществе самым мощным социальным лифтом, в том числе и лифтом, обеспечивающим образование того, чего у нас очень мало, - среднего класса – является именно образование. Но социальный лифт – это одна шкала.

Второй эффект – социальный миксер.  Это перемешивание разных социальных слоев общества.

Третий эффект – это эффект социального колодца. Почему сегодня в образовании так думают о доступности образования, о качестве образования? Да потому что если не будет доступности, то перекроется возможность передвижения. Если не будет доступности, то получится, что люди окажутся выброшенными за обочину жизни. И самое страшное – если нет доступности знаний, и если нет развития уникального явления - нашего учительства, если учитель не получает знаний, если учитель не имеет, прежде всего, мощного социального и ценностного статуса в этой стране, то он может стать люмпеном. Если он становится люмпеном, то в общении с детьми он тянет за собой детей – и возникают совсем не те образцы поведения, которых   бы  хотелось видеть.

2.Приоритеты государственной политики в области образования.

Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на основных уровнях (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование) в России в значительной степени сегодня решены. Исключением пока остается дошкольное образование. Приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования.

Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики. Речь идет не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но о качественных характеристиках всего поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о "качественном" образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны.

Традиционные институты образования - детские сады, школы, колледжи, университеты, оставаясь центральными элементами образовательной системы, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования. Поэтому современная программа развития образования должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека.

Поэтому вторым системным приоритетом государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.

Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей.

Поэтому третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства в России открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался.

Россия - федеративное государство, в котором миссия образования включает и консолидацию российской гражданской нации, и укрепление единства страны.

Поэтому четвертым системным приоритетом является укрепление единства образовательного пространства России, что предполагает: выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы России.

3.Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования.

Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов.

1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.

2. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурентность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.

3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования.

5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

 4. Стандарт в российской системе образования: к истории вопроса.

До 1992 г. собственно понятия «стандарт» в российском образовании не существовало. Существовал один комплект документов и материалов, который действовал на территории всей страны единый для всех школ: единый типовой учебный план, единые программы, единые учебники и учебные пособия.

1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» - система образования становится вариативной, Для обеспечения единого образовательного пространства страны потребовалось введение образовательных нормативов, и как следствие в 1998 был введен ГОС, регламентирующий обязательный минимум содержания образования.

Несмотря на то, что образовательные стандарты расширили академическую свободу образовательных учреждений, они не изменили подход к проектированию содержания образования, их доработка привела к созданию  ФГОСов первого поколения 2004г.

Российская система стандартизации не успевает за потребностями рынка труда. Стандарты первого поколения, стандарты содержания образования не способны обеспечить подготовку выпускника, удовлетворяющего требования современного общества. Что послужило причиной введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в 2007, который включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.

Закон российской Федерации статья 7 . В российской федерации устанавливаются единые федеральные государственные стандарты,  представляющие собой совокупность требований обязательных. Обязательных при реализации образовательных программ.

 

В различные временные отрезки истории страны, понятие образовательного стандарта варьировалось в зависимости от требований, предъявляемых к образованию. Впервые термин «стандарт образования» был введен в 1998г.

5. ФГОСы общего образования (начального, основного, среднего) второго поколения в контексте государственной политики.

В 2008 г. была опубликована концепция Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС).   В 2009 – 2012 гг. были разработаны и утверждены Министерством образования и науки РФ с последующей регистрацией в Минюсте России ФГОС начального, основного и среднего общего образования.  

ФГОС общего образования является основой разработки образовательных программ начального общего, основного общего и среднего полного общего образования, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам.

Федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятом в конце 2012 г., - это нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными организациями (учреждениями), имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» была утверждена новая структура федерального государственного образовательного стандарта  Теперь каждый стандарт (для начальной, основной и средней школы) включает три вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) построена на основе новых принципов. Отражая социальный заказ, образовательный стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное, в том числе социальное развитие обучающихся .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"

Н.Н.  Горбенко, МБОУ СОШ №12 г.ВоронежаПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯПроблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями связана с нарушением п...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми  в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Сайт «Э

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...