Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Посохова Лариса Павловна

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко. Автор опыта использует методику совместной работы учащихся в парах сменного состава по карточкам, разработанную кандидатом педагогических наук М. А. Мкртчяном и методику поабзацной проработки текста А. Г. Ривина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon АПО225 КБ

Предварительный просмотр:

Муницпальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

Формирование коммуникативных компетенций

младших школьников

через организацию групповых форм работы

Автор опыта:

Посохова Лариса Павловна,

учитель начальных классов

Троицкий

2018

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                          Стр.

1. Информация об опыте……………………………………………………...3

2. Технология опыта…………………………………………………………..6

3. Результативность опыта……………………………………………………12

4. Библиографический список……………………………………………......15

5. Приложение к опыту……………………………………………………….16

Информация об опыте

Тема опыта «Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы».

Тема  на сегодняшний день актуальна, так как одной из важнейших задач в процессе обучения, воспитания является формирование коммуникативной компетенции, которая направляет способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Условия возникновения опыта

Автор опыта работает учителем начальных классов в МБОУ «Троицкая СОШ» п. Троицкий  7 лет.  В её  классе обучаются дети с разными способностями, разной подготовкой и разными личностными характеристиками. Не все одинаково усваивают учебный материал, поэтому возникла необходимость в создании таких условий обучения и развития, чтобы каждый ребёнок научился адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, строить общение с окружающими, умел высказывать своё мнение. Учитель поставила перед собой задачу развивать у детей коммуникативные компетенции.

Для определения исходного уровня коммуникативных компетентностей были использованы методики Овчаровой Р. В. «Выявление коммуникативных компетентностей учащихся», Бурменской А. В.  «Выявление коммуникативных действий учащихся», Цукерман Г. А.  «Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного  содержания и условий деятельности» (Приложение 1). По результатам диагностики только 11,2% первоклассников имеют высокий уровень коммуникативно-речевых действий, 33,3%- средний уровень, 55,5% - низкий уровень.

Таким образом,  низкий уровень продуктивности совместной деятельности, умения строить понятные для партнера высказывания и задавать вопросы, а также незрелое эмоциональное отношение к совместной деятельности, которые показали первоклассники, нацелил автора опыта на создание условий для формирования коммуникативных компетенций через организацию групповых форм работы.

Актуальность опыта

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого  лежит системно - деятельностный подход, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания.

Автор опыта считает, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, явлется коммуникативная компетенция. В качеcтве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида в ФГОС, ставится задача формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, работать в группе.

Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, в частности, организацию групповых форм работы.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением форм учебного сотрудничества». [8]

Актуальность опыта обусловлена противоречиями, выявленными в ходе образовательной деятельности:

  • между потребностью  общества в личности, обладающей высоким уровнем организации своей жизнедеятельности и недостаточной сформированностью  навыков коммуникативных компетенций у младших школьников;
  • между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • между потребностью школьной практики в новых формах, методах, приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действиий и недостаточной их разработанностью

Ведущая педагогическая идея опыта   заключается в создании необходимых условий, способствующих развитию коммуникативных компетенций учащихся посредством организации различных форм групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Этапы работы над опытом: I этап – начальный (констатирующий):   сентябрь  – ноябрь 2015 г. – изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег; II этап – основной (формирующий): декабрь 2015 г. – сентябрь 2017 г. – использование методов и приёмов, способствующих формированию коммуникативных компетенций; III этап – заключительный (контрольный): октябрь  – январь 2018 г.

Диапазон опыта: единая система «урок – внеурочная деятельность».

Теоретическая база опыта

        Основная задача современного Российского образования – это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Эта проблема имеет давнюю историю.

        Проблема формирования коммуникативных умений является примером многочисленных психологических, лингвистических, педагогических исследований.

        Выдающийся вклад в её исследование внесли – Талызина Н. Ф., Эдьконин Д. Б., Леонтьев А. Н., Амонашвили Ш. А., Цукерман Г. А..

По мнению психологов, коммуникацию можно обозначить, как «умение и навыки общения с людьми, которые оказывают влияние на успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. [3]

«Коммуникативная способность – природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность – с другой». [2]

Б. Г. Ананьев, А. В. Мудрик в своих работах отразили важность роли коммуникативного развития в детстве для последующего психического и социального становления личности. По их данным, «нарушение общения в детстве приводит к утере эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками, к отсутствию комплекса оживления, недоразвитию коммуникативной функции речи, к неспособности правильного установления взаимоотношений, несформированности навыков общения».[1]

В. В. Рыжов считал, что «важно изучение общения как деятельности, субъектом которой является группа. Это вопрос о той системе психологических, индивидуально-психологических умений, свойств, способностей, которые обеспечивают личности возможность вхождения в общение». [6]

        Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г. В. Бурменской, Р. В. Овчаровой, И. Н. Садовниковой.

        Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа). Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

По определению Е. Н. Щурковой, групповая деятельность – это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению».  [5]

«Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, оценивать свои действия». [4]

        Известный русский дидакт М. А. Данилов писал: «Работая в составе группы, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования». [7]

        

Новизна опыта  заключается в совершенствовании отдельных сторон педагогического процесса, основанного на создании системы формирования коммуникативных компетенций через организацию групповых форм работы.

Раздел II

Технология опыта

Целью данной педагогической деятельности является использование различных форм и видов групповой деятельности в системе  «урок -  внеурочная деятельность» как условия формирования коммуникативных компетенций обучающихся начальных классов.

         Достижение планируемых результатов предполагает решение
следующих
задач:

  • Определение уровней и качественных критериев сформированности коммуникативных компетенций учеников.
  • Организация необходимых условий для приобретения обучающимися коммуникативных умений в процессе групповой работы.
  • Внедрение на уроках в начальной школе групповых форм работы, способствующих развитию коммуникативных компетенций учащихся.

В соответствии с поставленными целями и задачами в рамках опыта используются разнообразные формы групповой работы.

При организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко. Автор опыта использует методику совместной работы учащихся в парах сменного состава по карточкам, разработанную кандидатом педагогических наук М. А. Мкртчяном и методику поабзацной проработки текста А. Г. Ривина.

Целью групповой технологии является: создание условий для формирования навыков групповой работы в начальной школе. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе; 
  • организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способами действия;
  • взаимопонимание, рефлексию. 

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. 

Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую необходимо начинать с первых дней обучения в начальной школе. Дети сначала учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом этапе урока.

Чаще всего работа организовывается в статической паре. Это пара образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учебным занятиям.

Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. 

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре:

  • обсуждение чего-либо (обучающиеся высказывают свои мнения по какой-либо теме);
  • совместное изучение нового (пара находятся в позиции изучающих);
  •  обучение друг друга (во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый);
  • тренировка (на этапе закрепления учебного материала) ;
  •  проверка  (проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика).

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой, затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары. После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

Также применяется работа в динамических парах с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.  

Автор опыта использует различные приёмы групповой работы: «ручеёк», «четвёрка», «ёлочка», свободное перемещение по классу, работа по вопросникам.

          В пары объединяет детей одинакового и разного уровня готовности  к

работе: высокого + высокого; среднего + среднего, низкого + низкого, среднего + низкого. Для дифференцированной коллективной работы каждый ребенок имеет свой №  - 1, 2, 3, 4  и  карточки получают под этими номерами.

Самый распространенный приём – это работа в «четвёрке». Его учитель применяет при изучении нового материала, при закреплении пройденного, обобщении, повторении. Например,  для проведения словарной работы составляет карточки четырех  вариантов. В «четвёрке» сначала учащиеся работают в паре со своим соседом по парте, то есть две пары одновременно. Затем они поворачиваются лицом друг к другу, образуя новые пары. Потом меняются местами первый ученик и третий, образуя третью встречу. Обмен карточками – заданиями происходит следующим образом:

1              2        1)        1                2        2)         1                   2

                   

3                   4        3                4          3         4

                                          3)         2        1

         

                                                      3                  4

 «четвёрке» даются следующие карточки:

№ 1

ябл…ко

земл…ника

яг…да

№ 2

т…традь

п…нал

л…герь

№ 3

п…м…дор

ур…жай

м…рковь

№ 4.

мес…ц

к….рабль

д…рога

При закреплении нового и пройденного материала на уроках автор использует «ручеёк»: изучение свойств полезных ископаемых, табличные случаи умножения и деления, единственное и множественное число имён прилагательных. (Приложение 2) В «ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает  к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Например, для учеников второго ряда составляет аналогичные карточки. Ребята сидят парами друг за другом. Сначала задание выполняют учащиеся в парах постоянного состава, а затем наступает смена пар между учениками второго варианта каждого ряда. Этот вариант смены пар происходит до тех пор, пока каждый ученик не вернется на свое первоначальное место. На следующий раз проводит смену пар между учениками первого варианта. Механизм смены пар в «ручейке» таков:

1 позиция                                          

  1.   8

5                         6

3                        4

1                        2

1 вариант                 2 вариант

   2 позиция

  7                          2

   5                8

   3                6

   1               4

1 вариант                   2 вариант      

      На уроках математики педагог применяет при решении задач приём  свободного перемещения по классу. При этом дети работают в парах сменного состава. Каждый ученик получает конверт, на котором указан тип задачи. В конверте лежит карточка с условием задачи и контрольная карточка с решением задачи. Получив конверт, каждый решает свою задачу. Затем ученики меняются в парах конвертами и решают задачу соседа. После этого обмениваются тетрадями и проверяют решения друг у друга. Правильность решения можно проверить по контрольной карточке. После проверки пара распадается. Каждый ищет освободившуюся пару, подняв сигнальные круги. Образовав новую пару, ученики меняются конвертами и решают задачу соседа.

Карточка задачи.

В тетради 24 страницы. Девочка исписала 1/8 числа

страниц тетради. Сколько осталось чистых страниц?

Контрольная карточка.

  1. 24:3 =3 (с) исписала.
  2. 24 – 3 =21 (с) чистая.

Ответ: 21 страница чистая.

     При смене пар «ёлочкой» общение ребят идет между рядами. Составляюся карточки четырёх вариантов по три одинаковые карточки в каждом варианте. Смена пар в «ёлочке» выполняется по следующему маршруту:

1 позиция

4                3                2                1

4                3                2                1

4                3                2                1

2 позиция

3                2                1                4

   3                   2                    1                    4        

                                  3                    2                     1                     4

«Елочку» можно использовать на различных этапах урока.

Методику взаимопередачи тем при организации групповых  занятий с учащимися учитель использует на уроках чтения и окружающего мира. Например, при изучении нового материала по теме: «Ориентирование по местным признакам» дети работают в «четвёрке». Материал учебника разбивается на четыре части (абзаца). Каждый ученик самостоятельно прорабатывает свой абзац. Затем учащийся передаёт содержание первого абзаца напарнику, обсуждая с ним текст, озаглавливает и записывает в тетрадь название первого абзаца. Потом он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в абзаце и озаглавить его. Проработка очередных абзацев опять идёт с новым напарником по такому же плану. Когда весь текст проработан, учащиеся сдают тему учителю.

На уроках чтения в парах постоянного и сменного состава автор предлагает такие виды заданий:

  1. Поабзацное чтение статьи учебника.
  2. Составление плана текста, вопросника к нему.
  3. Пересказ по плану.
  4. Хоровое чтение «парами».
  5. Взаимоконтроль детского чтения.
  6. Творческая работа, коллективное чтение.

Методику «Взаимодиктант»  проводит на уроках русского языка, когда один  ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет. Второй ученик читает, а первый, прежде диктовавший, пишет. Каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант. Ученики открывают  карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) – сначала один диктант, потом второй. Совместно устно разбираются ошибки. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над своими ошибками.

Повторение пройденного  материала проверяется с помощью вопросника.      Содержание вопросников может быть различным. Их можно использовать для работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка и математики. (Приложение 3)

Продолжая тему, стоит обратить внимание на такие приёмы взаимообучения, как «Зигзаг», мозаика «Джигсо», «Карусель».   Приём «Зигзаг» используется для изучения и систематизации большого по объёму материала. Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, чего не знает другой. Дети самостоятельно изучают информацию. Далее ученики с одинаковыми карточками (например, по цвету) объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. Детям предстоит обсудить в группе материал, решить, какие сведения представляют особый интерес, подготовить коллективный пересказ (по опорным схемам). Заканчивается работа выступлением членов от каждой кооперативной группы.

Учитель успешно применяет в начальной школе такие приёмы, как:

- «Кластер»: информация, касающаяся какого-либо предмета, явления или события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, с которым ученики логически связывают последующие ассоциации. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. (Примеры использования: на уроках русского языка по темам «Род имён существительных», «Части речи», на уроке математики по теме «Геометрические фигуры», на уроке окружающего мира» по теме «Птицы», «Растения»).

- «Корзина идей»: метод организации групповой работы в начале урока на этапе актуализации знаний. Задаётся  вопрос, что дети знают по теме уроки, ответы записываются в тетрадь (индивидуальная работа). Затем дети обмениваются мнениями в парах и группах, выясняют, у кого мнения совпали, какие возникли разногласия; составляется список мнений (идей), в «корзину идей» помещаются правильные мнения (сортировка происходит по ходу работы, ошибки исправляются). Данный приём уместно использовать в 3-4 классах. (Пример использования: на уроке окружающего мира по теме «В царстве грибов»).

- «Мозговой штурм» используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным учеником на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для этого время.

В учебники и рабочие тетради для начальной школы, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, включено множество заданий для парной и групповой работы. Система учебников «Школа России», по которой работает учитель в настоящее время, обладает типическими свойствами, позволяющими реализовать коммуникативную деятельность.

Сформировать коммуникативные навыки у младших школьников позволяют занятия внеурочной деятельности по программе А. И. Савенкова «Я – исследователь». (Приложение 4) Ученики Ларисы Павловны в рамках внеурочной деятельности занимаются в кружке «Я – исследователь», участвуют в работе секции НОУ «Совёнок». Результатом исследовательской деятельности детей стали самостоятельно изготовленные в группах книжки-малышки по теме «Кто такие кошки», газета «Здоровье – это здорово», памятки-аннотации к словарям. Учащиеся выполнили исследования по темам «Выгодно ли выращивать индюков в домашних условиях», «Волшебный песок», «Заморское лакомство», «Полезная ягода». С данными работами ученики приняли участие в районных конкурсах «Я - исследователь», «Первые шаги в науке» и стали победителями.

        Формированию коммуникативной компетенции учащихся способствует внеклассная работа. Вовлечение учащихся во внеклассную работу позволяет расширять творческие способности учащихся, выявлять одарённых детей.

Работа по формированию коммуникативных  компетенций убеждает, что  парная и групповая  деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время многогранна.  

Правильная организация совместной деятельности учащихся в группе,  как в процессе урока, так и во внеурочное время, способствует повышению уровня результативности учебного процесса, характеризуется высокой активностью школьников в урочной и внеклассной деятельности, формированием дружного ученического коллектива.

Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умения учиться.

Результативность опыта

        Практика показывает, что систематическая и целенаправленная организация групповой деятельности  позволяет педагогу добиться хороших результатов при обучении младших школьников. Знания обучающихся соответствуют требованиям государственного стандарта. Качество знаний при 100 % обученности составляет: 2 класс (2016 – 2017 уч. г.) –   72%; 3 класс (2017 – 2018 уч. г.) – 82 %.

Качество знаний по русскому языку

Качество знаний по литературному чтению

               

Качество знаний по математике

                 

Качество знаний по окружающему миру

     

Работа по формированию коммуникативных компетенций через организацию групповых форм, безусловно, повлияла на рост качества знаний.

Качество знаний за 2 года

Результатом работы является сформированность навыков общения, а также большой интерес учеников к организации групповых форм работы. Исследование уровней коммуникативных компетентностей третьеклассников (декабрь 2017 г.), проведённое автором опыта совместно со  школьным педагогом-психологом на основе диагностик «Выявление коммуникативных компетентностей учащихся» и «Выявление коммуникативных действий учащихся», показало, что высокий творческий уровень коммуникативных компетентностей имеют 50% учеников, средний продуктивный уровень –38,8%, низкий – 11,2%. Сравнивая данные этого тестирования с результатами проведённого в сентябре 2015 года, можно сказать, что высокий уровень развития коммуникативных компетентностей увеличился на 38,8%, средний уровень развития коммуникативных компетентностей на 5,5%, а низкий уровень развития коммуникативных компетентностей – 44,3%.

Результаты участия в конкурсах и олимпиадах

2016-2017 учебный год

Сдержикова Мария – диплом I степени во II Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания».

Свинарь София – диплом I степени во II Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания».

Цыганкова Альбина - победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».

Косьяненко Сергей - победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».

Половникова Дарья – победитель I онлайн – олимпиады по русскому языку «Русский с Пушкиным».

2017-2018 учебный год

Цыганкова Альбина - победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».

Логвинов Матвей - победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».

Капустин Артём – призёр олимпиады по окружающему миру в олимпиаде «Октябрь 2017» на сайте videouroki.net.

Библиографический список

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2010. – с. 12
  2. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников. / Л.Н. Булыгина// Вопросы психологии. – 2010. - № 2 – с.149-153
  3. Васильев Г. С. Методика изучения коммуникативных способностей личности. Труды училища.- Свердловск , 2010. - 134с.
  4. Королькова Л.В. Групповые формы взаимодействия младших школьников/ Л. В. Королькова // Начальная школа. – 2007. – №2. – с.13
  5. Краткий справочник по педагогической технологии/Под. ред. Н. Е. Щурковой.М.: Новая школа, 1997. – с. 16
  6. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки дошкольника. – Н.Новгород: ННГУ, 2013. - 168с.
  7. Урок в восьмилетней школе./ Под ред. М. А. Данилова. М., 1966. - с. 184
  8. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться? [Текст]:/Г. А. Цукерман. – М.:Просвещение, 1985. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»...

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательн...

Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.

quot;Чтение должно стать для ребенка  очень тонким инструментом овладения знаниями  и  вместе с тем источником богатой духовной жизни"   В.А,Сухомлинский.. В статье расс...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...