Образовательная программа внеурочной деятельности «Научное общество «Знай-ка»» для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Попова Елена Евгеньевна

Предлагаемая программа предназначена для развития речи учащихся, математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,  знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

Утверждена

 методическим Советом,  

протокол №_____ от __________

директор __________________

                                    Л. Б. Чернышова

Образовательная программа

внеурочной  деятельности

«Научное общество «Знай-ка»»

для учащихся 1 класса

                                           Составитель:

                                                        Попова Елена Евгеньевна,

                                                          учитель начальных классов

Мановицкий филиал

2011

Пояснительная записка

   Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера, овладение умением понимать прочитанное, углубление нормами современного русского языка и употреблением разговорной лексики, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, будет побуждать к самообразованию и  проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Эту функцию реализовывает программа внеурочной деятельности познавательного характера «Научное общество «Знай-ка»», расширяющая  кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

   Предлагаемая программа предназначена для развития речи учащихся, математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,  знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.  

Содержание программы:

   Содержание программы направленно на воспитание интереса к учебным предметам.

Название раздела

Актуальность

Цель и задачи

«Юный книголюб»

Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений.   Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости….

   Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.

   Пробудить и сформировать у первоклассников интерес к детским книгам, желание их читать, развивать способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание.    

   Учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора, формирование потребности и мотива чтения; овладение начальными умениями и навыками чтения детей семи лет; овладение логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; овладение актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.  

   Научить свободно ориентироваться в книгах, формировать у ребёнка индивидуальный  опыт самостоятельного чтения.

«Слово о словах»

Данная внеурочная деятельность позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов.

   Развитие речи, мышления, воображения школьников,  

    воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувство сопричастности к    сохранению его уникальности и чистоты,

    пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.

«Занимательная  математика»

   Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

   Развивать математический образ мышления,

   учить  применять математическую терминологию,

   уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Планируемые результаты:

    Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей  сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.

     В процессе работы школьники увидят «волшебство знакомых слов», смогут понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языку должно пробуждать стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

   Занятия  должны помочь учащимся: усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися.

Внеурочная деятельность рассчитана на учащихся 1 класса, 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Тематический план:

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Тема занятия

1.1

«Юный книголюб»

22

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» (стихи о детях)

1.2

«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» (сказки и рассказы о детях)

1.3

«Жизнь дана на добрые дела» (рассказы о хороших людях)

1.4

«Не красна жизнь днями, а красна делами» (литературные произведения  о ребятах – сверстниках)

1.5

«Унылая пора! Очей очарованье…» (стихи об осени)

1.6

«Загадки – народная мудрость» (загадки о животных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы)

1.7

«Дружба заботой да подмогой крепка» (русские народные  сказки о животных)

1.8

«Знания - наблюдениям сродни                    (рассказы о животных)

1.9

«Не любо - не смейся, и другим не мешай» (забавные стихи)

1.10

«Худому делу - худой конец» (сказка - игра о хвастовстве)

1.11

«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце» (сказки - приключения)

1.12

«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит» (волшебные сказки)

1.13

«Мало хотеть, надо уметь» (рассказы о детях)

1.14

Стихи о Родине, о детях

1.15

Сочинение рассказов о своей малой родине

1.16

«О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам» (пословицы и поговорки)

1.17

 «В глаза любит, а за глаза губит» (чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой)

1.18

«Слава греет, позор жжёт» (о героизме и трусости)

1.19

«Нет лучше дружка, чем родная матушка» (о матерях и детях)

1.20

«Родину- мать учись защищать» (стихи к Дню победы)

1.21

«Знай и люби родную природу» (стихи о весне)

1.22

Любимые книги, любимые писатели.

2.1

«Слово о словах»

22

Я школьник. Игра «Имя оживает»

2.2

Слова, слова, слова… Игра «Собираем добрые слова»

2.3

Чистоговорки

2.4

Превращение слов. Игра «Незнайка забыл все слова»

2.5

Зачем повторяется один и тот же звук. Игра «Звук заблудился»

2.6

Праздник «Давайте познакомимся» (самопредставление)

2.7

Зачем быть вежливым?

2.8

Культура общения. Правила речевого этикета

2.9

Сюжетно – ролевая игра «Ты пришел в гости»

2.10

Скороговорки. Речевая гимнастика

2.11

Чудесное превращение слов

2.12

Культура общения. Прислушаемся к слову.

2.13

Детский фольклор. Потешки

2.14

Крылатые слова и выражения

2.15

Другое ударение – другое слово. Игра «Превращение слов»

2.16

Ребусы, головоломки. Игра «Наборщик»

2.17

Коррекция устной и письменной речи

2.18

Разве это слово? Игра «Доскажи словечко»

2.19

Веселые стихи. Игра «Слоговое лото»

2.20

Занимательное азбуковедение. Игра «Волшебные цепочки» (презентация)

2.21

Викторина «Как хорошо уметь читать»

2.22

Сказочные приключения букв. Обобщающий урок. Подведение итогов

3.1

«Занимательная  математика»

24

Вводное занятие «Математика – царица наук»

3.2

Как люди научились считать (презентпция)

3.3

Учимся отгадывать математические ребусы.

3.4

Загадки -  смекалки

3.5

Игра «Живые числа»

3.6

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по

командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3

клетки).

3.7

«Путешествие точки»

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).  Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

3.8

Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков

3.9

«Волшебная линейка». Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

3.10

Праздник числа 10.  Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

3.11

Конструирование многоугольников из деталей танграма

3.12

Игра – соревнование «Веселый счёт»

(Найти, показать и назвать числа по порядку от 1 до 20. Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице).

3.13

Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

3.14

«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

3.15

Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

3.16

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

3.17

Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному

замыслу.

3.18

Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20.

3.19

Решение комбинаторных задач

3.20

Решение комбинаторных задач

3.21

Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков

3.22

Математические игры

3.23

Математический КВН

3.24

Математическое путешествие. Сложение и вычитание в пределах 20.

Итого в год

68 часов

Литература:

  1.  Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  4. Истомина Н. Б. Учимся решать комбинаторные задачи. 1-2 классы. 2011.
  5. «Как себя вести» - В. Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы научного общества учащихся "Поколение"

План  работы  научного общества учащихся начальной школы "Поколение" на четыре года. Для чего нужно знать историю своей семьи? Составление родословной. Составление генеалогического древа....

Заседание Научного общества учащихся "Своя игра"

Обобщающее занятие проводится в виде интеллектуальной игры "Своя игра".Предлагаются детям разные по сложности задания по разделам:"Логика", "Наблюдательность", "Умение видеть проблему", "Классификация...

План работы Научного общества любителей русского языка. 3 класс.

Данное планирование заседаний Научного Общества можно использовать и учителям, работающим по традиционной программе, тем самым подготавливая себя к работе по новым технологиям, и специалистам, о...

План работы Научного общества любителей русского языка. 4 класс.

Данное планирование заседаний Научного Общества можно использовать и учителям, работающим по традиционной программе, тем самым подготавливая себя к работе по новым технологиям, и специалистам, о...

Заседание научного общества учащихся начальных классов.Тема:"Обыкновенное чудо - соль".

Заседание научного общества  учащихся начальных классов , по теме:" Обыкновенное чудо- соль" поможет учителям начальных классов при составлении кружкового занятия  или     при ...

Программа научного общества учащихся начальных классов "Сахюурхан"

Каждый народ имеет свою историю, почитает свои обычаи и традиции. Сегодня наш бурятский народ возвращается к истории своего народа, к обычаям и традициям, к заповедям. Поэтому внедрение в систему восп...