формирование коммуникативной культуры школьников через деятельность школьных СМИ
статья

Скореднова Наталья Михайловна

выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_vystuplenie_na_tomsk.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной культуры обучающихся

через деятельность школьных СМИ.

Персидский поэт и мыслитель 18 века Саади писал:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока Ты слова не сказал!

        Школьная жизнь как поток: разнообразна, стремительна и напряженна. Дети не столько учатся, сколько живут в школе.

С каждым годом СМИ играют все большую роль в жизни человека. Они не только несут определенную информацию, развлекают, но и формируют мироощущение человека, задают стереотипы его поведения. Особенно большое влияние СМИ оказывают на формирование личности детей.

Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности.Поэтому сосуществование образовательной системы и творческого объединения юных журналистов должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения в условиях ФГОС.

Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг учащихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Представленный мною опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные системы коммуникативного образования; создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся через школьное СМИ.

Такая возможность представилась и первым шагом, было создание школьной газеты «Звонок»Звук звонка

Что же такое –наша школьная газета?

Трибуна для высказывания своей точки зрения или эффективный коммуникативный  инструмент?

Создание нашей школьной газеты «Звонок» позволило установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие детей младшего школьного возраста в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Школьное СМИ даёт возможность детям младшего школьного возраста попробовать  себя в роли  юнкоров.  Им предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли корреспондентов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.Кроме того, она направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение.

Однажды в 2008 году на очередном сборе школьного парламента, нынешний тогда школьный президент задал вопрос: а почему бы не попробовать нам выпускать в школе газету? Что мы маленькие что ли? Итак, появилась идея. Встал вопрос: а нужна ли нашей школе газета? Был проведенопрос среди обучающихся школы. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных признает необходимость издания школьной газеты.

Итак, следующим этапом было  объявлено голосование на лучший заголовок школьной газеты. В результате наша газета приобрела название «Звонок». Первый выпуск был осуществлен в октябре 2008 года тогда еще в рукописном формате, который сохранен в архиве. Ажиотаж был огромен. Как говорится сейчас:рейтинг газеты зашкаливал. К сожалению, тираж газеты был невелик: всего один экземпляр, который находился в школьной библиотеке. Периодичность, с которой выходил и выходит, по сей день– 1 номер в месяц.

        В скором времени образование начало переходить на компьютерные технологииинаши ребята получили возможность набирать тексты на компьютерах, фотографировать и распечатывать газету на цветном принтере. Наша школьная газета приближается к своему пятилетнему юбилею, который состоится в сентябре этого года.Для печатного издания – это целая жизнь. Наша газета становится своеобразной летописью школьной жизни: начиная с первого класса до четвертого, мелькают  взрослеющие лица ребят, меняются их мечты и интересы, но главное, все они любят свою школу, умножая её славу своими успехами. Ни один номер не похож на другой.Большинство выпусков газеты «Звонок» содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…).Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность".

Тематиканашего печатного издания -  отражение  повседневной школьной жизни: учебы, досуга, творчества, важнейших событий села, района, области.
Наша цель  – объединить интересных людей нашей школы, создать центр общения, делиться впечатлениями, обеспечивать  информацией учеников и родителей о школе, о её деятельности и перспективах развития  с возможностями самореализации школьников, о достижениях     учителей и учеников, об организации досуга школьного сообщества.

Как мы делаем газету?
• Всё начинается с планирования газеты.

•Затем собираем материал.

• Обрабатываем и редактируем.

• Читаем и обсуждаем заметки и собранную информацию

        Руководство работой редакционной коллегии осуществляется мной. Вместе с ребятами я составляю планы, продумываю содержание каждого номера. В редакционную коллегию входят: главный редактор газеты, художники-оформители, технический редактор, фотокорреспонденты.Количество отделов и рубрик регламентируется редакционной коллегией. Постоянной рубрикой в нашей газете является «Проба пера».Отделами и рубриками руководят редакторы отделов, подготавливают материал для выпуска журналисты. Для развития школьной газеты были объединены усилия администрации школы и редакции. Нашими партнерами являются: Школьное творческое объединение «Информатика», Школьное ученическое самоуправление, Администрация, специалисты и педагоги школы, родительская общественность, СМИ районная газета «Колпашевская» и «Советский Север». В нашей газеты мы освещаем все стороны учебной деятельности, рассказываем о проводимых мероприятиях, конкурсах, КТД школы, берем интервью у наших земляков, односельчан, освещаем историю школы. Зачастую на страницах газеты «Звонок» появляются статьи, связанные с интересами учащихся: хобби, автомобили, компьютеры, спорт и другое. Пользуется популярностью рубрики «актуально!» и «Улыбнись!».

        В нашем образовательном учреждении очень частыми гостями бывают журналисты из Районных газет и телевидения, и как показали педагогические наблюдения, дети ни стесняясь активно, свободно дают интервью, беседуют с корреспондентами, принимают участие в различных диспутах, выступлениях.

        В своей работе главной задачей считаю формирование коммуникативной культуры у младших школьников, то есть умение пользоваться различными речевыми средствами в различных ситуациях общения. А сформировать мотивацию к овладению коммуникативными компетенциями возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей, поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования. Поэтому мои ребята, помимо выпуска газеты занимаются распространением листовок, буклетов о ЗОЖ и ПДД, выпуском поздравительных открыток, организуют встречи с интересными людьми и экскурсии, освещают наиболее яркие события из школьной жизни. С 2012 учебного года свою деятельность осуществляет школьное радио. Теперь желающих заниматься журналисткой деятельностью стало намного больше. На радио транслируется постоянная рубрика «Проба пера», «Улыбнись», поздравления с днем рождения, объявления для обучающихся и педагогов школы, школьные новости.

        С 2008 года в нашей школе выпущено –  53выпуска газеты «Звонок».

Деятельность наших журналистов известна в районных СМИ, были организованы выставки газеты в поселковой детской библиотеки, на районном семинаре,  проходившем на базе нашего образовательного учреждения в 2012 году.

Как и прочие газеты наша уже успела заработать награды. Победы перечислены на слайдах. Кроме всего прочего, мы стали участниками в реализации регионального проекта «Развитие медиаобразования в образовательных учреждениях Томской области на 2011-2016 годы».

Каков же эффект от деятельности школьных СМИ? За период работы школьной газеты «Звонок» мы научились общению, сбору и обработке информации, научились работать со справочной литературой, развиваем культуру речи и повышаем грамотность, а также нами разработаны и выпущены документы, регламентирующие деятельность газеты. (Они перечислены на слайде.)

Работа в издательстве чрезвычайно трудна и многообразна. Она требует творческой инициативы и вдохновения, любопытства и умения быть повсюду одновременно. При этом  юные журналисты  владеют   устной речью, умеют  представить себя устно и письменно, владеют  приемами оформления текста. Эффективно  работают  в группе, ищут и   находят  компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поиском в каталогах, поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом  и отбором  информации; умеют  выделять главное, оценивать степень достоверности.   Все эти умения и навыки составляют  коммуникативную компетенцию.

На одних уроках развивать коммуникативную культуру невозможно. В связи с этим возникает необходимость поиска таких форм и методов работы, которые позволили бы развить творческие способности каждого ребенка. Среди инновационных технологий обучения детей творчеству и формированию активной личности одно из ведущих принадлежит непредметным видам учебной деятельности, одним из которых является школьное творческое объединение журналистов. Дети нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы.С этого учебного годамы смогли ввести во внеурочную деятельность творческое объединение  «Школа журналистики». Мной разработана и  будет внедрена образовательная программа. Конечно, мы не можем соперничать с центральными изданиями. Но это вовсе и не наша задача. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе крепкого творческого коллектива. Для ребят активных, любознательных школьное СМИ – это своеобразный катализатор и генератор идей. Это помогает выявить лучшие качества личности, сформировать нравственные приоритеты, подготовить учеников к выбору профиля в обучении, способствует становлению чувства патриотизма растущего гражданина.

Цель программы: создание   пространства для социальных практик младших школьников и приобщение  их к общественно значимым делам.

Задачи программы перечислены на слайде

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий

- игра;

- проблемная ситуация;

- практическая деятельность;

- встреча с журналистами;

И многое другое

Перспективы развития

 - Привлечение большего числа детей к реализации программы.

 - Участие в пропаганде работы пресс-центра.

 - Передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра.

 - Объединение в едином информационном пространстве детей  города и района.

 - Сотрудничество с издательствами других школ.

 - Продолжитьосвещать работу пресс-центра в средствах массовой информации.

Сам факт существования в школе СМИ, которое полностью осуществляется её учениками, способствует созданию положительного имиджа школы. Это говорит о том, что в нашей школе учатся творческие, талантливые, разносторонне развитые дети. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности

Описание опыта работы по формированию коммуникативной культуры в рамках курса"Учусь создавать проект"...

Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»    Поярков Данила Александрович  ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...

Проект "Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность»

Объект исследования. Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию и образованию школьников. ...