Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов.
методическая разработка на тему

Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудряшова Е.В., учитель

ГБОУ гимназии №631

Приморского района

Санкт- Петербурга

Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов.

Я работаю в школе уже 20 год. И, конечно, за этот период изменилось всё: время, дети, родители, а главное- подход к образованию. Каждое время приносит свою новизну.

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными и современными. Задача учителя во все времена состоит в том, на мой взгляд, чтобы заинтересовать ребёнка своим предметом, открыть ему возможности самореализации, помочь стать успешным. Современный урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. В решении этой задачи современному учителю помогает сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. В последнее время наблюдается взрывной рост количества информации в сети Интернет, причём информация эта весьма разнообразна, многое из неё может быть использовано в процесс обучения.

Актуальность

Применение ИКТ позволяет делать обучение интересным и разнообразным по форме, акцентировать внимание на важных моментах, пользоваться справочными материалами, заниматься исследовательской работой, обеспечить объективную оперативную обратную связь, индивидуализировать процесс обучения. Мне не легко приходится, т.к. современные дети оказываются более осведомлёнными в новинках техники. Моя задача показать ребятам, что компьютерные технологии можно использовать и направлять на обучение, научить отделять важную информацию от второстепенной, делать акцент на главное. Ведь именно правильная организация поиска информации в сети Интернет, на мой взгляд, может помочь ребенку не заблудиться в веренице разнообразных сайтов.

Ведущей деятельностью в начальной школе во все времена остаётся игровая которая в дальнейшем переходит в учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности и позволяет произвести этот плавный переход. При этом не страдает учебный процесс, а наоборот становится интересным.

Цели и задачи педагогической деятельности

Внедрение информационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Основная цель уроков с использованием информационных технологий – научить ребенка самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютеров.

Целью применения ИКТ стало:

  • Развитие мышления;
  • Формирование приёмов мыслительной деятельности.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:

техническая  и дидактическая.

  1. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
  2. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше, участвовать самому.

Использование средств новых информационных технологий позволяет:

  • усилить мотивацию учения, возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов;
  • изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
  • сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности.

Практическое использование информационных технологий в начальной школе.

Возможности ИКТ на первый взгляд кажутся безграничными. Внедрение  ИКТ  в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

  • Электронные энциклопедии
  • Логические игры
  • Тесты, тренажёры
  • Ресурсы Интернет
  • Мультимедийные курсы
  • Презентация к уроку (можно использовать на разных этапах урока).

Возможности ИКТ:

  • Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, таблицы и т.д.);
  • Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • Создание текстовых работ;
  • Обобщение методического опыта в электронном виде.

Являясь отличным подспорьем учителю при подготовке урока, ИКТ полностью заменить учителя не способны, поскольку ряд необходимых в обучении вещей они самостоятельно делать не могут.

Например:

- Не контролируют настроение учеников, их готовность восприятия информации.

- Зачастую обучающие материалы рассчитаны на индивидуальную работу, в то  же время непосредственное общение учеников в классе при работе по группам позволяет совместными усилиями учеников найти правильное решение стоящей проблемы. Такое решение более ценно, чем прочитанное в учебнике или просмотренное в мультимедийном материале.

- Иногда в процессе подачи материала полезно сделать паузу, отвлечься, что способен сделать только обладающий достаточным опытом учитель, контролирующий свою аудиторию.

Первым применением ИКТ в системе школьного образования стал переход на оформление документации. Это и план календарно- тематического планирования, планы мероприятий, электронные списки учащихся, сохранение интересных находок и разработок уроков…

Второе применение- это наглядность, не требующая физических затрат. Рынок предлагает готовые диски с учебными программами, разработки. Прошли те времена, когда просмотр учебного фильма в кинозале школы был целым событием. В своей практике я начала использовать программно-методический комплекс «Математика. Начальная школа», «Русский язык. Начальная школа», которые охватывают традиционную программу по предметам для начальной школы. Работая с тестами у сильных учащихся есть возможность выбрать дополнительные задания, при этом часть учеников выполняет задания в большем объёме, чем на традиционном уроке.

На русском языке - это орфографическая разминка, знакомство с новым материалом, закрепление пройденного. В режиме тестирования есть возможность сразу обратить внимание на результат и провести коррекцию, если нужно.

Применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю детей своим предметом, делаю его необычно интересным и разнообразным.  Уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно, наглядность – это основной «конек» учителей начальной школы.

На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит красочное изображение на экране. Развивается наглядно-образное мышление.

На разных этапах урока работа строится с опорой на информацию, вынесенную на экран:

  • на этапе знакомства с новой темой на слайде может быть отражено правило или алгоритм нахождения правильного решения примера или задачи;
  • на этапе закрепления может быть представлен перечень заданий или тест, содержащий вопросы, помогающие первичному закреплению полученных на уроке знаний
  • а такой этап как физкультминутка вообще может стать отдельным видеороликом или презентацией

Ребёнок  становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Выполняя собственные исследования, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Меняется и работа учителя: из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В данном направлении средства ИКТ используются мною на всех этапах работы над проектом.

  • Написание самого проекта и предоставление его в электронном виде;
  • Просмотр видеофильмов, роликов и презентаций при накоплении теоретической базы, необходимой для работы над проектом;
  • Видеорегистрация опытов и экспериментов, реализуемых в рамках проекта;
  • Анализ результативности проекта

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет также на рост профессиональной компетентности учителя. Использование информационно – коммуникативных технологий позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, уровень грамотности учащихся и свой собственный профессиональный уровень.

Вывод.

Для учителя, на мой взгляд, очень важно идти в ногу со временем. Сегодняшний день современной школы - это активное использование ИКТ, как при подготовке урока, так и в процессе обучения. Только таким образом можно найти контакт с современными детьми и, что очень важно,  с современными родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов»

Статья  на тему Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов...