План-конспект интегрированного урока
методическая разработка (2 класс) на тему

Иглина Алла Валентиновна

Методическая разработка интегрированного урока (музыка,литературное чтение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_po_muzyke.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

                             План-конспект интегрированного урока

Предмет: музыка, литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема урока:  «Сказка в музыке»

Тип урока: урок получения новых знаний; интегрированный

Цель: формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к художественным образам, обогащение музыкальных впечатлений детей.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать познавательную активность детей в музыкальной деятельности;

2.Учить детей согласовывать движения с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности;

Обучающие:

1.Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, воображение, навыки совместного музицирования, творческую активность детей в процессе коллективной деятельности;

2.Совершенствовать навыки детей во всех видах слушательной, исполнительской, музыкально - познавательной и творческой деятельности

3.Способствовать обогащению воображения и творческих способностей;

4.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения, побуждать детей к двигательным импровизациям;

Воспитательные:

1.Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной деятельности, личностные качества: чувство доброты, чувство сопереживания, желание помогать друг другу;

2.Повышать самооценку детей, их уверенность в собственных силах и результатах деятельности (индивидуальной и коллективной);

Форма проведения урока: академический

Формы работы на уроке: фронтальная (коллективная), групповая, индивидуальная.

Средства обучения: иллюстративный материал: (портреты Э.Грига, С. Майкопара, П.И.Чайковского, Г.-Х.Андерсена, Ш.Перро), сказочные сюжеты; фонограммы музыкальных произведений: Э. Грига « Утро», С.Майкопара « Семимильные сапоги», П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»,  проектор для просмотра мультимедиа, экран, ноутбук, презентация.

Используемые методы:  

Общедидактический: практический, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Методы стимулирования деятельности учащихся: метод эмоционального воздействия, создание игровых и проблемно-поисковых ситуаций, метод создания композиций.

                                                 Ход урока:

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Учитель: Здравствуйте, дети.

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Как ваше настроение?

Ученики: Очень хорошее!

Учитель: Пора нам заниматься?

           Ученики: Да, да, да

           Учитель: Вы будете стараться?

           Ученики: Так же как всегда!

            Учитель: Будем слушать музыку, сказки читать и их изображать.

II. Подготовка к основному этапу урока (создание проблемной ситуации).

Учитель: Любите ли вы сказки? 

-Хотели бы вы сейчас попасть в сказку?

-С помощью чего мы можем оказаться в сказке?

Дети: Волшебства, волшебной палочки, волшебных слов.

Учитель: Чтобы попасть в сказку надо всей душой, всем сердцем верить в чудеса. И произнести волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?

Дети: Крабли, крабли, бумс.

Учитель: В сказочную страну можно попасть не только с помощью книг, но и музыки. И сегодня мы с вами попадём в сказочный мир музыки и литературы. По  знакомым вам сказочным сюжетам будем под музыкальные произведения изображать сказочных героев.

III. Открытие нового знания

  1. Чтение учителем отрывка из сказки Г.-Х. Андерсена « Дюймовочка»

Учитель: Послушайте отрывок  из сказки.

Учитель: Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился.– Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка.

- Как называется сказка и кто её автор? (« Дюймовочка» Г.-Х.Андерсен)

2.Прослушивание музыкального произведения Э.Грига « Дюймовочка»

Учитель: Предлагаю послушать музыкальное произведение Эдварда Грига

« Утро».

- Какое настроение вызывает у вас эта музыка?

-Скажите, а какая музыка по характеру?

Учащиеся: Красивая, нежная, светлая, спокойная, плавная, лёгкая, таинственная.

Учитель: Сколько частей можно выделить в музыкальном произведении?

Учащиеся: Три части

Учитель: Как можно описать музыку в 1-ой части?

Учащиеся: Звуки музыки нежные, плавные, раздаются негромко, издалека.

Учитель: Что вы скажите о музыке во 2-ой части?

Учащиеся: Мелодия звучит сильнее, звуки устремляются ввысь.

Учитель: Как звучит 3-я часть?

Учащиеся: Музыка заканчивается ликующим гимном радости.

Учитель: Какой момент в прочитанном отрывке из сказки мы можем инсценировать с помощью произведения Эдварда Грига « Утро»?

Учащиеся: Раскрывающийся тюльпан, из которого появляется Дюймовочка.

3.Игра-импровизация « Распускающийся цветок»

Учитель: Располагайтесь на паласе и под музыку попробуйте изобразить раскрывающийся цветок, сначала медленно, плавно, затем приподнимаясь, устремляйтесь вверх и наконец, движением рук и туловища покажите, как раскрылся бутон.

4. Разбор сюжета сказки Ш. Перро « Мальчик  с   пальчик» и слушание пьесы С.Майкапара « Семимильные сапоги».

Учитель: Вы знаете много сказок. Часто в сказках героям приходят на помощь разные волшебные вещи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, клубочек, указывающий дорогу, скатерть-самобранка, дубинка-драчун, шапка-невидимка ...

У композитора С. Майкапара есть пьеса, которая называется «Семимильные сапоги». Семимильные сапоги встречаются в разных сказках, особенно у Шарля Перро.

- Прослушайте пьесу.

Учитель: Музыка может рассказать сказку. 

-Почему прослушанная пьеса   называется «Семимильные сапоги»?

Учащиеся: Мелодия все время прыгает, скачет, летит

Учитель: Музыка очень ярко изображает семимильные сапоги - она размашистая, широкая, тяжёлая, состоит из огромных скачков-прыжков, в ней много акцентов. Одни звуки отрывистые, другие плавные, как будто скороход шагает по-разному - то переступает, то летит (исполняет фрагмент).

Музыка полётная, тяжёлая, похожа на огромные шажищи. В ней чувствуется настроение тревоги.

Учитель: Я вам прочитаю отрывок из сказки.

- Подумайте, кто её автор и как она называется.

Он достал из сундука семимильные сапоги и поспешил вслед за братьями. Он пересек полгосударства за несколько шагов и вскоре оказался на дороге, по которой бежали мальчики. Они уже были близко к отцовскому дому, когда услышали позади себя сопение людоеда. Он перепрыгивал с горы на гору, перешагивал огромные реки, словно маленькие лужицы. Мальчик-с-пальчик заметил в скале пещеру и быстро спрятался в нее вместе с братьями. Через несколько секунд появился людоед. Он очень устал, так как семимильные сапоги натерли ему ноги, и поэтому решил прилечь отдохнуть. Он повалился на землю, где находились братья, и захрапел.

Учащиеся: Сказка Шарля Перро  «Мальчик с  пальчик»

Учитель: Мы будем инсценировать сюжет сказки, когда Людоед гонится за братьями.

- Как вы можете изобразить этот эпизод под прослушанное музыкальное произведение?

Учащиеся: По-разному. То огромными прыжками, тяжело - это в начале. А в середине музыка становится более  плавной, как будто скороход переступает шагами, а потом прыгает.

Учитель: Да, короткие, полётные интонации музыки, похожие на огромные прыжки, в средней части пьесы сменяются более длинными, плавными, похожими на перелёты-скачки.  В начале и в конце скороход прыгает огромными шагами-прыжками, а в средней части музыка движется то более плавно, то взлетает.

5.Сценка-импровизация « Погоня Людоеда в семимильных сапогах» под музыкальное произведение С. Майкапара.

Дети импровизируют погоню Людоеда.

6. Прослушивание отрывка «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Учитель: Что можно делать под это музыкальное произведение?

Учащиеся: Кружиться.

Учитель: 

-Какие чувства вы испытывали, когда слушали «Вальс снежных хлопьев»?

-Какая музыка по характеру? 

Учащиеся: Красивая, мягкая, легкая, плавная, кружащаяся, светлая, вальсовая, танцевальная.

Учитель: Какая сказка связана со снегом, холодом?

Учащиеся: «Снежная королева»

Учитель: Кто ее автор?

Учащиеся: Г.-Х.Андерсен

7.Двигательная  и пластическая импровизация эпизода сказки.

Учитель: Послушайте отрывок из сказки. В какой – то момент я включу вам «Вальс снежных хлопьев», а вы с помощью движений и пластики покажите, как вы чувствуете музыку.

Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул у окна и поглядел в маленький, оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

IV. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Учитель: Чему вы научились на уроке?

Учащиеся: Инсценировать под музыку сюжеты сказок.

 Учитель: Дарит сказка волшебство,

                   Учит быть нас всех мудрее.

                   Там добро накажет зло:

                   Кто добрее, тот сильнее.

Слушайте музыкальные произведения, читайте сказки. Ведь недаром говорится: « Сказку складываем, музыкой сказываем». Сказка живёт в музыке, а музыка в сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План-конспект с презентацией урока по русскому языку в 4 классе по УМК "Гармония": "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"".

В данном материале представлена разработка урока русского языка в 4-ом классе по УМК "Гармония" на тему "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"". Разработка сопровождается презентацией....

План-конспект и презентация урока по ОРКСЭ "Счастье и смысл жизни"

План-конспект  урока и презентация по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» по теме "Счастье и смысл жизнь"...

План - конспект открытого интегрированного урока в начальной школе Тема: "Дециметр"

Тип урока: изучение  нового материалаСОТ: технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, технология здоровьесбережения, ИКТ.ЭОР/ЦОР/ОМС: 1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrst...