Главные вкладки

    Учебно-методический материал (4 класс) на тему:
    Мастер-класс "Мир эмоций и чувств"

    Интеграция предметов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Мастер-класс34.61 КБ
    Файл mir_emotsiy_i_chuvstv_.pptx2.5 МБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер- класс окружающего мира и музыки  по теме «Мир эмоций  и чувств».

    Цель: познакомить уча с миром эмоций и чувств,  способствовать развитию умений видеть и  понимать эмоции и чувства, отраженные в музыке, поэзии, руководить своими эмоциями и чувствами.

    Задачи:

    1.Разобрать понятия: эмоции и чувства.

    2.Познакомиться с эмоциями, которые  могут проявлять люди.

    3. Поговорить о культуре эмоций и чувств.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран,  презентация, аудиозаписи  музыкальных произведений: пьесы«У камелька», «Масленица», «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; раздаточный материал: иллюстрации, эпиграфы из стихотворений русских поэтов к пьесам – «Охота» (сентябрь), «Осенняя песня» (октябрь), «На тройке» (ноябрь), «У камелька» (январь), «Масленица» (февраль);презентация  с песней – караоке  «Большой хоровод».

    Ход  мастер- класса:

    Мотивирование к учебной деятельности.

    Учитель 2:

    Рано утром в марте

    Солнце светит ярко,

    И не скучно нам уже –

    Свет и радость на душе.

    Учитель 1:

    Руки мы быстрей протянем

    И в глаза друг другу глянем,

    Свет души своей покажем

    И друг другу вместе скажем

    «Здравствуйте, дорогие коллеги!»

    Учитель 2:

    - Сегодня мы с Вами отправимся в необычный мир.

    (Слайд №1)

    -Что представляет собой этот мир обратимся к слайдам и определим, что этот мир состоит из  ..?(  разных настроений)

    -Верно, мир состоит из разных настроений, но проявить их могут не все.

    Учитель 1:

    Перед тем как к вам прийти,

    Мы  в шкафу своём нашли,

    Не халат и не подушку,

    А разумную  игрушку  (показывает робота).

    Я с тобою вдвоём научилась скучать,

    В разговорах – одни междометия,

    Я дурную привычку как робот молчать,

    Назвала двадцать первым столетием.

    Робот! Будь же ты человеком,

    Мы бродили б по лужам,

    В лужах плавало б лето!

    Чтобы я улыбалась,

    Ты б смешно кукарекал,

    И зимою б ромашки

    Доставал из - под снега!

    Робот! Робот! Это выдумка века,

    Я прошу, ну попробуй, стань же ты человеком!

    Актуализация знаний и моделирование проблемной ситуации.

    Мы – не роботы, но всё же

    С этой техникой похожи.

    На таблицу посмотрите

    И быстрее назовите

    Признаки, которые нас объединяют.

    Слайд№2  

    Внешние признаки – движение – питание – выполнение команд.

    -Вы правы!

    Очень радует, что мы

    Как и роботы умны,

    Только чем-то и различны,

    Каждый пусть ответит лично,

    Что же различает нас?

    Слайд №3:- Это машины для выполнения команд!

    -Как вы думаете, дорогие коллеги, какова будет тема нашего мастер- класса ?

    (Выдвижение гипотез: чувства, эмоции, настроение.)

    Слайд №4     «Мир эмоций  и чувств»

    -Прочитаем стихотворение…

    (Слайд №5 )

    Учитель 2

    1.Сколько чувств выражают лица:

    То радость, то слезами готовы залиться,

    То страх, то восторг, то волнение,

    То удивление, то огорчение…

    .- Попробуем сегодня мы понять,

    Как может эмоции человек проявлять.

    Учитель 1

    - Сейчас мы с вами  выразим эмоции в движении, а  поможет нам в этом игра. «Море волнуется раз…»

    Игра  «Море волнуется раз…»

    Участники  стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – эмоция радости (грусти, удивления, гнева,  испуга, удовольствия, восторг) замри.

    - Какие эмоции было приятнее изображать?(положит),ведь именно они способствуют  развитию  внутреннего, богатого    мира человека

    - Это  внутреннее  богатство человека способно раскрыть творческое отражение мира, которым является искусство.

    Учитель 2:

    - Как вам известно, искусство состоит из нескольких областей.  Каких именно?

    Слайд№6

    - Это..?(ответы: архитектура, ИЗО, литература, скульптура, музыка)

    - Как вы думаете, ребята, эти области искусства могут взаимодействовать друг с другом? Чтобы  ответить  на  этот  вопрос  мы  обратимся  к  творчеству   великого   русского композитора

    (Слайд №7)-портрет

    -Перед вами П.И.Чайковский, который является непревзойдённым мастером шедевров русской музыки! Одно из его гениальных произведений посвящается природе.

    Любуясь её необыкновенной красотой, П.И.Чайковский написал пьесы, объединил их в альбом, назвав его..?

    (Слайд № 8)- 4картинки – «Времена года».

    - Что  представляет  собой  этот  музыкальный альбом?

    12 небольших пьес, отражающих в музыке определённый  месяц  года.

    Каждая пьеса – это картина из жизни композитора, в которой он стремился передать свой внутренний мир, наполненный разными эмоциями.

    И сейчас, прозвучат фрагменты только 3 пьес. Ваша задача, определить, какие эмоции соответствуют музыке каждой пьесы.

    Задание

    -Внимательно слушаем, определяем, находим из  5 предложенных вариантов  (радость, гнев, спокойствие, удивление, грусть) только ту эмоцию, которая соответствует музыке,  представленной пьесы

    Звучит 1 фрагмент и т.д. .., 2..., 3.

    Выкладываем ответы на доску (по группам) под указанные цифры.

    1. ГРУСТЬ         2.  РАДОСТЬ    3.  СПОКОЙСТВИЕ

    Итак, вы правильно определили в музыке соответствующие эмоции, с которых   и начинался замысел композитора.

    Ведь, именно эмоции пробудили фантазию композитора на создание  особой  музыки (Слайд №9)  программно  –  изобразительной.   Она  объединяет в себе  3  области искусства, создавая музыкальные картины, в основу которых обязательно положена программа,  представляющая  собой  (в  данном  произведении)  эпиграфы  из  стихов русских поэтов.

    Здесь всё должно взаимодействовать и соответствовать друг с другом.  И  вот сейчас, разделившись на 3 группы: музыканты, художники и литераторы  постараются найти     это соответствие, которое подчинено представленным  эмоциям.

    В заданиях, представленных на планшетах:                                                                                 - музыканты, через средство музыкальной выразительности определяют название пьесы;

    - художники, через художественный образ выбирают картинку музыкальной пьесы;

    - литераторы, через содержание текста находят эпиграф, который  выразительно читают.

    А слушатели (4 группа) выполняют следующее  задание: вам надо определить  из представленных инструментов тот, который солировал в музыке всех трёх пьес и помогут вам в этом пазлы.

    Выполнение  заданий – 5 минут.

    -Итак, участники групп, вы готовы к ответу? Тогда выберите  представителя, который выйдет и озвучит ответ.(название пьесы, художественный образ, эпиграф)

    - Спасибо. Вот мы и раскрыли замысел композитора- перед вами наглядно представлена и озвучена музыка программно  –  изобразительная, которая начиналась с  чего…?(с эмоций)

    Учитель 1:

    -Так что же такое эмоции? Слайд№ 10  с определением.

    - Эмоции – это реакция человека на приятные и неприятные воздействия окружающего мира, которая  определяет эмоции положительные и отрицательные.

    -Какие из представленных на слайде относятся:

    -  к положительным;

    - к отрицательным.

    (Слайд № 11) злость, ужас, покой, грусть,  обида, гнев, веселье, удивление, удовольствие,  безразличие)

    Радость, грусть, обида, удивление,   гнев,  спокойствие, презрение,отвращение.

    -Правильно. Все они нужны так как проявляются в жизни.

    -Как вы думаете, а человек может управлять своими эмоциями? А вот как об этом сказал поэт Ю. Меpзляков. (Слайд № 12)

    Ю. Меpзлякова «Учитесь упpавлять собой»:
    Учитeсь управлять cобoй,
    Во вcем ищите добрые нaчала.
    Учитеcь yправлять собой,
    Умейте начинать сначaла.
    Споткнувшись, самомy встaвать,
    В cебе самом искать опорy.
    При быстpом продвиженье в гoрy.
    Друзeй в пути не рaстерять.
    Нe злобствуйте, нe исходите ядом.
    Не pадуйтесь чyжой беде.
    Ищите лишь благо везде,
    Особенно настойчиво в тех, кто рядом.

    - Какие из перечисленных поэтом правил управления эмоциями вы бы применяли?(1. Споткнувшись, самомy встaвать,
    В cебе самом искать опорy.2. При быстpом продвиженье в гoрy.
    Друзeй в пути не рaстерять. 3. Нe злобствуйте, нe исходите ядом.
    Не pадуйтесь чyжой беде.
    Ищите лишь благо везде,
    Особенно настойчиво в тех, кто рядом.)

    -А кто с нами может быть рядом? Безусловно, это близкие нам люди.Что мы испытываем к ним? (чувства)

    -Что такое чувство?   (Слайд № 13 )

    Чувства – это  длительные душевные переживания.

    -Какие вы знаете чувства ?

    (Слайд № 14)  Примеры чувств (чувства интереса, удовлетворения от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора, чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга, любовь, гордость, ненависть, месть, зависть)

    (Слайд № 15 )

    Можем ли мы управлять своими чувствами? Приведём пример  стандартной  школьной  ситуации:

    Придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”.  Какие чувства вы испытываете в тот момент ?( недовольство,злости)

    Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу). Попросим 5 желающих участников.Мы будем передавать по  кругу предмет и произносить предложение с положительным выходом из ситуации.

    - зато у меня есть время проверить тетради;

    - зато я могу сходить в столовую;

    - зато я могу отдохнуть;

    - зато я могу выпить кофе;

    - зато я могу сходить в свой класс;

    - зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

    Обсуждение. - Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

    Бывают ли абсолютно бесполезные чувства?

    - Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

    Учитель 1:

    Порой по выражению лица, без слов,

    Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.

    И личность каждого нам интересна и близка

    По мимике и жестам, без единого словца.

    Учитель 2:

    Но хочется, чтоб больше радостью сияли наши лица,

    Чтоб петь хотелось от души и веселиться!

    - Вот как в этой песне «Мы на свет родились»

    Исполнение песни в караоке.

    (Слайд № 16 )

    - Дарите радость людям, дорогие коллеги, почаще улыбайтесь!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    «Мир эмоций и чувств»

    Слайд 3

    Сколько чувств выражают лица: То радость, то слезами готовы залиться, То страх, то восторг, то волнение, То удивление, то огорчение… Попробуем сегодня мы понять, Как может эмоции человек проявлять.

    Слайд 5

    П.И.Чайковский.

    Слайд 6

    «Времена года»

    Слайд 7

    Программно-изобразительная музыка Музыка ИЗО Литература

    Слайд 8

    Положительные Неопределенные Отрицательные

    Слайд 9

    радость презрение гнев грусть спокойствие обида удивление восторг отвращение

    Слайд 10

    Ю. Меpзлякова «Учитесь упpавлять собой»: Учитeсь управлять cобoй , Во вcем ищите добрые нaчала . Учитеcь yправлять собой, Умейте начинать сначaла . Споткнувшись, самомy встaвать , В cебе самом искать опорy . При быстpом продвиженье в гoрy . Друзeй в пути не рaстерять . Нe злобствуйте, нe исходите ядом. Не pадуйтесь чyжой беде. Ищите лишь благо везде, Особенно настойчиво в тех, кто рядом.

    Слайд 11

    симпатия любовь гордость ненависть месть зависть юмор дружба долг патриотизм коллективизм

    Слайд 13

    С ПАСИБО ЗА РАБОТУ !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в 1 классе « Мир эмоций и чувств вашего ребёнка»

    Цели. Выявить самооценку учеников класса. Формирование сопереживания и путей его становления у младших школьников. Формирование навыков сотрудничества с ребёнком и признание права ребён...

    Интегрированное занятие. Палитра эмоций и чувств. Настроение.

    Интегрированное занятие. Палитра эмоций и чувств. Настроение....

    Эмоции и чувства

    Практическле занятие поможет создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей....

    Классный час «Мир эмоций и чувств»

    Цель:·         Научить детей видеть и понимать эмоции других людей.·         Осознавать собственные эмоции. ·...

    Урок-диагностика на тему "Эмоции и чувства"

    Чувства – переживаемое в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.Мною был разработан урок , который познакомит учащихся с понят...

    Путешествие в мир эмоций и чувств

    конспект коррекционно-развивающего психологического занятия  "Путешествие в страну эмоций и чувств" для младших школьников с использованием ЭОР...