Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).
статья (3 класс) по теме

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Gruppovaya_forma_raboty_na_uroke.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Департамент образования г. Саранска

                    Городское управление образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

                        

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ

                                                                                            /Из опыта работы

                                                                учителя начальных классов

                                                                Ехлаковой О.И./

г. Саранск, 2008 г.

Ребенок – это факел, который нужно зажечь,

                            А не сосуд, который нужно заполнить.

Ф. Рабле

   Групповую работу – одну из форм организации деятельности учащихся, можно рассматривать как разновидность коллективной работы. Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.

 При организации такого взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащий себя сам.

      Одной из форм групповой работы является Педагогическая мастерская. Цель уроков предлагаемой технологии: воспитание людей, лишённых рабского исполнительского начала, верящих в свои способности и умения их реализовать.

      Я хочу остановиться на некоторых приемах и методах, которые использую на уроках-мастерских.

  1. Метод символического видения.

       Заключается в отыскивании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-нибудь объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

  1. Метод сравнения версий.

      Предлагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

  1. Метод «ключевых слов».

      Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая:

- учащимся предлагается текст;

- все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова;

- участники знакомят группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них.

4. Метод конструирования вопросов.

       Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изученному объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы:

- предъявление объекта изучения;

- индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;

- озвучивание вопросов в группе;

- фиксация всех вопросов на общем листочке;

- обмен листочками между группами;

- экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);

- выступление экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;

- отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

5. Метод смысловых ассоциаций.

       Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий:

- ученику предлагается какое-нибудь слово или слова;

- ученик записывает к каждому слово список слов-ассоциаций;

- ученик получает задание, связанное с осмысление данного потока ассоциаций. Например:

1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

2) выбери из этого потока ключевое  для вас слово;

3) соедини два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

6. Метод вживания.

       Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающие при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы – цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

  1. Метод образного видения.

      Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например « Нарисуйте счастье»; «Нарисуйте имя Существительное».

  1. Прием чтения с пометками.

        Предлагает «живой»  диалог с автором текста, возможно, полемика по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-« - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать; «^» - уже знал и т.д.

  1. Прием «Закончи предложение».

       Его цель – организовать диалог участника мастерской  с авторским мнением. Технология:

  1. мастер выписывает из текста художественного произведения начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора;
  2. закончить предложение;
  3. познакомиться с версиями других учеников;
  4. познакомиться с авторским вариантом;
  5. рефлексия.

       

     Этот же прием использую, как итог мастерской. Закончи предложение:             На этом уроке мне удалось…

                      На этом уроке я затруднилась в…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности уроков путем организации групповой формы работы.

Общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ, внимательно относиться к товарищам, прислушиваться к его мнению, формирует такое качество как ответственность за общ...

Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников

Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...

организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская)

       Групповую работу – одну из форм организации деятельности учащихся, можно рассматривать как разновидность коллективной работы. Работа в группах и коллективе способс...

Организация групповых форм работы

Статья "Организация групповых форм работы"...

"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"

Ведущее место среди инновационных  средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит  методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными л...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...


 

Комментарии

Кудряшова Татьяна Александровна

Ольга Ивановна. Очень хороший материал. Групповая работа на уроке - это очень актуальная на сегодняшний день тема. Спасибо!

Спасибо, Татьяна Александровна, за комментарий.
Михайлова Елена Петровна

Спасибо. Материал очень интересный. Хочу добавить, что групповая работа - это целая система. Очень хорошо идет групповая работа в системе ро Эльконина-Давыдова. Там без нее просто невозможно.
Никитина Наталья Борисовна

Ольга Ивановна Ваш материал заинтересовал меня.Сколько разнообразных приемов и методов можно использовать в групповой работе. Спасибо за пополнение библиотеки материалами нашей группы.

Спасибо, Наталья Борисовна и Елена Петровна, за Ваш позитивный комментарий.