Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Поярков Данила Александрович

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

 

 

 

 

Поярков Данила Александрович

 

 

ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_poyarkov.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Поярков Данила Александрович

ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

КР(КП) защищен(а)

Специальность 050146

с оценкой____________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 2015 года

Курс 3, группа 36

Руководитель: Соколкина О.С.



Введение

Средства массовой информации являются одним из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организованного воздействия на оценки, мнения, поведение людей. Школьная газета является общественно значимой частью в жизни каждого школьника. Процесс создания школьной газеты формирует у ребенка коммуникативную культуру.

Актуальность проблемы исследования. Многие деятели культуры и просвещения, понимая большие воспитательные и коммуникативные возможности школьной газеты, видят в ней эффективное средство овладения научными знаниями, думают о создании общественного языка, на котором через посредство зрительных образов можно было бы излагать сложные научные понятия. Работники образования придают большое значение внедрению школьной газеты в учебно-воспитательный процесс в школе. Школьные библиотеки имеют в наличии разнообразные журналы, газеты для детей, что создает благоприятные условия для приема информации во время уроков. Учебные программы передаются для школьников со второго класса, по таким предметам как природоведение, география, физиология и гигиена человека, литература, музыка, русский язык и другие. Учат работать с периодической печатью. Особую роль в решении важнейших задач идейно-нравственного и эстетического воспитания школьников играют средства массовой информации.

Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимались многие педагоги – современники Егоров В.В., Ефимов Э.М. Джуринский А.Н. выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.

В своем общественном значении средства массовой информации превратились в мощное средство формирования и становления личности, в средство воспитания. Без средств массовой информации невозможно представить современную культуру и общественную жизнь.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младших школьников».

Цель исследования: Определить влияние школьной газеты на формирование коммуникативной культуры младшего школьника, разработать технологию создания школьной газеты.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть виды, свойства, функции средств массовой информации.

2. Определить роль школьной газеты в воспитательном процессе начальной школы.

3. Выявить особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.

4. Разработать технологию создания школьной газеты.

Методологической основой является теория познания, учение о личности и ее активности в деятельности исследования педагогов и психологов, теория методов и средств воспитания.

Объект исследования – Развитие коммуникативной культуры младших школьников

Предмет исследования – создание и апробация методического пособия по созданию коллектива школьной газеты.

Методы педагогического исследования:

- изучение и анализ научно-педагогической литературы;

- анализ продуктов деятельности учащихся;

Методы эмпирического исследования:

- конструирование пособия по созданию школьной газеты.


Глава 1. Теоретические аспекты средств массовой информации в воспитании школьников

1.1 Информация. Виды, свойства, функции средств массовой информации.

Средства массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированны Конституцией РФ.

Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, интернет, иная форма периодического распространения массовой информации.

Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:

- массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);

- периодичность - для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;

- форма изложения материала - печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:

- поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

- учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

- изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.[1]

1.2 Газета как разновидность средств массовой информации

Сегодня проблемы информации занимают умы людей самых различных профессий. Об информации говорят и те, кто ее создает, и те, кто ее потребляет, и те, кто ее исследует.

Научно-техническая революция способствовала созданию невиданной могучей индустрии информации. Ежедневно сотни миллионов радиоприемников, телевизоров, экземпляров газет сообщают новости населению земного шара.

Информированность становится важным звеном не только в развитии политического сознания. Она способствует профессиональной и общественной ориентации человека, становлению его как всесторонне, гармонично развитой личности, помогает наиболее полному раскрытию его природных сил и дарований. Знания людей об окружающем мире и о самих себе приобретают все большую ценность, и личностную и общественную, потому что в условиях построения нового общества свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

Рассмотрим историю развития средств массовой информации.

Во-первых, это завоевание научно-технического прогресса, прежде всего, открыло новый, исключительно плодотворный этап развития средств связи и информации. В сфере радиотехники зародились новые направления, прежде всего электроника, играющая роль (как и радиотехника в целом) выдающуюся в современной научно-технической революции. [2]

Во-вторых, изобретение радио – это яркий показатель степени превращения науки в непосредственную производительную силу. Открытие в физике нового вида электромагнитного излучения явилось необходимой предпосылкой создания технических средств радиосвязи.

Радиовещание, как искусство, которое воссоздает картины мира при помощи звука, вошло в нашу жизнь сравнительно недавно, но на равных идет в соревновании со старейшими видами искусства, которые были у человечества. Объективной предпосылкой изобретения радио были запросы мирового производства и обращения, хозяйственное и административное освоение отдаленных районов, ускорение перевозок товаров и пассажиров. Разумеется, в то время возможность установления связи с отдаленными неподвижными и подвижными объектами (экспедициями, морскими судами) при отсутствии кабелей и проводов для этой цели интересовала правящие круги великих держав, прежде всего в военных и колониальных целях.

Первая в мире радиопередача была осуществлена в России знаменитым изобретателем и ученым А. С. Поповым 12 марта 1896 года. Окончив Петербургский университет, Попов занялся теоретической и практической электротехникой.

Огромное, всевозрастающее значение среди прочих источников информации получает телевидение. Как подсчитали социологи, на приобщение к духовным ценностям с помощью телевидения, печати, радио, книг, разных форм учебы затрачивается сегодня в городах: у мужчин – 20 –25 часов свободного недельного времени, у женщин более 15 часов. Примерно половину свободного времени заполняет телевидение.

Нельзя не согласиться с мнением многих специалистов, что именно оно могло сыграть наибольшую роль в преодолении разрыва между всевозрастающими духовными запросами людей и недостаточным содержательным уровнем многих средств информации и учреждений культуры. Вопрос о том, хорошо или плохо само по себе увлечение телевидением большого числа населения, остается все еще дискуссионным. Но можно в настоящее время утверждать, что подъем на новый уровень информационности и вообще культуры людей во многом зависит от телевидения. [3]

Изобретение века, как по праву можно назвать телевидение, не стоит на месте, оно постоянно движется, видоизменяется, совершенствуется.

Одним из первых приступил к съемке игровых, сюжетных фильмов известный французский фокусник Ж. Мельес в 1896 г. К 1910 г. его студия сняла 4 тыс. фильмов, причем Мельес впервые показал огромные возможности кинематографии как нового жанра искусства при постановке фантастических и трюковых сцен.

За короткий промежуток времени кинематограф получил значительное распространение.

Собственное кинопроизводство – «первое кинематографическое ателье» - возникло в России в 1907 г. (фирма А. Дранкова). [4]

Следующий шаг в развитии самого, пожалуй, популярного источника информации – изобретение кабельного телевидения.

Как известно, Центральное телевидение работает над формированием трех программ. Одна из них могла бы взять на себя функции научно-популярной, образовательной программ, рассчитанная на углубление знаний учащихся и взрослого населения. Это откроет новые возможности для телевидения в популяризации достижений науки и техники, в борьбе за широкое внедрение компьютерной техники и современной технологии, за ускорение научно-технического прогресса. Улучшению качества пропагандисткой работы способствует более полное информирование учащихся. Популярностью у различных групп населения пользуются телевизионные диалоги, специальные информационные программы Центрального и республиканского телевидения, в которых принимают участие видные ученые, деятели литературы и искусства.

Детское кино имеет свои особенности, но развивается оно со всем киноискусством, как важная его часть. Юные зрители – это будущие взрослые, граждане нашей страны. Образы в искусстве, отражающие исторический путь, пройденный страной, народную судьбу, подвиги свершенные «ради жизни на земле», привлекают и воспитывают зрителей разных поколений.

В детском кино 70-х годов очень важны фильмы, рассказывающие об одном из главных открытий, которое приходит к человеку в отрочестве, - о первой любви. Особенно много фильмов посвящено жизни школьников.

Конечно, интересы и запросы юных зрителей во многом зависят от их возраста. Например, младшие школьники больше всего любят фильмы-сказки. Те, кто учится в пятом-седьмом классах, смотрят фильмы с острым сюжетом, особенно приключенческие. [5]

Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Ещё Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа».

Газета, относится к периодической печати. Все новое, прежде всего, освещается в периодической печати, то есть в газетах и журналах. Очень часто журналы и газеты являются единственными источниками новых сведений.

Газета выходит периодически, то есть через определённое время – ежедневно, раз, два или три раза в неделю. В этом газета напоминает журнал. Но газета больше по формату и намного тоньше. Газеты рассказывают о последних событиях очень коротко, на страницах журналов о важных и интересных событиях рассказывается подробно. Книги и журналы издаются с красочными иллюстрациями. В газетах обычно помещают чёрно – белые фотографии и иногда – рисунки и карикатуры, тоже чёрно – белые. Газета сообщает, что происходит в мире сейчас, сегодня. Информация должна поступать к читателю как можно быстрее, таков закон газеты. Поэтому многие центральные газеты печатаются на местах.

Кто же делает газету? Это редакторы, корреспонденты, фотокорреспонденты, художники и писатели, поэты и ученые, политические деятели, деятели культуры и искусства. Сами читатели, рабочие и сельские корреспонденты. Газета и сильна связью с читателями. Читатели сообщают о самом интересном, об интересных начинаниях, о замечательных людях, читатели подсказывают темы, сообщают о недостатках, которые надо устранить [6].

Первая газета появилась в Риме в I в. до нашей эры. Она была совсем не похожа на современные газеты. Выдающийся деятель древнеримского государства Юлий Цезарь приказал поставить в центре города огромные гипсовые плиты. На них записывались распоряжения римских властей, сообщения о событиях. Эти плиты «вестники новостей», пользовались у горожан большой популярностью.

Позднее, уже в XVI веке, в Венеции появились газеты на бумаге. Это были рукописные листки. Они сообщали о придворной жизни, о событиях в городах, о новостях торговли. За такую газету – сводку горожане платили одну мелкую монету – газету. Так и появилось это название – газета. Слово пришло и в Россию.

Первая русская газета называлась «Куранты». В архивах сохранился один из номеров этой газеты за 1621 год. Это огромный, в несколько метров, лист бумаги. Газету писали от руки. Выходила она в одном экземпляре. Такую длинную бумажную ленту трудно было переписывать несколько раз.

Потом стали издаваться печатные газеты. Первая печатная русская газета появилась в 1702 году при Петре I. Название этой газеты было длинное: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и иных окрестных странах». В газете было от двадцати двух страниц. Отдельные номера выходили тиражом в четыре тысячи экземпляров. Газета «Ведомости» открыла России век печатных газет. [7]

Средства массовой информации станут для человека надежным спутником и помощником в интеллектуальном, творческом труде. Он сможет основательнее и глубже познавать действительность, быть значительно информированным о происходящем в окружающем мире, все в большой степени заниматься подлинно творческой деятельностью ради благородных целей – достижения мира, социального прогресса.

1.3 Роль школьной газеты в воспитательном процессе младших школьников

Все более широкое использование средств массовой информации в воспитательном процессе ставит немало сложных проблем, как перед педагогами, так и перед школьниками.

В воспитании подрастающего поколения важную роль играет периодическая печать. У нас в стране специально для детей издается много журналов – это «А почему?» журнал для мальчиков и девочек о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом. Рассчитан на детей от 6 до 12 лет. «А и Ф Детская Энциклопедия» - популярный красочный журнал расширяет кругозор юных читателей. Рассказы по широкому кругу знаний, естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству. «А и Ф ИКС-Пилот» (для мальчиков), «Колобок и два жирафа» - детский звуковой журнал, в котором сказки, игры, рассказы, загадки, веселые комиксы. Каждый номер журнала комплектуется аудиокассетой, «Бумеранг», «Веселые картинки», «Веселый затейник», «Винни-Пух», «Миша», «Мурзилка», «Ровесник» и другие. Необходимо изучать не только средства массовой информации как особой формы информации, но и предполагать организацию детей по поводу просмотренных передач, прочитанных журналов, газет, выработку навыков суждений и оценок этих передач и периодических изданий, выполнение творческих заданий, направленных на развитие художественно-творческих способностей, любознательности учащихся.

Использование средств массовой информации в школьном воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

Сближение процессов воспитания, обучения и развития, создание единого образовательного пространства является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики, в решении которой помогает интеграция основного и дополнительного образования детей. Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.

Эффективной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, т. к. социализация подрастающего поколения в большей степени происходит через средства массовой информации (СМИ). Именно так школьники входят, погружаются в социум, в общественную жизнь своей страны и мирового сообщества.

Что же такое – школьная газета?

Трибуна для высказывания своей точки зрения?

Эффективный информативный инструмент?

Пространство для сближения поколений? …

Более семи лет назад в нашей школе было создано детское объединение «Пресс-центр», результатом работы которого является выпуск школьной газеты «Школьный вестник». Это позволило расширить воспитательное «поле» школы, т. к. создание газеты включает личность в многогранную, интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где можно реализовать свои личностные качества, способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием, где есть условия для самоутверждения и творческого саморазвития.

СМИ называют четвёртой властью. Именно через средства массовой информации современный человек, школьник получает возможность:

-  расширить кругозор;

-  быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара;

-  быть информированным в сфере политике, экономики, культуры и т. д.;

-  познакомиться с различными точками зрения на проблемы общественного развития.

-  Выпуск школьных газет позволяет учащимся получать представление о роли свободных СМИ и ответственной журналистики.

-  Реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. [8]

 Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и  творчески выбирать ее. Следовательно, школьные средства массовой информации сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социализации и нравственному становлению личности, формированию мировоззрения человека и его ИКТ-компетентности, что является одним из основных требований к уровню подготовки выпускников согласно федеральному компоненту государственного стандарта основного и среднего общего образования.

        Возможности школьной прессы огромны: газета является вестником информации школьной жизни, средством общения обучающихся, учителей и родителей, способствует развитию творческих способностей обучающихся и выступает одним из способов самовыражения и самореализации. Школьная пресса занимается освещением и популяризацией учебно-воспитательного процесса.

Цель издания школьной газеты – объединение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей - путём создания единого источника информации.

        Основные задачи школьной газеты:

-освещать школьные события и проблемы;

-информировать о внешкольных мероприятиях;

-поднимать вопросы, интересующие обучающихся, учителей, родителей;

-проводить мероприятия, направленные на исследование вопросов, интересующих читателей, а также на выяснение мнений по освещаемым вопросам;

-публиковать статьи, заметки, стихи, рассказы обучающихся, учителей, родителей.

 Сегодня идет большая работа по внедрению в школьную жизнь новых информационных технологий, а школьная пресса может служить популяризатором и катализатором новых идей. [9]

Выводы по 1 главе:

Средства массовой информации в целом оказывают заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения школьников. Всеми своими программами они прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, любознательности, на эстетический вкус. Не вызывает сомнения, что благодаря средствам массовой информации современные школьники более широко осведомлены о последних достижениях в различных областях социально – политической, научной, производственной и культурной жизни общества. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме воспитания школьников средствами массовой информации, изучение передового педагогического опыта и результаты экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Человек будет воспитываться всю его жизнь. И центром его воспитания и образования будет не школа, не ВУЗ, а он сам. Школа научит его самостоятельности и основным навыкам, ВУЗ даст узкое и глубокое образование, а сам он будет изучать то, что ему интересно. Средства массовой информации с их огромной силой воздействия станут столпом свободного образования. Телевизионные и радиопрограммы, специально составленные, охватят многие миллионы людей, должны будут появиться новые специальные журналы для самообразования по экономике, технике, философии, искусству, естественным наукам. Все виды внешкольного обучения объединятся в системе свободного воспитания.

2. Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимался А.С. Макаренко. Он считал, что средства массовой информации с их всепроникаемостью и массовостью станут самыми важными в смысле воспитательном из всех искусств.

3. Педагоги – современники: Егоров В.В. и Ефимов Э.М. занимаются проблемой внедрения средств массовой информации в учебный процесс школы. Асенин С.В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации, влияние мультфильмов на развитие и воспитание ребёнка. Джуринский А.Н. выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе школы.

4. Анализ научно – педагогической литературы позволяет говорит о недостаточной разработанности данной проблемы в педагогике.


 Глава 2. Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника.

2.1 Коммуникативная культура в воспитательном процессе младших школьников. Методы и формы организации воспитательного процесса

Коммуникативная культура – это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи. Коммуникативная культура формируется с дошкольного возраста. В школе для этой цели существуют специальные дисциплины – культура речи, риторика, культура общения и др. Владение учителем коммуникативной культурой позволяет ему психологизировать методы обучения, наладить с учащимися более тонкий духовный и душевный контакт. [10]

Коммуникативная культура – это прежде всего «культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность», которое в свою очередь «… проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и которое сочетается с быстротой установления контактов» [11]

На сегодняшний день в научной педагогической литературе существует множество точек зрения на структуру коммуникативной культуры личности. Нам близка позиция А.С. Рыловой  и О.Н. Овсейчик, которые под коммуникативной культурой личности современных детей понимают:

- «меру способности и готовности вступать в контакт и усваивать целенаправленно передаваемую информацию в виде знаний, умений и навыков интеллектуальной и предметно-практической деятельности» [12],

- «совокупность сформированных социально значимых качеств личности, основанных на нормах общения, нравственности, этике, эстетической культуре» [13]

Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.

Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е. воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения младших школьников «коммуникативных проблем».

Для того чтобы определиться с методом воспитания коммуникативной культуры младших школьников рассмотрим некоторые методы и формы организации воспитания коммуникативной культуры младших школьников в различных видах деятельности.

Игра как метод воспитания.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление личности. Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности.

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

- социокультурное назначение игры;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция самореализации человека в игре;

- коммуникативная игра;

Игра является условием открытия младшим школьником человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений младших школьников к предметам и отношений между действующими лицами.

Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления младшего школьника знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению младшего школьника в коммуникативную культуру не только со стороны знаний, но и со стороны развития культуры самого младшего школьника. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования культурного облика младшего школьника. «Манипуляции» младшего школьника с содержанием отвечают познавательной потребности младшего школьника, направленной на сферу человеческих взаимоотношений.

Развлекательная деятельность.

Развлекательная деятельность дает возможность младшим школьникам посредством свободно избранной развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывают у себя деловые черты характера.

Деятельность по интересам.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Сопутствующими формами развития младших школьников являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. Объединения младших школьников по интересам в основном направлены на развитие специальных способностей, однако наравне с развитием способностей младших школьников так же воспитывается и коммуникативная культура.

Досуговая деятельность.

Ведущими формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады, массовые праздники. Досуговая деятельность младших школьников так же способствует воспитанию коммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации.

Таким образом, рассмотрев формы и методы воспитания коммуникативной культуры можно сделать вывод, что все формы и методы могут формировать коммуникативную культуру младших школьников.

В практике школы существует противоречие между потребностями младшего школьника в общении со сверстниками и направленностью в воспитании коммуникативной культуры. При этом недооценивается важность коммуникативных умений младшего школьника.

Выбирая организационно-методическое обеспечение по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников, мы подготовили проект «Школьная газета в воспитании коммуникативной культуры младших школьников». В построении проекта мы соединили идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (в основу системы положены обширные педагогические исследования, проведенные в 60-80-х гг. ХХ в. под руководством Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Эта программа наряду с развитием теоретического мышления представляет учителю большие возможности для совершенствования ряда процессуальных коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища по классу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе; высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженно давать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д.

В 1 – 2-ом классе, помимо процессуальных умений, многим школьникам необходимы специальные упражнения для овладения следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется.

Стоит заметить, что стихи известных поэтов и стихи собственного произведения дети читают с высоким уровнем коммуникативной культуры.

Можно с уверенностью сказать, что совместная работа младших школьников и взрослых по реализации проекта поможет младшим школьникам научиться лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь, что несомненно повлияет на воспитание коммуникативной культуры. Проект «Школьная газета в воспитании коммуникативной культуры младших школьников», основанный на идеях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова даст положительные результаты, если организовать работу школьного пресс-центра.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы.

2.2 Технология создания школьной газеты

Формирование коммуникативной культуры личности школьников в процессе создания любого школьного СМИ происходит в коллективе. Школьная редакция - это самоорганизующаяся и самоуправляемая социальная группа, созданная на добровольной основе по желанию детей и взрослых для создания школьного масс-медиа, отражающего запросы и потребности школьников. В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. Через общение со сверстниками старшеклассники усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.

Данное методическое пособие поможет создать современный школьный пресс-центр. В пособии четко раскрываются этапы создания школьного пресс центра:

1 этап – Создание команды единомышленников.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п.

В детское объединение входят учащиеся 1-11-х классов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Курирует работу «пресс-центра» учитель русского языка и литературы, практическую помощь оказывает учитель информатики.

Распределение редакционных обязанностей.

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты, учитель русского языка и литературы) 2. Главный редактор 3. Дизайнер 4.Журналисты 5. Фотокорреспонденты 6. Корректоры  7. Верстальщики 8. Выпускающий редактор

В большинстве случаев редакторы школьных газет - взрослые. Может: и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать - рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие материалы.

Лучше, когда редакторов два: один (учитель русского языка и литературы) осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; другой (учитель - информатики) решает технические вопросы, т. е. занимается версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Спустя время, когда дети освоятся - работе редакции, можно и старшеклассникам доверять выпуск газеты - это стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников. Не отказывайтесь от помощи представителей психологической службы, социального работника, педагога-организатора. Эти люди всегда в курсе происходящих в школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал.

Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Если в образовательном учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь. Целесообразно спросить рекомендации и учителей русского языка и литературы, которые знают талантливых ребят.

Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.

Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign.

Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его.

Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от количества учеников в школе и может колебаться от 20 до 15 человек.

2 этап – Определение духа газеты.

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?

какого характера информацию он ищет в газете?

с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?

каков предполагаемый формат и объем газет?

Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы ("Красный кораблик", "Ключ", "Лупа", "Спичка", "Ласточкин щебет"…).

В некоторых школах газета стала традицией, и новые ученики постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми. Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).

Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Ведь если дело доходит до крайностей, то как одному, так и другому могут быть предъявлены судебные обвинения.

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…

3 этап – Разработка плана работы пресс-центра (пример плана).

Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения (ЖО) - 5-11 ноября

разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО;

разработать положение о школьной газете;

выбрать название газеты.

Организовать обучающие занятия по специальностям:

информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader,
Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker, Adobe InDesign;

работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.

русский язык и литература, культура речи.

основы журналистики.

Предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты - с 10 сентября

Стимулировать учащихся к работе над созданием 1-го выпуска школьной газеты - с 10 сентября

Провести рекламную акцию по созданию 1-го выпуска газеты - с 1 сентября

Выпуск первого номера. Презентация первого номера - 01 октября

Выпуск "новогоднего" номера - 26 декабря

Способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов ЖО) - постоянно

Регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в месяц - 01 октября по 31 мая

Запланировать выход газеты 2 раза в месяц

4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.

Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Полномочия пресс-центра:

проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,

брать интервью,

опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,

содействовать развитию различных форм активности учащихся,

проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, "Ток-шоу",

формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,

использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,

распространять газету среди учащихся и учителей школы,

представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы.

Примерный перечень тем выпусков газет

1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).

2. Подготовка к празднику.

Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).

3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).

4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты

1. Спортивные новости ("Как это было")

2. Летопись школы (история школы).

3. Мнение эксперта.

4. Игры нашего класса.

5. Пробы пера (литературная страничка).

6. В мире интересного.

7. События, факты (информационные новости школы).

8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).

9. История нашего города.

10. Размышления на тему… ("Точка зрения")

11. Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?")

5 этап – Верстка газеты.

(создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

Также в пособие включено разработанное методическое пособие по работе с графическим редактором Adobe Photoshop и диск с материалами для практической работы для полноценной работы над созданием школьной газеты.

Выводы по 2 главе:

Школьная газета в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения школьников. Прямо и косвенно воздействует на формирование их коммуникативной культуры, мировоззрения, любознательности, на эстетический вкус. Не вызывает сомнения, что благодаря школьной газете современные школьники  могут иметь куда более широкое осведомление о последних достижениях в различных областях жизни общества. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников газетой, изучение передового педагогического опыта и результаты экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Школьная газета является одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативной культуры, посредством общения и взаимодействия, как с взрослыми, так и со сверстниками.

2. Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Для их усвоения  необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.

3. В построении проекта «Школьная газета в воспитании коммуникативной культуры младших школьников» мы соединили идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Это поспособствует развитию коммуникативной культуры младших школьников, посредством «вживания» в роль журналиста.


Заключение

Школьная газета является одной из форм организации коллективно-творческой деятельности. Учитель создает школьникам условия для формирования коммуникативной культуры, межличностного общения, развития навыков и умений общепринятого общения со сверстниками, взрослыми.

Разработанный проект будет реализован нами на преддипломной практике.


Список литературы

1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г. № 32

2. Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. // М.: Искусство, - 1982. – 130 с.

3. Багирова Э.Д., Карцев И.М. Телевидение. XX век. // М.: Искусство, 1978.

4. Вачнадзе Т.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации. // М.: Искусство, 1988.

5. Ефимов Э.М. Учебное телевидение: проблемы и перспективы. // М.: Просвещение, - 1987. – 165 с.

6. Чичановский А.А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь. // М.: Знание, - 1988. – 186 с.

7. Что такое? Кто такой? В 3-х т, т.1 // М.: Педагогика - Пресс, - 1992. – 384 с.

8. Яковлева И.А. // «Роль школьной газеты в процессе социализации подростка». Социальная сеть andiaweb.ru

9. Ухванова Г.В., Клячина Л.С. // «Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика» Социальная сеть работников образования nsportal.ru

10. В.С. Безрукова. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). // Екатеринбург, - 2000.

11. Шиянов Е.Н., Котова Е.Б. Педагогическое взаимодействие. // Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, - 1997 - 112 с.

12. Рылова А.С. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы (автореф. канд. дис.) // М., 2006.

13. Овсейчик О.Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы (автореф. канд. дис.) // М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Театральная студия как эффективное средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

В статье описан опыт реализации программы тетатральной студии при работе с младшими школьниками...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников

Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме самообразования. "Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников"

Развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании. Сочетание различных компонентов образовательного процесса....