Формирование УУД на уроках в начальной школе
материал на тему

Минка Ирина Владимировна

Выступление на семинаре с обобщением опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_v_nachalnoy_shkole.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Формирование УУД на уроках в начальной школе»

(Слайд 1)    Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Я изучила документы и дополнительную литературу, приняла участие в разработке ООП НОО, разработала рабочие  программы по предметам и определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.  Передо мной возник вопрос: как правильно  спроектировать урок, который формировал бы у учащихся  не только предметные результаты,  но и универсальные учебные действия, которые помогут им развиваться в непрерывно меняющемся обществе путем активного присвоения нового социального опыта.  

(Слайд 2) Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

(Слайд 3) Понятие «универсальные учебные действия».

Стандарт дает 2 понятия УУД - в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

(Слайд 4)  Виды универсальных учебных действий.

Мы видим, что общеучебные умения и навыки, которые в предыдущем стандарте 2004 года включались в календарно-тематическое планирование, являются  в новом стандарте составляющей одного из видов УУД «Познавательные действия» и представляют собой более узкое понятие, чем УУД.

Отличительной чертой универсальных учебных действий (УУД) от общеучебных умений и навыков является их состав, куда включены наряду с познавательными и личностные, регулятивные, коммуникативные действия. Эту классификацию даёт группа педагогов и психологов, под руководством Асмолова А.Г. (Виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов раскрываются в пособии для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»)

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания.

Практическая работа с учителями.

Сейчас я предлагаю нашим конкурсантам распределить действия, указанные в рабочем листе на 4 группы. У вас есть возможность выбрать вид универсальных учебных действий, с которым вы будете работать. Кто постарается найти действия, относящиеся к группе личностных? Регулятивных? Познавательных? Коммуникативных? Ваша задача подчеркнуть действия, относящиеся к выбранному типу. Может быть, кто-то из членов жюри хочет проверить свои знания в данной области?

Пока мои коллеги заняты работой, давайте попробуем ответить на вопрос:

Когда же и как формировать эти умения?

 (Слайд 5,6)            Универсальные учебные действия в программном содержании

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

(Слайд 7)

Развитие УУД  рассматривается в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа

1-й этап – выполнение учебного действия по образцу. Кратко данный этап обозначается как «Представление». На этапе представления ученику предлагается образец выполнения.

2-й этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы: 1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения); 2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения); 3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление); 4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод).

3-й этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. Краткое название – «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации.

(Слайд 8) Согласно требованиям ФГОС, к концу четвертого класса необходимо подвести детей к достижению на третьем уровне сформированности целого ряда метапредметных умений. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от первого к третьему уровню.

Очень важно, чтобы наши дети могли сказать : "Я умею и знаю как...

-составлять целое из частей;

-делать выводы на основе примеров;

-объединять предметы в группы;

-...работать в группе;

-...оценивать свою работу.

Если соотнести с названием УУД в стандарте, то получаем

составлять целое из частей - это анализ;

-делать выводы на основе примеров - это индукция;

-объединять предметы в группы - это классификация;

-...работать в группе - целый ряд коммуникативных умений;

-...оценивать свою работу - оценивание.

(Слайд 9)  Принципы работы по формированию УУД

1.Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

2. Учитываем при формировании УУД возрастные психологические особенности обучающихся.

3. Прописываем работу над формированием конкретных УУД каждого вида в тематическом планировании, технологических картах.

4.Уровень сформированности УУД оценивается в соответствии с выполнением требований к результатам освоения учебного процесса по каждому предмету.

5.Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

6.Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

(Слайд 10, 11, 12, 13)

Я думаю, что мои коллеги уже справились с заданием, сейчас они обменяются рабочими листами, и мы вместе сможем проверить правильность их выполнения с помощью слайдов.

(Слайд 14) Как же спроектировать урок, который будет формировать различные УУД на всех его этапах? Что нам может лучше в этом помочь: традиционный конспект урока или технологическая карта? На слайде видно, что технологическая карта побеждает. В чём же её преимущество?

(Слайд 15)  Форма записи  урока  в виде технологической   карты  дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе  урока. 

Обучение с использованием  технологической   карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями  ФГОС  второго поколения.

 (Слайд 16) Приемы и задания, используемые для  формирования УУД. Для достижения поставленных целей на своих уроках я использую активные методы обучения, которые в полной мере помогают развитию УУД у учащихся.

(Слайд 17-20)

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

На этих слайдах представлены диаграммы развития различных УУД в одном из классов на протяжении 3-х лет, которые были составлены на основе ежегодного мониторинга. По диаграммам видно, что большинство УУД со временем приобретают  более высокий уровень развития.

(Слайд 21) Результаты работы над данной темой.

(Слайд 22) Распространение опыта.

Я уже третий год являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов и регулярно делюсь своим опытом с коллегами на методических заседаниях. В 2015 году выступала и на районном заседании МО. Учителя других школ также могут познакомиться с моими наработками на сайте нашей школы.

 (Слайд 23) Кроме того я активно участвую в обсуждении данной темы на форумах учителей и вебинарах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Выступление и презентация на тему Формирование УУД на уроках в начальной школе....

Формирование УУД на уроках в начальной школе.

Методические   рекомендации  для  учителя....

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Материал предназначен для учителей начальных классов....

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Матеирал содержит доклад и презентацию на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"....