Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов "Удивительный город-герой Санкт-Петербург".
классный час (3, 4 класс) по теме

Ляхова Оксана Викторовна

На данном внеклассном занятии дети могут познакомиться с историей основания и  развития, достопримечательностями Санкт-Петербурга; расширить кругозор о подвигах народа в Великую Отечесвенную войну, о подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklas.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

для учащихся 3 классов

Тема: «Удивительный город-герой Санкт-Петербург»

Цели: познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга;

расширять  кругозор обучающихся о подвигах народа  в Великую Отечественную  войну, воспитывать у детей чувство  патриотизма, гордости  за своё Отечество.        

Основание города

Добрый день, ребята! Сегодня я хочу посвятить наше занятие одному удивительному городу, а что это за город вы узнаете, разгадав мою загадку.

Есть удивительный город, а в нем

Жители ходят ночами, как днем.

Белые ночи! Светлые очень.

Кто пропустить это чудо захочет?

Летнее чудо! Как же тут спать?  

Праздником надо те ночи назвать.

Можно читать, можно играть,

Можно совсем не ложиться в кровать…

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи. Это …(Санкт-Петербург)

Наш классный час так и называется «Удивительный город-герой Санкт-Петербург»

- А кто был в этом городе?

Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России – расположен на берегах Невы.

-Назовите имя основателя города!

Строительство города было начато 27 мая 1703 года по указу Петра I (показ Санкт-Петербурга и портрета Петра).

Место, где решили строить город, было сырое и болотисто. Строить его было очень тяжело. По колено в воде, в вечной сырости работали строители.

 По приказу Петра I рабочих людей собирали со всей страны.  С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга.

Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня.

  Когда начали строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Это главная улица города.

Мосты (слайды)

Через Неву, её притоки и каналы перекинулись красивые мосты, их в Петербурге 177, больших и маленьких. Особенно знамениты разводные мосты. Дело в том, что мосты расположены довольно низко над водой, и под ними не могут пройти крупные суда, а ночью, когда движение машин уменьшается, середины мостов разводятся – и между ними проходят большие суда. Очень красивое и захватывающее зрелище, особенно в белые ночи, которыми тоже славится этот город.( Белые ночи – это природное явление в северных широтах в начале лета, когда из-за увеличения длительности светлого времени суток ночь становится более похожей на сумерки.)

  Там, где были болота и безлюдные берега реки, постепенно вырос прекрасный город.  Город, который в дальнейшем стал одним из главных морских портов России, главным промышленным центром.

Город-герой.

В прошлом веке несколько раз менялось название города.

- Назовите, как еще назывался  город? Ранее назывался Ленинград.

- Санкт-Петербург носит звание Город-герой.

- Кто объяснит, что означает слово ГЕРОЙ?

Прочитаем определение из словаря Ожегова.

Герой-человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести.

Город-герой - почетное звание города, население которого  проявило героизм во  время Великой Отечественной воины.

- Ребята, как вы думаете, за что присвоено городу звание город-герой?

Кто он такой, житель прославленного и величественного Петербурга - Ленинграда, мир узнал в годы Великой Отечественной войны.  

       Враг шёл на Москву. Но на пути стоял Ленинград. Нужно было в короткий срок взять Ленинград. Но этот срок затянулся надолго.  Германское командование считало,  что Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города — умереть от голода и холода.

 8 сентября  1941года началась БЛОКАДА и произошла первая  бомбардировка города.

Наступили страшные дни для Ленинграда.

- А кто из вас знает, что такое блокада? (прочитайте определение из словаря Ожегова)

Блокада –окружение города  войсками противника.

(Фашисты отрезали Ленинград от всей страны)

Блокада

Фашисты постоянно обстреливали город. Бросали на Ленинград даже морские мины.

В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе оставалось 400 тысяч детей разных возрастов. Именно забота о детях придавала ленинградцам силы: их опекали, берегли, старались прятать от бомбежек.

- Но могли ли взрослые  защитить детей от голода, холода ?

Самым большим врагом жителей города был именно голод.

Фашистам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград остался без запасов.

Каких-либо других продуктов в городе не было.

-Ребята, а чем же питались жители города, чем кормили детей?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

(Люди пытались выжить, как могли.  В ход шло все: опустошались аптечки (ели вазелин), отдирали обои, чтобы добыть остатки клейстера и сварить хоть какой-то суп, резали на кусочки и варили кожаную обувь.

  Они ловили голубей, охотились за уцелевшей кошкой или собакой.  Ленинградцы испытывали ни с чем несравнимые страдания от голода..)

Блокадный Хлеб

Настало время, когда рабочие получали по 250г хлеба в сутки, а все остальные по 125г.

- Ребята, возьмите кусочки хлеба в руки. Вот такой хлеб получал житель Ленинграда.

Блокадный хлеб очень сильно отличался от привычного для нас хлебобулочного изделия. При выпекании в муку добавляли разные несъедобные примеси. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.

 Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, жмыха, целлюлозы.

-Сможете вы быть сытыми, съев только этот кусочек хлеба?

Этот кусочек хлеба можно было получить только после многочасового стояния в очереди на морозе.  Бывали дни, когда хлеб не выдавали по три дня. Во время бомбежек заводы не работали.

 Такой кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней  оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой.

 Для детей того времени самым лучшим подарком была еда. Они постоянно думали о вкусном.

Холод

   

   Жизнь в блокадном Ленинграде была тяжелой, невыносимой. Когда отключили все электростанции  и город окутала тьма, начался самый тяжелый период.

В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Пришла снежная, морозная зима

Новая беда пришла, когда замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды.

-Как вы думаете, где могли взять воду горожане? (из реки)

За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.

Смерть входила  в дома. От голода погибли 642 тысячи человек.

Несмотря на то,  что фашисты  всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город  жил.

СЛАЙД(Шостакович)

Композитором Дмитрием Шостаковичем была написана Симфония № 7, посвященная Ленинграду и ее жителям.

Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное  воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке было все: вера в победу,  безграничная любовь к своему городу и стране.

                                  Звучание симфонии

Когда смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители аплодировали оркестру стоя.

 И вдруг из партера поднялась девочка, подошла к дирижеру и протянула ему огромный букет из георгинов, астр, гладиолусов. Для многих это было каким-то чудом, и они смотрели на девочку с каким-то радостным изумлением – цветы в умирающем от голода городе…

(Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

.Как потом говорили, фашисты обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый.

Из воспоминаний  одного немецкого солдата «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

                           Дети – герои блокадного Ленинграда

(СЛАЙДЫ)

Особенно героически вело себя большинство, они боролись за родной Ленинград.

 Дети наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, очищали трамвайные пути и дороги, разбирали завалы после бомбежки.

. Дети блокады вынуждены были заменить возле заводских станков взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт.

После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону Ленинграда»

ТАНЯ САВИЧЕВА

(СЛАЙДЫ)

Каждый маленький житель блокадного города имеет свою страшную правду

Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны.

На момент блокады, которая началась в сентябре, она должна была стать ученицей 4 класса.

С каждым разом, когда горе стучало в дверь дома Савичевых, Таня открывала свою записную книжку, чтобы отметить очередную смерть родных и близких. Девять страшных  страничек заполнила Таня в своем дневнике.

Девять страничек. Страшные строчки.

Нет запятых. Только черные точки.

«Умерли все». Что поделать? Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дяди, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Пусто в квартире. В живых – только Таня.

В маленьком сердце – столько страданья.

«Умерли все». Никого больше нет.

Девочке Тане – одиннадцать лет.

Девочки нет. Но остался дневник –

Детского сердца слезы и крик.

Танин дневник – это боль Ленинграда.

Но прочитать его каждому надо.

Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны.

 

Выстоявший город-герой

- Ребята, как же можно назвать всех жителей города, выстоявших и победивших смерть? (ГЕРОЯМИ)

По праву они  должны называться героями!

(СЛАЙД

 Город выстоял  900 блокадных дней и ночей . Не взяли его фашисты.

Знаменательная дата 27 января 1944 года вошла в историю как день, когда блокада города была полностью снята.

 Над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

1,5 миллиона человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Сам же город за героизм и стойкость получил почетное звание Город-Герой. 

Годы проходят, уходят люди, которые были свидетелями того страшного периода, уходит история. И только мы способны сохранить память о страшной блокаде, которую победил город Ленинград. Помните! Ради подвига выживших и погибших жителей Ленинграда!

 Вы, подрастающее поколение должны беречь мир, чтобы никогда больше не повторились ужасы войны, чтобы жизнь была мирной и счастливой.

Каждый из вас возьмёт домой по 125 г хлеба и расскажет родным об услышанном сегодня.

А на память о нашем занятии я подарю каждому из вас, ребята, открытку с видом  уже современного Санкт-Петербурга. И кто знает, может быть, с этой открытки начнется ваша большая привязанность к городу на Неве, его истории и культуре.

РЕФЛЕКСИЯ

-Ребята, перед вами лежат две полоски.

Кому было интересно, узнали что-то новое- прикрепите на доску полоску с символами Санкт-Петербурга.

Если было скучно, то возьмите пустую полоску.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"

Иванова     Автор - учитель начальных классов Иванова Елена Александровна МОУ ООШ №78 г. Саратов Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"...

Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса

Поделись  улыбкою  своей . Коспект внеклассного мероприятия. Цели:  знакомить  учащихся  с  общечеловеческими  ценностями. Задачи:  развивать  к...

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "Ай, да, масленица!"

Мероприятие для начальной школы. Прощание с зимой прошло весело и интересно....

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Веселовой Наталией Викторовной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное н...

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Мальцевой Аллой Николаевной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное насл...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...

Внеклассное занятие Заочное путешествие по городу «Моя Малая Родина- Санкт-Петербург»

Место проведения: ГБС(К)ОУ школа №609 Красногвардейского района (актовый зал) Участники мероприятия: Воспитатель ГПД Беспалова Т.А.Учащиеся 3Б КЛАССАРодители учащихся: Стацун Т.И., Мусикян М.А., ...