Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.
статья по русскому языку (2,3,4 класс) по теме

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir._kommunik._kompetenciy.pptx764.94 КБ
Файл formirovanie_kommunik._kompetenciy.pptx.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе» Выполнила:И.Ф.Кашицына , учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №9» г. Когалым

Слайд 2

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах.

Слайд 3

Аспекты коммуникативной компетенции: - коммуникативная способность - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой ; - коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития ; - коммуникативные умения.

Слайд 4

Коммуникативное развитие количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной к вам речи)

Слайд 5

игровые приёмы (викторины, ребусы, кроссворды, познавательные игры). «Рассказ от первого лица»: - рассказать от первого лица; - повествование от имени предмета. «Комплимент»: - сказать комплимент сказочному литературному герою. «Сказка в заданном ключе»: - введение в название произведения нового объекта. «Изменение сказочной развязки»: - придумать другое окончание сказки, рассказа.

Слайд 6

Комментированное чтение текста. Проблемный диалог. Работа в парах. Работа в группах.

Слайд 7

Кластер - приём графической организации текста .

Слайд 8

Приём «Двойной дневник» № п / п Вопрос Ответ 1. Какая тема обсуждается? 2. Каково основное утверждение по теме? 3. Сформулируйте контрутверждение (приём критического чтения). 4. Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение ? 5. Содержит ли этот текст непонятные, сложные слова и выражения? 6. Определите спорные выводы, ошибочные заключения (с чем не согласен). 7. Изложите письменно своё утверждение.

Слайд 9

Приём «Знаю, хочу узнать, узнал» «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»

Слайд 10

План – это путь через текст. По языковому оформлению : Вопросный; Назывной; Тезисный; Цитатный. Простой Сложный Виды плана

Слайд 11

Составление конспекта. Опорные сигналы – кодирование текста различными средствами (ключевые слова, забавные рисунки, символы, схемы). Эссе – свободная трактовка какой-либо проблемы в форме мини сочинения.

Слайд 12

№ п / п V ___ + ? 1. (то, что уже известно) (то, что противоречит представлению) (то, что является интересным и неожиданным) (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) ИНСЕРТ – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Слайд 13

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна : (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Слайд 14

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе возможно при использовании различных форм, методов и приёмов, основные формы коммуникации, формируемые при изучении произведений - монологические и диалогические.

Слайд 15

Источники: 1. Приёмы формирования коммуникативных компетенций . Шаркаева И.М. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rae.ru/forum2012/264/1218 2. Приёмы технологии развития критического мышления учащихся. [Электронный ресурс] // URL: http://uchitmatematika.ucoz.ru/_tbkp/kritich.doc 3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc. 4. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/ .

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Тема моего выступления «Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе».

(Слайд 2)

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах.  Это обобщающее  свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения[1].

В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя  становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно   компетентной личности.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

И приобретения эти осуществляются на уроках русского языка и литературного чтения уже в начальной школе.

(Слайд 3)

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

         - коммуникативная способность;

         - коммуникативное знание;

         - коммуникативные умения.

Коммуникативная способность  - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность  - с другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в нашем исполнении.

Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса.

(Слайд 4)

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов [3]. Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов [4].

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

(Слайд 5)

Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной  ситуации на уроке необходимо использовать:

 - игровые приёмы (викторины, познавательные игры, ролевые игры и др.), где детям предоставляется возможность показать свои знания по данному произведению;

 - задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»:

 - рассказать от первого лица;

 - повествование от имени предмета;

2. «Комплимент»:

  - сказать комплимент литературному герою;

3. «Произведение в заданном ключе»:

 - введение в название произведения нового объекта;

4. «Изменение сказочной развязки»:

 - придумать другое окончание сказки, рассказа.

 (Слайд 6)

Целесообразно начинать знакомство детей с произведением с подробного комментированного чтения текста, далее выводить их на решение проблемных вопросов, т.к. именно проблемные вопросы способствуют активному включению детей в процесс общения, они хотят высказать свое мнение по отношению к данному вопросу, и это очень ценится. Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Основные способы структурирования текста:

(Слайд 7)

  1. Кластер -  приём графической организации текста.

(Слайд 8)

  1. Приём «Двойной дневник» (Оформление текста в таблицу)

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.

Какая тема обсуждается?

2.

Каково основное утверждение по теме?

3.

Сформулируйте контрутверждение (приём критического чтения).

4.

Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение?

5.

Содержит ли этот текст непонятные, сложные слова и выражения?

6.

Определите спорные выводы, ошибочные заключения (с чем не согласен).

7.

Изложите письменно своё утверждение.

(Слайд 9)

  1. Приём «Знаю, хочу узнать, узнал»

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали» (своеобразный этап рефлексии).

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.  

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

(Слайд 10)

  1. Составление плана текста.

План – это путь через текст.

Виды плана:

а) простой, когда в нем фиксируются только тема (темы) и подтемы, сложный (подробный), фиксирующий не только темы и подтемы, но и развивающие их микротемы, т.е. темы 3-го и ниже порядка;

б) по языковому оформлению – вопросный, в виде логических вопросов, назывной, в форме назывных предложений, в форме назывных  предложений; тезисный, в виде тезисов; цитатный – когда в качестве пунктов плана используются предложения из текста.

(Слайд 11)

  1. Составление конспекта.

Конспект – это краткое письменное изложение, запись содержания чего-либо.

Формы конспектирования по тексту:

а) линейное конспектирование в форме развёрнутого тезисного плана;

б) построение кластера с текстовыми вставками;

в) табличная форма – вопросно-ответная форма (приём «Двойной дневник»).

  1. Опорные сигналы – кодирование текста различными средствами (ключевые слова, забавные рисунки, символы, схемы).
  2. Эссе – свободная трактовка какой-либо проблемы в форме мини сочинения. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

(Слайд 12)

  1. ИНСЕРТ – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

№ п/п

V

(то, что уже известно)

-

(то, что противоречит представлению)

+

(то, что является интересным и неожиданным)

?

(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

(Слайд 13)

9. Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Правила написания синквейна:

  1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
  2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
  3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
  4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
  5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы) [2].

(Слайд 14)

Таким образом, формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе возможно при использовании различных форм, методов и приёмов, особенно актуальны в настоящее время приёмы технологии развития критического мышления учащихся, которые способствуют формированию коммуникативных компетенций младших школьников. Основные формы коммуникации, формируемые при изучении произведений -  монологические и диалогические.

   (Слайд 15)

   Литература:

  1. Приёмы формирования коммуникативных компетенций Шаркаева И.М. http://www.rae.ru/forum2012/264/1218
  2. Приемы технологии развития критического мышления учащихся

http://uchitmatematika.ucoz.ru/_tbkp/kritich.doc

  1. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.
  2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/.

(Слайд 16)

Спасибо за внимание!

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников

В статье рассказывается об аспектах коммуникативной компетентности; о необходимости формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте  для поэтапного развития в дальнейшем....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»...