Обобщение опыта. Групповые формы работы
материал

Обобщение опыта. Групповые формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_gruppovye_formy_raboty.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Татьяна Григорьевна

МБОУ «Гимназия № 16» г.о. Мытищи

Групповые формы работы как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников

Автор опыта:

Петрова Татьяна Григорьевна

учитель начальных классов 

СОДЕРЖАНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ  ОБ  ОПЫТЕ        3

1. Актуальность проблемы        3

2. Условия возникновения и становения опыта        4

3. Ведущая педагогическая идея опыта        5

4. Теоретическая база опыта        5

5. Исходные теоретические позиции групповой работы как фактора стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников        6

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА        7

1. Групповые формы работы как фактор стимулирвоания активной и осознанной деятельности младших школьников        7

2. Содержание образования        8

3. Организация учебно-воспитательного процесса        9

4. Диапазон опыта        15

5. Приемы стимулирования        15

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА        15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК        18

ПРИЛОЖЕНИЕ        19

ИНФОРМАЦИЯ  ОБ  ОПЫТЕ

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Совершенствование работы начальной школы может быть обеспечено при реализации гуманистической направленности всей системы начального обучения, которая должна проявляться в уважении к личности ребенка, в развитии его творчества, самостоятельности, осознанности, в учете его индивидуальных качеств в процессе усвоения знаний. Современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. Развивающее обучение занимает все более прочные позиции. Ведется поиск новых методов работы, новых форм организации развивающего обучения.

 Современный уровень гимназийного образования требует от учителя применения качественно новых педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельной творческой личности, способной на осознанный  ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. К сожалению, в настоящее время существует большая проблема, связанная с воспитанием у детей коммуникативной культуры. Наши дети практически не используют в речи изобразительно-выразительные средства, не умеют слушать и слышать собеседника, не умеют тактично спорить и убедительно доказывать свою точку зрения, не имеют выдержки, терпения, очень бурно, враждебно реагируют на критику, из чего следует, что они совершенно не умеют работать коллективно.

Я считаю, что групповое обучение способствует становлению, созданию коллектива, благотворно влияет на становление личности ребенка, стимулирует активную и осознанную деятельность каждого школьника. Несомненно, групповая работа является важным звеном организации межличностного взаимодействия через обучение, без которого немыслима активизация личностных качеств учащихся. Поэтому считаю использование групповых форм работы в начальной школе актуальным и эффективным, так как они позволяют не только активизировать ученый процесс, но и создать творческую обстановку, при которой происходит совместная работа ученика с учениками, учителя с учениками, предусматривающая формирование коммуникативных навыков учащихся, осознанного отношения учебному процессу. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми – составная часть гражданского образования, подготовки к жизни в демократическом обществе.

Я бы хотела указать несколько причин, определяющих актуальность исследуемой темы:

1) плодотворное сотрудничество с другими участниками учебного процесса;

2) способность эффективно кооперироваться с другими людьми является подготовкой к жизни в демократическом обществе;

3) зона стабильного социального окружения, которое раньше помогало приобрести опыт группового взаимодействия в условиях самодеятельности детского коллектива, существенно сузилась. Навыки кооперации надо осваивать в школе;

4) необходимо с начальных классов воспитывать коммуникационную компетентность, умение выслушивать друзей и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения;

5) высокая педагогическая эффективность надлежащим образом организованной групповой работы.

2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЕНИЯ ОПЫТА

С 1981 года я начала свою работу в качестве учителя начальных классов. Мой стаж педагогической деятельности – 26 лет.

Я столкнулась с рядом противоречий в современной педагогике начального образования:

- между требованиями педагога аргументированных ответов, усвоения учащимися основных понятий учебного материала и умениями выполнять эти требования;

- между современным уровнем развития личности и отсутствием потребности в самообразовании;

- между фрагментарностью подачи учебного материала и необходимостью целостного системного восприятия изучаемого объекта;

- между уровнем сложности изучаемого материала и развитием мотивационной сферы ученика;

- с одной стороны, групповая форма обучения создает наилучшие условия для организации сотрудничества всех субъектов учебной деятельности; с другой – групповая форма работы редко используется в практике начальной школы;

- между использованием групповых форм обучения и отсутствием достаточной информации об этой форме организации обучения, малочисленностью методической литературы и дидактических материалов для организации групповой работы.

Анализ работы учителей в творческих и проблемных группах по вопросу формирования активной и осознанной деятельности учащихся показал, что учащиеся – пятиклассники, проходящие период адаптации, часто имеют низкие учебные достижения не потому, что учатся у разных учителей. В большинстве случаев это связано с тем, что учителя не только слабо учитывают возрастные особенности учащихся, но и мало внимания уделяют преодолению дефицита общения, не всегда используют учебные задания, способствующие учебной коммуникации, активной деятельности школьников.

Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую работу. По их мнению, именно в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать команде, стимулируется активная и осознанная деятельность.

Так возникла тема опыта: «Групповые формы работы как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников».

3. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Данная идея состоит: в поиске такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы наиболее благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке; в обеспечении развития творческой личности младшего школьника, способного к саморазвитию и самоанализу, на основе уважительного сотрудничества друг с другом, с педагогом.

Этой идеей обусловлены, с одной стороны, необходимость совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в начальном звене, а с другой стороны,   целесообразность разработки новых, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий; организация деятельности для развития умения анализировать познавательный опыт.

4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

История возникновения групповых форм работы в учении и обучении теряется в глубокой древности. Уже в Талмуде говорилось, что для его верного изучения учащийся должен иметь партнера. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский был уверен, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. У ученых не вызывает сомнения, что групповая работа имеет огромное значение для стимулирования осознанной и активной деятельности учащихся, для формирования «коммуникации, без которой невозможны обмен и взаимопонимание в группе».

Различные структуры группового взаимодействия могут включать в себя одновременно или порознь различные формы взаимозависимости:

- по результату;

- по успеху;

- по задаче;

- по ресурсу;

- ролевую.

Можно выделить несколько уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

2) работа в парах;

3) групповая работа;

4) межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание);

5) фронтально-коллективная деятельность.

Всем известно, что самый большой дефицит – дефицит человеческого общения. Групповая работа его компенсирует, делает урок более интересным, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду.  Это наиболее эффективная форма организации учебного процесса:

во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном;

во-вторых, дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками;

в-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания необходимы всей группе для успешного выполнения задания»;

в-четвертых, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу т работу своих сверстников.

В группе каждый находит свою «психологическую нишу». Групповой метод формирует навыки общения, активизирует деятельность учащихся: тут уже не отсидеться, ученик неизбежно вовлекается в учебную работу.

Групповой метод предполагает разнообразные формы и виды работы:

а) урок-дискуссия;

б) урок-игра;

в) урок-представление;

г) урок-исследование;

д) урок-отчет.

В процессе исследования проблемы очень интересными оказались учебные пособия для 1 – 4 классов: «Русский язык» (Полякова), «Литературное чтение» (Лазарева), «Мы и окружающий мир» (Дмитриева), содержащие очень много заданий и упражнений, которые предполагают использование групповой работы. Возможность использования теоретической базы для исследования проблемы организации групповых форм работы как фактора стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников у меня была.

5. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОРА СТИМУЛИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ И ОСОЗНАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данные теоретические позиции представляют следующее:

- в центре внимания ученик, содействие развитию его творческих, коммуникативных способностей;

- формирование осознанного отношения к учебному процессу;

- образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в различных ситуациях.

   

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

1. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРВОАНИЯ АКТИВНОЙ И ОСОЗНАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЦЕЛИ:

- развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через организацию групповых форм работы;

- создание на уроках условий для совместных коллективных действий учащихся, формирующих коммуникативные навыки каждого ученика;

- развитие творческого и системного стиля мышления.

ЗАДАЧИ:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- прививать учащимся интерес к познанию нового;

- способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников по предметам начальной школы;

- способствовать процессу овладения умениями анализировать, сравнивать, обобщать;

   РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать речь, творческое мышление;

- способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 - способствовать развитию коммуникативных навыков, умения слушать других людей, проявлять заботу о ближнем, учить прощать;

 - воспитывать самоорганизацию, тактичность ведения дискуссий, личную ответственность за общее дело;

- формировать межличностные отношения в творческом коллективе.

        

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- решение поставленных задач через организацию групповых форм работы;

- повышение уровня развития учащихся;

- активизация учебной деятельности учащихся на уроках;

- развитие способности кратко и четко выражать свои мысли;

- создание комфортного микроклимата на уроке.

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Поставленные цели и задачи мы попытались реализовать с помощью создания условий для совместных коллективных действий учащихся, не только ведущих к активизации учебно-познавательной деятельности, но и стимулирующих активную и осознанную деятельность школьников.

Данный вид работы может быть использован на предметных уроках различного типа.

Мой опыт работы в школе позволил мне сделать вывод о том, что в использовании групповых форм работ необходима система, так как эпизодический характер данных видов работ не позволяет лучше освоить материал и дальше его помнить. В своей практике я достаточно часто использую групповую, парную и коллективную формы обучения, поскольку они до сих пор несут в себе черты инновационного обучения -  самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, создают ученику ситуацию успеха, активности, способствуют повышению учебной мотивации. Моим ученикам работа в группах очень нравится, думаю, что их отношение вполне осознанное.

Групповая форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть групповой работы выражается в наличии непосредственного взаимодействия между учащимися; учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу в целом. Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся.

Я понимаю, что перед современным учителем поставлена сложная задача – воспитать активную, творчески мыслящую личность. Поэтому, рассмотрев социальные потребности у учащихся начальной школы, пришла к выводу, что в целях стимулирования активной и осознанной деятельности учащихся нужно создавать такие условия, чтобы их учебная деятельность опиралась на следующие аспекты:

  •  принадлежать к коллективу;
  •  чувствовать свою значимость;
  •  самостоятельно достигать успеха;
  •  стремиться к самореализации «Я»;
  •  видеть в окружающих друзей и помощников.

Если проанализировать деятельность и действия ученика на уроке, то они существенно разнятся. Данная таблица обращает на это внимание.

Действия при подготовке к уроку и на уроке:

Учителя

Ученика

Планирует

Экспериментирует

Организует

Инструктирует

Демонстрирует

Объясняет

Решает

Ставит проблему

Проявляет инициативу

Контролирует

Анализирует

Оценивает

Исправляет

Информирует

Принимает ответственность

Смотрит

Слушает

Следит за действиями других и учителя

Воспринимает

Запоминает

Воспроизводит

Доказывает

Выполняет

Приспосабливается

Переживает

Отвечает

          

Активность учителя часто приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся на уроке, что влечет за собой разочарование в учебной деятельности со стороны учеников и проявляется в чувстве тревоги со стороны учителя.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Как изменить ситуацию?

Как активизировать деятельность учащихся в учебном процессе?

Организация групповой работы на уроке – вот возможной путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.

Я решила начать свою работу с создания групп учащихся. Провела специальный тест, оценивающий уровень умений общения (см. Приложение).

Поначалу я столкнулась с некоторыми проблемами. Школьников необходимо обучать навыкам совместной работы. Внутреннее сопротивление, нежелание, неумение налаживать совместную работу преодолеваются приемами создания атмосферы доверия, взаимной поддержки, защищенности.

ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Группа в целом

Учащиеся часто

Отдельные школьники

1

Слишком шумная                

«Наезжают» друг на друга

Выполняют в группе всю работу

2

Отвлекается от учебной задачи

Говорят одновременно, не слушают друг друга

Уклоняются от работы в группе

3

Не может определить свои цели

Не пытаются помочь

Чувствуют себя неуверенно и отказываются от работы

4

Порождает конфликт

Не обращаются за помощью

Пытаются командовать

5

Увязает в задаче, не может двигаться вперед

Не благодарят друг друга, не уважают чужое мнение

Проявляют враждебность

На первом этапе я учила детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, старалась выявить «психологический портрет» класса, индивидуальные черты личности каждого, уровень развития логического мышления, речевых и коммуникативных навыков. Дети учились вести дискуссию, спорить.

Ребята составили правило вежливого спора:

1) учитесь слушать товарища;

2) умейте аргументировано отстаивать свою точку зрения;

3) выясните точки зрения партнеров;

4) попытайтесь обнаружить разницу точек зрения;

5) старайтесь не говорить все сразу;

6) уважайте мнение своих товарищей.

Распределяя детей на маленькие группы по 4 – 5 человек, мы прокладывали «коммуникативные каналы» не только между учителем и каждым ребенком, но и между всеми детьми.

На следующем этапе мы старались наглядно показать важность кооперации людей для достижения ими лучшего результата – «Одна голова хорошо, а две – лучше!». Работа в группах делает ребенка более самостоятельным, у него вырастает чувство самоуважения, даже боязливый ребенок в компании не заробеет и через некоторое время убедится, что «не так уж все страшно…».

Затем можно переходить к усложнению деятельности в группах:

а) усложнение видов работ;

б) повышение степени ответственности и самостоятельности учащихся;

в) усложнение содержания учебного материала.

Возможны различные варианты размещения рабочих мест в классной комнате при работе в группах.

   

В условиях групповой работы каждому школьнику может соответствовать своя роль.

УМЕНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ РОЛИ, ГДЕ ЭТИ УМЕНИЯ ХОРОШО ПРОЯВЛЯЮТСЯ

Умение работать в группе

Соответствующая групповая роль

Воодушевлять членов группы

Обеспечивать равное участие членов

Оказывать помощь

Проверять качество выполнения задания

Не беспокоить окружающих

 

Просить о помощи

Вдохновитель

Координатор

Мудрец

Инспектор

Тихоня

SOS-радист

Традиционно выделяют еще и парную работу (простейший вид групповой работы), при которой два ученика выполняют какую-то часть работы совместно. Если все пары выполняют одно и то же задание - работа единая, если разные – дифференцированная. Парную работу логично использовать на уроках всех дисциплин при проверке домашних заданий, взаимопроверке классных самостоятельных работ, взаимодиктантах, проверке заучивания правил и т.д. (см. Приложение) на различных этапах урока: актуализации знаний, при закреплении, повторении материала, на этапе изучения новых знаний.

Мои наблюдения показали, что первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале.

Учащиеся сначала работают по составленным алгоритмам, например:

  1. РУССКИЙ ЯЗЫК. ВЗАИМОДИКТАНТ.
  1. Распределить в паре роли «учителя» и «ученика».
  2. «Учитель» диктует слова.
  3. «Ученик» записывает и выполняет грамматическое задание.
  4. Учащиеся меняются ролями
  5. Взаимооценка диктанта (см. Приложение).

2) ЧТЕНИЕ. ТИХОЕ ЧТЕНИЕ В ПАРЕ.

  1. Распределить роли «учителя» и «ученика».
  2. «Ученик» читает стихотворение, рассказ (или отрывок его).
  3. «Учитель» контролирует выразительность, правильность темы чтения. Ставит оценку.
  4. Учащиеся меняются ролями.

3) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. РАБОТА НАД СТАТЬЕЙ.

  1. Прочитать статью «цепочкой» или одному хорошо читающему ученику.
  2. Разбить статью на части (или воспользоваться разбивкой статьи на абзацы).
  3. Выяснить главную мысль каждой части, озаглавить (можно подчеркнуть главную мысль в абзаце).
  4. Пересказать друг другу статью по плану.
  5. Выбрать лидера (в «четверке»), который расскажет классу статью (или рассказать всей «четверкой», распределив между собой порядок ответа).

4) РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ.

  1. Внимательно и молча рассмотри картину.
  2. Узнай ее автора и название.
  3. Побеседуйте по содержанию картины (по вопросам на доске).
  4. Выясните главных персонажей картины, ее главную мысль, какими средствами художник выразил свой замысел.
  5. Составьте рассказ.
  6. Выберите лидера, который расскажет классу.  

Затем учащиеся выполняют лишь часть задания.

Постепенно содержание материала усложнялось. От заданий репродуктивного характера группы перешли к работе, требующей использования проблемно-поискового метода в поиске знаний. На уроках русского языка, математики, окружающего мира широкие возможности организации групповой работы при изучении нового материала. Например: в 3-м классе при изучении темы «Второстепенные члены предложения. Определение» учащиеся, отправляясь в информационный поиск в группах, заполняют таблицу, делая вывод о новом понятии. В 4-м классе при изучении темы «Неопределенная форма глагола» каждой группе необходимо было выписать глаголы и определить время, лицо и число; ответить на вопрос: «Почему не у всех глаголов возможно определить данные признаки?». При закреплении того или иного материала можно применять групповую работу, работу в парах.

Можно рассмотреть фрагмент урока русского языка во 2-м классе по теме «Сочетание жи - ши»:

Учитель: Поиграем в игру «Мы знатоки».

На доске записаны слова, которые нужно распределить в 2 столбика:

      жить, мое, мыши, жир, ерши, шило, жилье, широкая, лью.

Одна пара работает у доски, остальные – на месте.

Учитель: А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и проверьте работу своих товарищей.

На этом же уроке учащиеся в группах составляют акротекст со словом «жираф».

Проверку выполнения задания в группах, особенно на уроках математики, выполняют «инспектора – ревизоры», которые очень строги и придирчивы (см. Приложение).

Плодотворной является групповая работа на уроках литературного чтения и окружающего мира. Например: при изучении произведения Ю.Нагибина «Зимний дуб» на этапе актуализации знаний был проведен экспресс-опрос. Ученики сделали взаимопроверку в парах, а в группах предстояло соотнести пословицы и высказывания с содержанием рассказа. А как интересно проходят уроки-концерты, уроки-спектакли. Например: в 3-м классе наш кабинет стал на мгновение «театральным залом». Учащиеся каждой группы инсценировали сказку «Каша из топора». Какой эмоциональный настрой царил на уроке! Дух сплоченности, соучастия в успехе общего дела! На уроке «Мы и окружающий мир» при изучении темы «Петр I царь и человек» каждая группа сама выбирала для себя тему обсуждения. Мои ребята с удовольствием готовят сообщения, рефераты, с удовольствием выдвигают свои темы для обсуждения в классе. Они «зажигают» меня своими идеями. И это замечательно!  

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

  1. «КРУГЛЫЙ СТОЛ». Члены группы поочередно высказываются.
  2. ОБСУЖДЕНИЕ ПО КРУГУ. Члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
  3. «ТРЕХШАГОВОЕ ИНТЕРВЬЮ». Работа в парах: один интервьюирует другого (затем меняются).
  4. «1 – 2 – ВСЕ». Каждый работает над подготовкой материала самостоятельно, все обсуждают, готовят итоговый вариант материала.
  5. «НОМЕРА». Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе, затем вызывает нужный номер для ответа.
  6. «МОЗАИКА». Вся работа разделена между исполнителями с последующей сборкой результатов.

Таким образом, данная работа показала, что, сотрудничая друг с другом, дети осваивают задания гораздо более эффективно, чем сотрудничая со взрослыми. Ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа, им интересно работать сообща друг с другом. А это главное!

В результате правильно организованная групповая работа имеет ряд преимуществ:

1) повышение уровня осмысления материала;

2) рост числа нестандартных решений;

3) перенос знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников;

4) позитивное отношение к изучаемому материалу;

5) готовность не отвлекаться от решаемой задачи.

Итак, учение – не только личный, но и групповой процесс.

4. ДИАПАЗОН ОПЫТА

Диапазон опыта по использованию групповой работы очень широк. Это и отдельные педагогические ситуации, и система уроков с использованием данных видов работы, и внеклассная работа.

5. ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

  1. Создание ситуации успеха.
  2. Проявление доверия и толерантности в учебных действиях.
  3. Учет личностных особенностей учащихся.
  4. Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы его выполнения.
  5. Создание условий для осознанной, активной деятельности школьников.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность изложенного опыта доказывает, что использование групповых форм организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии активной и осознанной деятельности школьников. При такой организации учебного процесса:

- повышается мотивация обучения;

- формируются коллективистские отношения;

- происходит общее развитие личности; формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение;

- уровень правильности и быстроты выполнения заданий при коллективной работе выше, чем при фронтальной работе;

-  общение в группах содействует обмену опытом и знаниями;

- ответственности за содеянное.

Анализируя специальные тесты для родителей и учащихся, можно проследить динамику роста развития умения общаться, умения ладить с другими людьми, отношение учащихся к различным предметам.

ДИАГРАММА,

ОЦЕНИВАЮЩАЯ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

  Родители к новым формам обучения относятся положительно, так как дети дома с удовольствием делятся впечатлениями от уроков, испытывают радость, услышав похвалу из уст учителя или товарища. Вырос уровень познавательной активности учащихся, осознанной деятельности в учебном процессе.

ДИАГРАММА

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

      В качестве педагогического критерия оценки деятельности учащихся я зафиксировала динамику результатов по линии «Вычислительная»:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Качество знаний

-

72 %

87 %

-

Выявлено, что при выполнении «срезовых» работ по стрежневой линии «Орфография» учащиеся показали следующие результаты:

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Качество знаний

-

82 %

82,5 %

-

Я пришла к выводу, что коллективная форма обучения более эффективная в системе развивающего обучения, так как:

- выросла активность учащихся на уроке;

- появился интерес к знаниям, способам приобретения знаний, интерес к дополнительным источникам знаний;

- изменилась эмоциональная атмосфера в классе: ребята стали добрее, с пониманием относиться друг к другу; стали предлагать помощь нуждающимся одноклассникам.

Результаты моего опыта работы по данной проблеме обсуждались на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, я давала «открытые уроки» для учителей лицея, на областном семинаре.

Считаю, что использование данного метода приносит детям удовлетворение, что способствует совершенствованию у них личностных качеств, стремления получить знания, а главное – желание учиться и получать от этого радость. Психолог К. Роджерс писал: «Лишь человек, имеющий группу поддержки, доверия, способен на полное самораскрытие и самовыражение.».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе. //Начальная школа. – 1993. - №4.
  2. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. – М., 1983.
  3. Дьяченко В.К., Попов А.И. Организация коллективных учебных занятий. //Начальная школа. – 1990. - №1.
  4. Занков Л.В. Беседы с учителем. – М., 1970.
  5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
  6. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. – М.: Педагогика, 1985.
  7. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. – Рязань, 1977.    
  8. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. – М., 1995.
  9. Уварова А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М., 2001.
  10.  Цукерман Г.Г. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение № 1 – Организация работы в группах
  2. Приложение № 2 – Тест приблизительного оценивания уровня развития учащихся
  3. Приложение № 3 – Тест для учащихся. Оценивание отношения к изучаемым предметам
  4. Приложение № 4 – Фрагмент урока математики в 4-м классе
  5. Приложение № 5 – Фрагмент урока-представления литературного чтения в 3-м классе

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Статья: "Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)"

В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность....

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"...