Здоровьесберегающее пространство школы. Программа Здоровье учителя
статья (1, 2 класс) на тему

Лаврентьева Елена Евгеньевна

Здоровье учителя всё чаще оказывается в фокусе внимания общественности.

Какие проблемы возникают в области здоровьесбережения сотрудников школы? Каковы пути их решения? Поможет нам ответить на эти вопрося программа "Здоровье педагога".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лаврентьева Е.Е.

Здоровьесберегающее пространство школы.

Программа Здоровье учителя

Состояние здоровья населения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее.

Специалисты считают, что задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Так как только здоровая личность может эффективно адаптироваться  и существовать в динамично развивающемся обществе

Развитие и состояние здоровья участников образовательного процесса неразрывно связаны с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья, важнейшими являются условия  формирования здоровьесозидающей образовательной среды. В настоящее время здоровьесберегающая направленность является основой  модернизации современного школьного образования, так как сближает интересы педагогов, медиков,  психологов, обучающихся и родителей.

Коллектив ГБОУ школы № 630  Приморского района Санкт-Петербурга  считает  актуальным данный вопрос, поэтому образовательное учреждение  включилось в реализацию  задачи создания здоровьесберегающей среды.

      Какой же должна быть школа со здоровьесберегающей средой?

Это, прежде всего, образовательное учреждение, в котором должны применяться методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения участников образовательного процесса на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся, педагогов и родителей в здоровьесберегающую деятельность.

Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.

2. Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.

3. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.

4. Совершенствование системы физического воспитания.

5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий (Включая проектную деятельность).

7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.

8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.

9. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка.

10. Проведение мониторингов здоровья

11.Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.

12. Организация работы по укреплению здоровья учителей.

    Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека. Наша школа традиционно принимает участие в ежегодном городском мониторинге здоровья обучающихся.

    Поставив задачу формирования здоровьесозидающей среды, мы изучили и систематизировали передовые здоровьесберегающие технологии. Итоги этой работы были подведены на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя», состоявшемся в апреле 2017 года и собравшем педагогов – единомышленников из Приморского, Центрального, Выборгского и Петродворцового районов  Санкт-Петербурга.

     Внутришкольный проект «Олимпийская радуга», реализуемый в школе уже шестой год, позволяет внедрять в работу различные формы организации здоровьесберегающей деятельности и объединять всех участников образовательного процесса.

    Подготовленное методическое пособие позволяет использовать наш опыт работы в этом направлении и будет полезным подспорьем  классным руководителям, учителям физкультуры, педагогам-организаторам и другим работникам школы.

    Работа по формированию здоровьесберегающего пространства школы многогранна. Но сегодня мы поговорим о направлении, которое традиционно упоминается в последнюю очередь, а на наш взгляд должно быть одним из основных: речь идёт о здоровье учителя.

Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго, а это ведет к перегрузке психики.

Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов. Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы.

Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо: быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпение, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…

Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.

  Одной из особенностей труда учителя является необходимость проявлять постоянный самоконтроль, преодолевать свое эмоциональное напряжение, поддерживать концентрацию внимания для достижения высоких педагогических результатов. Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например: сочетать фронтальную и индивидуальную работу; слушать ответ ученика, анализировать его и держать в поле зрения весь класс; объяснять новый материал и поддерживать активность класса; писать задание на доске и объяснять...

  Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. Поэтому не редки случаи, когда через 5–7 лет педагогической деятельности голос учителя лишается многообразных оттенков, становится тусклым.

  Нет в работе учителя (исключая учителя физкультуры) и должной физической нагрузки. А для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, в том числе и от мышц.

 Сегодня мы говорим о здоровье учителя, имея в виду единство физического, психического и социального благополучия человека - принцип триединого представления о здоровье.

 Чаще всего, здоровье педагогов, как и других профессиональных групп, изучается в основном под медицинским углом зрения, при котором анализируются медико-статистические показатели (число дней нетрудоспособности, статистика заболеваемости, результаты диспансеризации).

 Но проблема здоровья учителей имеет свою важную специфику. Следует помнить, что профессия педагога относится к профессиям типа "человек-человек”, а это связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем.      

    Психологический дискомфорт и состояние стресса возникают в связи с объективно и субъективно существующими причинами: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; низкая оценка обществом учительского труда; возраст и стаж.

  Кроме того, современному педагогу – участнику процессов модернизации образования, необходимо успевать вести проектную и исследовательскую деятельность, постоянно работать над своим самообразованием и решать многие другие задачи, без которых немыслим сам образовательный процесс.

 Самому педагогу чаще всего не под силу справиться с накопившимися проблемами, возникает необходимость психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. И для решения этой проблемы необходима, в первую очередь, психологическая работа с учителем, которая заключалась бы в запуске механизмов по формированию способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

На решение всех этих задач будет направлена программа «Здоровье педагога», которая создаётся  в нашем образовательном учреждении.

Программа имеет следующие цели:

- создание системы информационной и психолого-педагогической поддержки педагогов, направленной на формирование здоровьесберегающего пространства школы,

-обучение и воспитание культуры здоровья для предупреждения профессионально-личностной деформации,

-поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья педагогов.

Основные задачи программы:

 – формирование чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих; 
  – развитие ценностной мотивации по укреплению своего здоровья и соблюдению правил поведения, отвечающих принципам ЗОЖ; 
   – интеграция медицинского и социально-педагогического взаимодействия учителей, психологов  и медиков.

Основные направления представлены в виде трех модулей:

1. Диагностический модуль

2. Информационно-познавательный модуль

3. Оздоровительный модуль

Содержание программы

Диагностический модуль включает исследования психосоматического здоровья педагогов, их представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни на основе комплексной диагностики. В рамках данного модуля педагогам было  предложено пройти тест

 «Эмоциональное выгорание» В. Бойко,

Планируется проведение анкетирования:

• Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г. А. Воронина

• Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» адаптированный вариант анкеты В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко.

• Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережнова

В рамках информационно-познавательного модуля, формируя у педагогов ценностное отношение к собственному здоровью делается акцент на когнитивные и мотивационно-побудительные аспекты структуры личности. Содержание данного модуля включает в себя формирование у педагогов валеологической компетентности, информирование педагогов о проблемах в состоянии здоровья педагогических работников, раскрытии роли их собственного примера в организации ЗОЖ как образца для обучающихся, вооружение педагогов знаниями и способами здоровьесберегающей деятельности через встречи с медицинскими работниками, психологами.

Оздоровительный модуль объединяет психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов посредством тренингов, мастер-классов. В содержании данного модуля также входят мероприятия по организации двигательной активности педагогов через спортивные занятия.

   В школе уже второй год  проводятся  занятия в бассейне для педагогов. Сегодня мы поделимся опытом и расскажем о подпрограмме «Аквафитнес».

    В рамках реализации данного модуля сегодня мы проведём несколько мастер-классов, которые позволят всем присутствующим и получить знания, и познакомиться с практиками укрепления здоровья и повышения стрессоустойчивости.

     Школа обладает великолепной инфраструктурой – несколько физкультурных залов, два бассейна, зал хореографии и тренажёрный зал, оборудованные спортивные площадки на пришкольной территории. Всем этим наши  педагоги имеют возможность пользоваться.

      Но, имея возможности, зачастую не используют их, ссылаясь на  нехватку сводного времени, трудности самоорганизации и мотивации.

    Мы надеемся, что программа «Здоровье педагога» поможет нам  мотивировать педагогов на созидание и сохранение собственного здоровья.

Мы в самом начале пути. Только начинают формироваться и определяться направления программы. Лишь некоторые из них начали реализовываться.  Поэтому сегодня мы пригласили к разговору  коллег из различных образовательных учреждений города, чтобы познакомиться с их опытом работы по данному вопросу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....

Здоровьесберегающее пространство в начальной школе

Презентация подготовлена для заседания ГМО учителей начальных классов ....

Организация здоровьесберегающего пространства на уроке

Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. Как правильно организовать учебный процесс?  Статья рассказывает как организовано психолого-педагогическое пространство, создан здоровый,психологиче...

Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...

Формирование здоровьесберегающего пространства в школе 1 ступени

Презентация для проведения м/о и педсоветов, для школы молодого учителя....