Организация работы по выявлению и развитию одарённых детей на этапе начального образования.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Грунина Светлана Анатольевна

Статья-выступление на городском семинаре по теме "Организация работы по выявлению и развитию одарённых детей на этапе начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей на этапе начального образования

Принципы и методы выявления одаренных детей

Одаренные дети – это наше достояние. Успешность работы с такими детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательной школы.

Процесс установления талантливости нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов. Основными методами выявления талантливых детей являются  (слайд 2)

  • наблюдение,
  • анкетирование,
  • диагностическое тестирование,
  • разнообразные задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка.

            В начальных классах нашей школы в рамках плана работы по выявлению одаренных детей проводится комплексная работа классных руководителей, родителей, психолога. Мы используем результаты психологической диагностики детей, проводимой психологом в адаптационный период первоклассников, результаты стартовой диагностики обучающихся, анкетирования родителей, наблюдения классных руководителей, используем сведения о посещении обучающимися кружков, музыкальной школы. Включаем  детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия,   организуем с 1 класса различные интеллектуальные и предметных олимпиады, конференции, спортивные соревнования, творческие конкурсы, фестивали  и т.п.  На основе комплексной работы создается банк данных «Одаренные дети».

Однако и комплексный подход к выявлению талантливости не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” талантливый ребенок или, напротив, к числу талантливых  может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза). Поэтому поцесс развития одаренных детей выстраивается параллельно с процессом выявления талантливх детей.

  Направления работы с одаренными детьми (слайд 3)

Организация работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям:

Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды (дифференциация и индивидуализация в учебном процессе и во внеурочной деятельности).  Это предполагает наличие разнообразных заданий повышенного и максимального уровней, включенных в урок. Это предполагает наличие занятий внеурочной деятельности интеллектуального направления («Умники и умницы», «Занимательный русский язык». «Информатика в играх и задачах», «Учусь создавать проект» и т.д. Существенную роль в индивидуализации развития одаренных детей играет наставник (тьютор). Основная задача тьютора – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать эффективнуюстратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.

Дополнительное  образование одаренных детей в условиях начальной школы 

(реализация программ дополнительного образования для одаренных детей; использование метода проектов, организация исследовательских секций).

Создание обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей  (предметные олимпиады в начальной школе (со 2 класса),  очные муниципальные, школьные конкурсы, фестивали, выставки, соревнования интеллектуального, творческого и спортивного направления; заочные (в том числе дистанционные) конкурсы различного уровня (муниципальные, окружные, федеральные, международные) (уже с 1 класса).

Дополнительное  образование одаренных детей в условиях начальной школы (слайд 4)

Занятия по свободному выбору – предметные кружки и исследовательские секции – в большей степени, чем работа в классе, позволяет реализовать дифференциацию обучения. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей. В начальных классах нашей школы в системе доп. образования организованы предметные кружки для учащихся одной параллели. Это: «Люби и знай русский язык», «Речевое творчество», «Юный математик», «Эруит», «Я познаю мир», «Социальное проектирование в школе».   Кроме этого для учащихся 3 и 4 параллели организованы кружки исследовательского характера «Открытие»,  основанные на работе с оборудованием АТФ (слайд с фото 5).

Результаты (слайды 6, 7, 8)

Заключение

Роль учителя в определении способностей школьников невозможно переоценить. Ведь чем раньше он сумеет разглядеть в одном или нескольких из сидящих в классе ребят наделенных особыми дарами, тем больше вероятности направить их талант в нужное русло и дать возможность полностью реализовать себя в данном направлении.
Работа не только с талантливыми, но и с обычными детьми должна основываться на утверждении: «Если ребенок не проявляет себя ни в одной сфере, то это вина учителей и родителей».
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы...

Выявление и развитие одарённых детей

Сообщение по теме " Выявление и развитие одарённых детей"...

"Выявление и развитие одарённых детей"

Презентация на тему "Выявление и развитие одарённых детей"...

Работа по выявлению и развитию способностей детей

Работа по выявлению и развитию способностей детей...

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одарённых детей

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы учащихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности....

План работы по выявлению и развитию одарённости детей 1-4 классов

Одаренные дети - это наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или в...