Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
статья по теме

В статье рассказывается об аспектах коммуникативной компетентности; о необходимости формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте  для поэтапного развития в дальнейшем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования коммуникативной компетенции  младших школьников

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

         - коммуникативная способность;

         - коммуникативное знание;

         - коммуникативные умения.

Коммуникативная способность  - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность  - с другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в нашем исполнении.

Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно -  воспитательного процесса.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов .

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Например, при работе над сказкой С. Аксакова "Аленький цветочек" детям можно предложить  представить себя этим волшебным цветком и рассказать «о себе». Монологи заслушиваются, и каждый следующий «аленький цветочек» старается богаче и ярче описать свою красоту (развитие воображения) и направить ее на служение людям  ("Пусть каждый, увидев мои алые лепестки, станет добрым, жалостливым, любящим, смелым..."). Ребенок сам проводит параллели между внешней и внутренней красотой, и духовные ценности занимают первое место. Также дети учатся определять основную идею сказки «Аленький цветочек», стараются сформулировать авторский замысел: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души - все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут... Можно обратить внимание на эпиграф к сказке - «О любви громко не говорят».

Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может прийти к  каждому.

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой  объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью. Это является своеобразным шагом на пути к общению.

Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной  ситуации на уроке необходимо использовать:

 - игровые приёмы, например, если мы говорим о сказке С. Аксакова «Аленький цветочек», то возможно проведение литературно - познавательной игры «Красавица и чудовище», где детям предоставляется возможность показать свои знания по данной сказке и получить подарки;

 - задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1. «Рассказ от первого лица»:

 - рассказать от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не побоявшись чудовища, отправилась в его дворец;

 - повествование от имени предмета: например, от имени «Аленького цветочка».

2. «Комплимент»:

  - сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или чудовищу - несмотря на его страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем).

3. «Сказка в заданном ключе»:

 - введение в название сказки нового объекта, например «Аленький цветочек и злой колдун » и сочинить новую сказку.

4. «Изменение сказочной развязки»:

 - придумать другое окончание сказки, рассказа.

Целесообразно начинать знакомство детей со сказкой с подробного комментированного чтения текста, далее выводить их на решение проблемных вопросов, т.к. именно проблемные вопросы способствуют активному включению детей в процесс общения, они хотят высказать свое мнение по отношению к данному вопросу, и это очень ценится. Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, например, почему отец сорвал аленький цветочек; почему старшие дочери не согласились помочь отцу в беде и т.д.), которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

«Приемы  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»....

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема формирования социально-коммуникативной компетентности родителей младших школьников является актуальной. Вопросом сотрудничества учителя начальных классов и родителей младших школьников занима...

Статья "Приемы формирования коммуникативных учебных действий в группе продленного дня."

В статье представлены разнообразные формы работы по формированию коммуникативных учебных действий на занятиях в группе продленного дня....

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Доклад на тему: "Формирование коммуникативной компетенции школьников во внеурочное время"

Статья рассматривает вопрос формирования у детей коммуникативных компетенций во внеурочное время. Какая работа проводится по развитию речевого общения в школе.Дети с ограниченными возможностями здоров...