Педагогический проект – средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Обобщение опыта работы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по теме : "Педагогический проект - средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект – средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся.

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

   

ФГОС  общего образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.  Методы  проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования (программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного  общего образования). Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Актуальность данной технологии особенно возрастает, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.

Результатом реформы образования, происшедшей в нашей стране, стало утверждение нового Федерального стандарта, одним из главных отличий которого является требование к достижению метапредметных результатов школьниками, овладение проектной технологией, позволяющей сдавать выпускные экзамены в форме проекта.

Первый шаг в этом деле, как и во многих других, часто представляется самым трудным. Потому  чаще всего  и возникают вопросы с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Каковыми же должны быть условия?

  1. Ученик, который должен хотеть проводить исследование.
  2. Ученик, который должен суметь это сделать. Поэтому процесс обучения организуется по законам проведения научных исследований, как самостоятельный творческий поиск.
  3. Учитель, который готов к организации такой деятельности. Ведь только творец может воспитать творца

Проанализировав ситуацию в нашей школе, пришли к выводу, что учащиеся в большинстве своем не умеют разрабатывать проекты. В начальной школе эту работу выполняют с помощью учителя или родителей, а на школьном конкурсе проектов для учащихся 5-8 классов представлены в основном информационные проекты. Да и учителя не все имеют четкое представление о данной технологии. Поэтому решили: начинать надо с обучения педагогов. Ведь только творец может воспитать творца.

В прошлом учебном году в школе были созданы несколько творческих групп для разработки педагогических проектов, куда вошли опытные педагоги и те, кто только начинает работу в направлении проектной деятельности .  Все проекты были интересными и оригинальными: психологи создали проект  «Служба медиации» для разрешения конфликтных ситуаций в системах «учащийся-учитель-родитель». Проект «Комфортная среда» (профилактика эмоционального выгорания педагогов) весьма актуален сегодня.

Кроме того, в течение 4 лет мне пришлось работать экспертом на Факультете Проектной деятельности и фандрайзинга образовательного портала "Мой университет".

Работа была полезна во всех направлениях, но самое главное в том, что удалось убедить 23 педагога нашей школы пройти обучение по курсу «Программа подготовки педагогов-методистов по технологии социального проектирования в школе». Курсы были весьма напряженными и только 17 педагогов дошли до финишной прямой.  По окончании курсов каждая  группа представила разработанные ими проекты.

Для чего это все делается? Всякая деятельность нацелена на результат.  В ноябре 2016 года 4 школьника из Ноябрьска, и среди них 3 учащихся  нашей школы приняли участие в работе IV Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». На форум съехались более 500 школьников - это победители интеллектуальных олимпиад, конкурсов научно-технического творчества, изобретатели и владельцы патентов из 85 регионов России. Основными целями мероприятия являлись создание всероссийского резерва юных талантов и повышение интереса школьников к естественным и гуманитарным наукам, инженерному делу и техническому творчеству. Во время работы форума ребята должны были выбрать одно из научных направлений и в течение 4 дней работать над проектом. Наши ребята работали над вопросами обеспечения электроэнергией маленького отдаленного поселения и над созданием «умного» дома. Трудно переоценить тот опыт, который они там получили. В работе форума приняли участие педагоги и студенты ведущих технических ВУЗов страны.  Стендовые доклады ВУЗов помогли многим ребятам окончательно определиться с выбором будущего места учебы и даже профессии. Учащиеся получили возможность встретиться с ректорами ведущих ВУЗов страны, с министром образования РФ Васильевой О.Ю., первой женщиной-космонавтом В. Терешковой, представителями крупных отечественных кампаний. Участники форума имели возможность посетить лекции ведущих корпоративных, научных и вузовских экспертов, посвященные обзору наиболее актуальных вопросов современной науки.

По результатам  мониторинга читательской грамотности у обучающихся 9 классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Ноябрьска у учащихся нашей школы значительно превышен общегородской уровень.

По  итогам мониторинга оценки информационно-коммуникационной компетентности обучающихся 8-х классов общеобразовательных учреждений города Ноябрьска выявлено, что среди общеобразовательных учреждений наибольшая доля обучающихся продвинутого уровня в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский (54,2%), МБОУ «Гимназия №1» (27,2%); наибольший процент обучающихся «развивающегося» уровня – в МБОУ СОШ №7 (16%).

Кроме того, остается стабильным качество успеваемости по школе.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

«Метод проектов как эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся»

Что  можно сделать сегодня, чтобы вовлечь каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность?      К числу наиболее эффективных средств формирования ключевых ком...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках в младших классах как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. ...

Обобщение опыта работы по теме «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»

Обобщение опыта работы   по теме  «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»...

Робототехника - как средство формирования ключевых компетенций у обучающихся

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть кл...