организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская)
статья по теме

 

 

 

   Групповую работу – одну из форм организации деятельности учащихся, можно рассматривать как разновидность коллективной работы. Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.

 При организации такого взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащий себя сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_forma_raboty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малая Лилия Николаевна МБОУ СОШ № 4 п. Ванино

МБОУ СОШ № 4 п. Ванино

                        

                                                                                           

      /Из опыта работы  учителя начальных классов Малой Л.Н./

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:

  1. Реализация принципа деятельности;
  2. Формирование мотивации учения и обучения;
  3. Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
  4. Психологический комфорт в учебном коллективе;
  5. Единство воспитания и обучения.

Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.

Преимущества группового обучения:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели)
  2. Улучшается академическая успеваемость;
  3. Воспитывается самоуважение;
  4. Укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
  5. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
  6. Учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Типы группового обучения:

  1. Обучение в парах;
  2. Группа, сидящая вместе;
  3. Маленькая команда;
  4. Задание для всего класса.

При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.

 При организации такого взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащий себя сам.

      Приёмы и методы

  1. Метод символического видения.
  2. Заключается в отыскивании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-нибудь объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
  3. Метод сравнения версий.
  4. Предлагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
  5. Метод «ключевых слов».
  6. Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая:
  7. - учащимся предлагается текст;
  8. - все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова;
  9. - участники знакомят группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них.

Метод конструирования вопросов.

  1. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изученному объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы:
  2. - предъявление объекта изучения;
  3. - индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;
  4. - озвучивание вопросов в группе;
  5. - фиксация всех вопросов на общем листочке;
  6. - обмен листочками между группами;
  7. - экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);
  8. - выступление экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;
  9. - отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

5. Метод смысловых ассоциаций.

  1. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий:
  2. - ученику предлагается какое-нибудь слово или слова;
  3. - ученик записывает к каждому слово список слов-ассоциаций;
  4. - ученик получает задание, связанное с осмысление данного потока ассоциаций. Например:
  5. используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;
  6. выбери из этого потока ключевое  для вас слово;
  7. соедини два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

 Метод вживания.

  1. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающие при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы – цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

  1. Метод образного видения.
  2. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например « Нарисуйте счастье»; «Нарисуйте имя Существительное».
  3. Прием чтения с пометками.
  4. Предлагает «живой»  диалог с автором текста, возможно, полемика по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-« - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать; «^» - уже знал и т.д.
  5. Прием «Закончи предложение».

       Его цель – организовать диалог участника мастерской  с авторским мнением. Технология:

  1. мастер выписывает из текста художественного произведения начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора;
  2. закончить предложение;
  3. познакомиться с версиями других учеников;
  4. познакомиться с авторским вариантом;
  5. рефлексия.

       Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем предоставить «продукт» совместного труда;

- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Дети должны обмениваться мнением, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбуждёнными выкриками, с разговорами в полный голос.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически.

            Как подвести итоги? В конце работы,  выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение  о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтным ситуациям и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

     

Литература:

1. Кузнецова И.. Почему нужно работать в группах // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №11. - с.16.

2. Утеева Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе. – 1985. - №2.  – с.10.

3. Чиханова О. В.  Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №11. - с.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...

Повышение эффективности уроков путем организации групповой формы работы.

Общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ, внимательно относиться к товарищам, прислушиваться к его мнению, формирует такое качество как ответственность за общ...

Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников

Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...

Организация групповых форм работы

Статья "Организация групповых форм работы"...

"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"

Ведущее место среди инновационных  средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит  методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными л...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...