Главные вкладки

    Методическая разработка (2 класс) на тему:
    Внеурочное мероприятие для учеников 2-х классов "Путешествие по Красной книге Санкт-Петербурга и Ленинградской области"

    Воротникова Александра Сергеевна

    Тематическая беседа-викторина.

    Цель: вызвать интерес к проблемам экологии, формирование ответственного отношения к окружающей среде

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл den_ekologii.docx25.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеурочное мероприятие для учеников 2-х классов

    Путешествие по Красной книге Санкт-Петербурга и Ленинградской области

    Воротникова А.С.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15  Василеостровского района Санкт-Петербурга

    Тип: тематическая беседа-викторина

    Цель: вызвать интерес к проблемам экологии, формирование ответственного отношения к окружающей среде

    Задачи:

    Образовательная: расширение  знаний о природе родного города и области,  закрепление знаний об охране окружающей среды,  многообразии животного и растительного мира.  

    Развивающая: развитие познавательного интереса к природе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, умения делать выводы и заключения, логического и творческого мышления, интереса к чтению научно-популярной литературы.

    Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе,  расширение кругозора.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация, бланк с вопросами викторины, Красная книга природы Ленинградской области и/или Красная книга природы Санкт-Петербурга и/или Красная книга России.

    Вступление

    (Слайд1 )Природа – это дом, в котором мы живем. Как же  приятно жить там, где царит красота и гармония, там где чистый воздух , где цветут цветы и шелестят ветви деревьев, где поют птицы и можно наблюдать за животными!  Мир природы удивителен и прекрасен. Богатство нашей планеты заключается в  миллионах видов живых существ, которые ее населяют.  

    Ребята, есть ли у вас любимые места для отдыха? Может быть, какой-нибудь парк или сквер, куда вы ходите с родителями по выходным,  или деревня, в которую  вы ездите летом? Вы согласны, что общение с природой благотворно влияет на наше здоровье и настроение?

    (Слайд 2) Однако сегодня судьба многих  растений и животных находится под угрозой. К сожалению, человек не всегда ведет  себя бережно по отношению к природе. Современный мир невозможно представить без больших городов, заводов и фабрик, шумных машин и самолетов. Из-за деятельности людей страдает окружающая среда: загрязняется вода, воздух и почва, исчезают живые организмы.

    Вопрос ребятам: как человек может навредить природе ? (вырубка леса/выброс вредных веществ/браконьерство/свалки и мусор/лесные пожары по вине человека и тд) Все, что вы перечислили,  является причиной исчезновения животных и растений.

    (Слайд 3)Для того, чтобы остановить  это исчезновение, ученые, которых мы называем экологами, составили Красную книгу. Красный цвет был выбран не случайно, он символизирует опасность. Красная книга – это список редких и находящихся в опасности, то есть под угрозой исчезновения, животных, растений и грибов. Существует общая или международная Красная книга, а также Красные книги отдельных стран и регионов.

    (Слайд 4) Мы с вами живем в г Санкт-Петербург, а окружает наш город – Ленинградская область. Важно знать, какие животные и растения занесены в нашу Красную книгу, чтобы случайно не навредить им.

    Давайте подведем небольшой итог: Как вы поняли, что такое Красная книга? Как называются ученые, которые занимаются спасением дикой природы?

    Какие  группы животных вы уже знаете? (насекомые, рыбы, звери, птицы), а растений?(хвойные, цветковые, мхи, папоротники, водоросли) Только представьте, в   Красную книгу Санкт-Петербурга занесено 164 животных, 7 моллюсков и 124 растений и грибов. Для одного города – это довольно много! А в Красной книге Ленинградской области находится еще больше - 558 животных и 528 растений. (Слайд 5) Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Если тема покажется вам интересной, мы можем продолжить знакомство с редкими животными и растениями на следующих внеклассных занятиях.

    (Слайд 6)Белощекая казарка – это небольшой гусь. Эти птицы живут на севере.  Как бы вы описали его внешний вид? Он и имеет двухцветную окраску оперения: чёрная сверху, белую снизу. На боках тела расположены серые полосы. Белощекая казарка  быстро бегает  и нередко таким способом спасается от опасности. Также она прекрасно плавает и  летает. Как вы думаете, чем питается эта птица? Хищная она или нет? Белощекая казарка охотно ест траву и водоросли. Еще можно отметить следующий  интересный факт: белощекая казарка очень интересно гогочет. Она издает звуки, очень похожие на собачий лай. Если услышать их со стороны, ни за что не скажешь, что так кричит птица. Раньше охотники убивали  этих птиц ради мяса, но сейчас охота на казарок запрещена, поэтому численности этих пернатых восстановилась.

    (Слайд 7) В Красную  книгу Лениградской области занесены не только животные и птицы, но и растения. Например, росянка.  Давайте опишем ее внешний вид. (овальные  зеленые листочки, покрытые волосками, на концах которых выступаю капельки жидкости, похожие на росу) Связан ли внешний вид росянки и ее название? (Росянка произошло от слова «роса») Правда, она необычная и не похожа на другие цветы?  Росянка растет на болотах и питается насекомыми. Они приклеиваются к капелькам вязкой жидкости, а затем перевариваются растением. Почему же росянку занесли в Красную книгу? Человек часто разрушает  природные сообщества: вырубает лес, неосторожно обращается с огнем, распахивает земли. Из-за этого животным  и растениям становится негде жить. Так случилось и с росянкой. Из-за осушения болот, добычи торфа(полезное ископаемое, которое добывают на болотах) и лесных пожаров численность  росянки уменьшилась.

    (Слайд 8) Иногда случается так, что в одном месте животное встречается очень часто, а в другом - настолько редко, что его приходится включать в Красную книгу.  Так произошло с ужом обыкновенным. Эта змея довольно распространена в России, но в нашей области она относится к редким видам. Для человека уж не ядовит. Как вы думаете, а для кого яд ужа может быть опасен? Его яд опасен лишь для мелких животных, являющихся его добычей: лягушек и мелких грызунов. Селятся ужи обычно у водоемов. Они отлично плавают, под водой могут находиться более получаса. Узнать ужа можно по двум светлым пятнам на голове. Серьезный враг ужа — человек. Поскольку страх перед змеями у людей в крови, а различать опасных и безобидных змей умеют немногие, часто ужей уничтожают «на всякий случай».  Также  ужи исчезают из-за сокращения численности лягушек и  вследствие осушения влажных мест их обитания.

    Теперь вашему вниманию предлагается небольшая викторина, посвященная Красной книге. За каждый правильный ответ дается 1 балл:

    1)Соедини стрелками живые организмы и причины сокращения их численности:

    Уж обыкновенный

    Осушение болот и добыча торфа

    Росянка

    Уменьшение численности лягушек, намеренное  уничтожение человеком

    Белощекая казарка

    Охота

     

    Ответы:

    Уж обыкновенный – уменьшение численности лягушек, намеренное уничтожение человеком

    Росянка- осушение болот и добыча торфа

    Белощекая казарка -  охота

    2)Верно ли утверждение: У каждого региона есть своя Красная книга?

    Ответ: да

    3)Красная книга – это

    А)список редких животных, которым угрожает опасность уничтожения

    Б) список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов

    В)список регионов, где живут редкие животные и  растут редкие растения

    Ответ: б

    4)Продолжи предложения:

    Красная книга нужна, чтобы узнать, какие……….В ней объясняются причины сокращения …………..

    5)Над последним пятым заданием я предлагаю подумать всем вместе. Можем ли мы с вами помочь сохранению  природы? Или это по силам только ученым-экологам?

    Давайте обсудить, что каждый из нас может сделать, чтобы улучшить экологическую обстановку. После обсуждения на листочках нужно  заполнить следующую  таблицу:

    Чтобы сохранить природу

    Нужно

    Нельзя

    Примерный ответ:

    Чтобы сохранить природу

    Нужно

    Нельзя

    Сажать деревья

    Рвать дикие растения, собирать дикие цветы

    Убирать за собой мусор

    Разжигать костры в лесу и оставлять их без присмотра

    Подкармливать птиц

    Охотиться на редких животных

    Учавствовать в экологических акция («Час земли»)

    Оставлять мусор

    Экономить воду, бумагу, свет

    Выбрасывать батарейки и энергосберегающие лампы в обычные мусорные ящики

    Меньше использовать личный автомобиль

    Изучать природу

    Подведение итогов

    Подсчет баллов. Обсуждение правильных ответов.  Поднимите руки те, кто набрал  8 и более баллов? Похлопаем ребятам! Они были сегодня самыми внимательными. Скажем спасибо и всем остальным участникам сегодняшней викторины.

    (Слайд 9)Будущее животных и растений  зависит от каждого из нас. Подтверждение этому мы находим в Красной книге на  зеленых страницах. Что же это за зеленые страницы? В конце Красной книги находятся зеленые страницы, где указаны животные и растения, которым  больше не угрожает опасность истребления. Например, к таким видам относится бурый медведь, лось, а среди растений – ландыш. Благодаря стараниям людей численность этих живых существ в данный момент увеличивается.

    Если мы будем соблюдать те несложные правила, о которых говорили сегодня, наша планета скажет нам «спасибо». Согласны? Ребята, как вы думаете, полезно ли проводить занятия, посвященные заботе о природе? Почему? Хотели бы вы рассказать вашим родителям, друзьям и  знакомым о Красной книге? Какие интересные факты вам запомнились? Будем помнить о том, что от каждого из нас зависит состояние окружающей среды! Спасибо за внимание!

    Список использованной литературы и источников

    1. Красная книга природы Ленинградской области: в 3 т / Правительство Ленингр. обл. СПб., 1999.-350 с.
    2. Красная книга Российской Федерации: (Животные) / М-во природ. ресурсов РФ, РАН. - Москва. 2001. - 862 с.
    3. Красная книга природы Санкт-Петербурга / Отв. ред. Носков Г. А.. — СПб., 2004. — 416 с.
    4. Прохорова, С.Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / С. Ю. Прохорова, Н. М. Фоминых. - Ростов-на-Дону, 2008. – 157 с.
    5. Петросова, Р. А.  Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. - Москва, 2001. - 176 с

       

    Бланк викторины

    1)Соедини стрелками живые организмы и причины сокращения их численности:

    Уж обыкновенный

    Осушение болот и добыча торфа

    Росянка

    Уменьшение численности лягушек, намеренное  уничтожение человеком

    Белощекая казарка

    Охота

     

    2)Верно ли утверждение: У каждого региона есть своя Красная книга?

    3)Красная книга – это

    А)список редких животных, которым угрожает опасность уничтожения

    Б) список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов

    В)список регионов, где живут редкие животные и  растут редкие растения

    4)Продолжи предложения:

    Красная книга нужна, чтобы узнать, какие…………………………………..................................

    ………………………………………………………………………………………………………..В ней объясняются причины сокращения …………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………

    5)Заполни таблицу.

    Чтобы сохранить природу

    Нужно

    Нельзя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио учеников 1 класса 2010 года школа №618 Санкт-Петербурга

    Портфолио мы начали создавать с ребятами  в 2010 году. Вот , что у нас получилосьв 1 классе....

    Внеурочная деятельность для учащихся 2-х классов. Тематическое планирование ФГОС студии «Волшебные пальчики»

    Тематическое планирование ФГОС студии «Волшебные пальчики» для учащихся 2 классов. Поделки из макаронных изделий, круп, семян. (с фотографиями)...

    "Путешествие по Красной Книге Саратовской области и Вольского района"

    Цель: 1. Познакомиться с редкими и исчезающими видами растений и животных Саратовской области, Вольского районаВывить причины  сокращения численности растений и животных.Разработать проект «Редки...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку"Без грамматики не выучишь и математики" для учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов.

    Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.Грамоте учиться —всегда пригодиться.Пословицы....

    Внеурочное мероприятие для учащихся 1-2 классов по правилам дорожного движения "Я по улице шагаю"

    Внеурочное мероприятие ,направленное на закрепление Правил дорожного движения,проходящее в форме игры-соревнования :учащиеся делятся на команды ,выбирается командир.В конце мероприятия учитель подводи...

    Внеклассное мероприятие по теме: «Мосты Санкт-Петербурга»

    Внеклассное мероприятие  по теме: «Мосты Санкт-Петербурга». В качестве опоры использовались Эрмики - сказочные жители Эрмитажа....

    Кроссворд «Редкие и исчезающие животные Белгородской области» для обучающихся 2-х классов

    Данный материал может использовать как ученик, так и учитель на уроках при закреплении темы "Красная книга"....