«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»
материал на тему

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_sosh_no_138_tekst_stati.docx668.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»

Автор: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

победитель районного конкурса «Учитель года- 2012»

 МБОУ средней общеобразовательной школы № 138

Слюняева Наталья Викторовна

Раб. тел.(831) 240-41-04

Моб. тел. 9047865778

Школа, в которой я работаю,  является единственным центром развития личности ребенка  в нашем микрорайоне, где четко прослеживается преемственность от дошкольного образования к начальному. С целью создания условий и для формирования системы воспитания, социальной защиты детей и их семей  школа работает по программе развития «Создание модели эффективной образовательной среды для формирования конкурентоспособной компетентной личности». На базе нашей школы действует инновационная площадка «Создание педагогической системы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении».

В "Концепции модернизации российского образования»,  указывается то,  что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые  компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения.

Из всех видов компетенций приоритетной для своей деятельности выделяю коммуникативную, т. к уровень развития коммуникативной компетентности детей в момент поступления в школу весьма различен, в целом он далек от желаемого.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС  как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

  Умению согласовывать свои действия со сверстниками, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущем. Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в настоящее время является актуальной, как для каждого конкретного человека, так и для общества. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. И наконец, коммуникативная компетенция обучающихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты (подход И.А. Зимней): когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

-содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

-все компоненты должны быть включены в работу;

-более эффективным считается занятие (урок), обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Этапы формирования и уровни коммуникативной компетенции:

Этап

Уровень формирования

Компетенции

I этап  

низкий

- формирование потребности в общении, понимание задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;

II этап

средний

- готовность к коммуникации, понимание состояния сверстника, формирования самосознания и самооценки, представление о способах взаимодействия с окружающими, знакомство с различными социальными ролями

III этап

высокий

- владение навыками взаимодействия с окружающими, объективная самооценка, согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативной компетенции учащихся.

        Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В своей работе по формированию коммуникативной компетенции я применяю элементы здоровьесберегающих технологий, методы арт-технологии (изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), музыкальная терапия и кинезитерапия (движение танца), метод проектов, технологию сотрудничества, игровые технологии. Особое внимание в учебно- воспитательной работе уделяю организации игр. 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Исследования отечественных педагогов и психологов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Н.Н.Подьякова, Д.В.Менджерицкой, Т.А.Репиной, М.Н.Алиева, Д.М.Маллаева, Д.Б.Эльконина, A.J1.Люблинской и др. показали, что игра является ведущей деятельностью даже у младших школьников, но ее активность снижается, она остается необходимой для поддержания эмоционального равновесия и приобретения социального опыта, хотя основной акцент переносится на учение.

Младшие школьники и подростки сегодня больше играют в компьютерные и дидактические игры, что значительно снижает положительное влияние других игр (сюжетно-ролевых, театрализованных, творческих, спортивных и деловых) на всестороннее и творческое развитие ребенка и социализации его личности. В школах наблюдается незаслуженное снижение игровой деятельности у детей младшего школьного возраста.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

-успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

-развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

-сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элемент более обширной технологии;

-в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний, если:

-игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

-уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

-в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры, которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности.

Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Я убеждена, что формирование коммуникативной  компетенции в урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении вне урока, в  неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, праздники, тематические классные  часы. Все мероприятия являются не только развивающими и воспитывающими, но и нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетенции. Ежемесячно с первого класса один из классных часов обязательно посвящен правилам общения со сверстниками (в группе и вне ее), со взрослыми.

Более пяти лет я являюсь руководителем кружка «Образ и мысль». Содержание и технология программы заключает в себе огромный педагогический потенциал не только для художественно- эстетического воспитания, развития творчества обучающихся, но и коммуникативной компетенции, навыков учебного сотрудничества, умений ведения дискуссии, развития «Я- концепции», повышения самооценки. Процесс обучения строится на основе познавательной и игровой инициативы ребенка. На занятиях широко используются игровые приемы и игры, направленные на создание позитивного настроения, саморегуляцию, умение слушать и слышать.

  Несколько лет я руковожу кружком «Интел. Путь к успеху». 

Цель работы: развитие навыков критического мышления у обучающихся на основе технологии сотрудничества. В задачи программы входит   не только   повышение у обучающихся знаний в области компьютерных технологий, обучение проектной деятельности, но и  развитие навыков сотрудничества. Каждое занятие кружка предполагает организацию психологической игры на формирование умения сотрудничать.

Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный  педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.

Были выделены критерии результативности моей педагогической деятельности, исходя из её задач:

1)Уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

2) Уровень коммуникативной компетенции школьников;

3) Уровень адаптации и готовности к коммуникации;

4)Уровень самооценки.

1)Уровень обученности (успеваемость и качество знаний  в процентном соотношении у обучающихся одного класса в разные периоды обучения)

2)Уровень коммуникативной компетенции школьников (данные взяты у обучающихся 1 и 4 класса по проведенным  диагностикам развития коммуникативных способностей).

3)Уровень адаптации к школе определен по результатам диагностика отношения первоклассника к школе в 1 классе (2010г.)

Уровни готовности к коммуникации определены с помощью диагностики

уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества- готовность к совместной коммуникации (Методика "Рукавички" Г.А. Цукерман в 1классе)

Чтобы определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у детей, занимающихся в кружке «Интел. Путь к успеху», мною составлена диагностика на основе интерпретации  цветов, предложенной А. Лутошкиным. Диагностика предложена для использования педагогами на кафедре информационных технологий НИРО.

     Безусловно, говорить о сформированности коммуникативной компетенции у учащихся ещё рано, но, тем не менее, сравнительный анализ полученных данных показали, что происходят изменения в уровне коммуникативной компетенции учащихся.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития коммуникативной компетенции  младшего школьника  во многом зависит от умения педагога организовывать ее.

   Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся мною решаются. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы.

Литература

1.Гейхман Л. К. //Коммуникативная компетентность профессионала.//        Профессиональное образование, 2006.

2. Дереклеева Н. И. //Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе.// Профессиональное образование, 2005.

3. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория.

4. Кабдолова К. Л.  //Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.// Открытая школа, 2004.

5.Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов.- Мн.:2000.

6. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // современная педагогика. – 1985, №3

7. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.- СПб.:КАРО,2002.

8.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках. М., 2001

9. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.- Москва: Просвещение, 2010.

10. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005.

11. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии.2000.№4.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

13. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.,1994

14. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством технологии проблемного диалога

Данная презентация была использована для сообщения на методическом объединении учителей начальных классов...

Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения.

в данном докладе я поделюсь опытом по «Формированию коммуникативных УУД как залогу эффективного использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной шк...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Методическая разработка «Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения» раскрывает конкретные фор...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые пр...