Образовательная программа внеурочной деятельности «Научное общество «Знай-ка»» для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Предлагаемая программа предназначена для развития речи учащихся, математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждена методическим Советом, протокол №_____ от __________ директор __________________ Л. Б. Чернышова |
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«Научное общество «Знай-ка»»
для учащихся 1 класса
Составитель:
Попова Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов
Мановицкий филиал
2011
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера, овладение умением понимать прочитанное, углубление нормами современного русского языка и употреблением разговорной лексики, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, будет побуждать к самообразованию и проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Эту функцию реализовывает программа внеурочной деятельности познавательного характера «Научное общество «Знай-ка»», расширяющая кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемая программа предназначена для развития речи учащихся, математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы:
Содержание программы направленно на воспитание интереса к учебным предметам.
Название раздела | Актуальность | Цель и задачи |
«Юный книголюб» | Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову. | Пробудить и сформировать у первоклассников интерес к детским книгам, желание их читать, развивать способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание. Учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора, формирование потребности и мотива чтения; овладение начальными умениями и навыками чтения детей семи лет; овладение логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; овладение актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет. Научить свободно ориентироваться в книгах, формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения. |
«Слово о словах» | Данная внеурочная деятельность позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов. | Развитие речи, мышления, воображения школьников, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. |
«Занимательная математика» | Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. | Развивать математический образ мышления, учить применять математическую терминологию, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. |
Планируемые результаты:
Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
В процессе работы школьники увидят «волшебство знакомых слов», смогут понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языку должно пробуждать стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Занятия должны помочь учащимся: усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися.
Внеурочная деятельность рассчитана на учащихся 1 класса, 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Тематический план:
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Тема занятия |
1.1 | «Юный книголюб» | 22 | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» (стихи о детях) |
1.2 | «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» (сказки и рассказы о детях) | ||
1.3 | «Жизнь дана на добрые дела» (рассказы о хороших людях) | ||
1.4 | «Не красна жизнь днями, а красна делами» (литературные произведения о ребятах – сверстниках) | ||
1.5 | «Унылая пора! Очей очарованье…» (стихи об осени) | ||
1.6 | «Загадки – народная мудрость» (загадки о животных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы) | ||
1.7 | «Дружба заботой да подмогой крепка» (русские народные сказки о животных) | ||
1.8 | «Знания - наблюдениям сродни (рассказы о животных) | ||
1.9 | «Не любо - не смейся, и другим не мешай» (забавные стихи) | ||
1.10 | «Худому делу - худой конец» (сказка - игра о хвастовстве) | ||
1.11 | «Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце» (сказки - приключения) | ||
1.12 | «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит» (волшебные сказки) | ||
1.13 | «Мало хотеть, надо уметь» (рассказы о детях) | ||
1.14 | Стихи о Родине, о детях | ||
1.15 | Сочинение рассказов о своей малой родине | ||
1.16 | «О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам» (пословицы и поговорки) | ||
1.17 | «В глаза любит, а за глаза губит» (чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой) | ||
1.18 | «Слава греет, позор жжёт» (о героизме и трусости) | ||
1.19 | «Нет лучше дружка, чем родная матушка» (о матерях и детях) | ||
1.20 | «Родину- мать учись защищать» (стихи к Дню победы) | ||
1.21 | «Знай и люби родную природу» (стихи о весне) | ||
1.22 | Любимые книги, любимые писатели. | ||
2.1 | «Слово о словах» | 22 | Я школьник. Игра «Имя оживает» |
2.2 | Слова, слова, слова… Игра «Собираем добрые слова» | ||
2.3 | Чистоговорки | ||
2.4 | Превращение слов. Игра «Незнайка забыл все слова» | ||
2.5 | Зачем повторяется один и тот же звук. Игра «Звук заблудился» | ||
2.6 | Праздник «Давайте познакомимся» (самопредставление) | ||
2.7 | Зачем быть вежливым? | ||
2.8 | Культура общения. Правила речевого этикета | ||
2.9 | Сюжетно – ролевая игра «Ты пришел в гости» | ||
2.10 | Скороговорки. Речевая гимнастика | ||
2.11 | Чудесное превращение слов | ||
2.12 | Культура общения. Прислушаемся к слову. | ||
2.13 | Детский фольклор. Потешки | ||
2.14 | Крылатые слова и выражения | ||
2.15 | Другое ударение – другое слово. Игра «Превращение слов» | ||
2.16 | Ребусы, головоломки. Игра «Наборщик» | ||
2.17 | Коррекция устной и письменной речи | ||
2.18 | Разве это слово? Игра «Доскажи словечко» | ||
2.19 | Веселые стихи. Игра «Слоговое лото» | ||
2.20 | Занимательное азбуковедение. Игра «Волшебные цепочки» (презентация) | ||
2.21 | Викторина «Как хорошо уметь читать» | ||
2.22 | Сказочные приключения букв. Обобщающий урок. Подведение итогов | ||
3.1 | «Занимательная математика» | 24 | Вводное занятие «Математика – царица наук» |
3.2 | Как люди научились считать (презентпция) | ||
3.3 | Учимся отгадывать математические ребусы. | ||
3.4 | Загадки - смекалки | ||
3.5 | Игра «Живые числа» | ||
3.6 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | ||
3.7 | «Путешествие точки» Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | ||
3.8 | Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков | ||
3.9 | «Волшебная линейка». Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | ||
3.10 | Праздник числа 10. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | ||
3.11 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | ||
3.12 | Игра – соревнование «Веселый счёт» (Найти, показать и назвать числа по порядку от 1 до 20. Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице). | ||
3.13 | Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10». | ||
3.14 | «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | ||
3.15 | Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» | ||
3.16 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | ||
3.17 | Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | ||
3.18 | Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20. | ||
3.19 | Решение комбинаторных задач | ||
3.20 | Решение комбинаторных задач | ||
3.21 | Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков | ||
3.22 | Математические игры | ||
3.23 | Математический КВН | ||
3.24 | Математическое путешествие. Сложение и вычитание в пределах 20. | ||
Итого в год | 68 часов | ||
Литература:
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
- Истомина Н. Б. Учимся решать комбинаторные задачи. 1-2 классы. 2011.
- «Как себя вести» - В. Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Научного общества учащихся "Своя игра"
Обобщающее занятие проводится в виде интеллектуальной игры "Своя игра".Предлагаются детям разные по сложности задания по разделам:"Логика", "Наблюдательность", "Умение видеть проблему", "Классификация...

Положение о научном обществе учащихся "Юный исследователь"
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, ...

План работы Научного общества любителей русского языка. 3 класс.
Данное планирование заседаний Научного Общества можно использовать и учителям, работающим по традиционной программе, тем самым подготавливая себя к работе по новым технологиям, и специалистам, о...

План работы Научного общества любителей русского языка. 4 класс.
Данное планирование заседаний Научного Общества можно использовать и учителям, работающим по традиционной программе, тем самым подготавливая себя к работе по новым технологиям, и специалистам, о...

Заседание научного общества учащихся начальных классов.Тема:"Обыкновенное чудо - соль".
Заседание научного общества учащихся начальных классов , по теме:" Обыкновенное чудо- соль" поможет учителям начальных классов при составлении кружкового занятия или при ...
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Из опыта работы...

Программа научного общества учащихся начальных классов "Сахюурхан"
Каждый народ имеет свою историю, почитает свои обычаи и традиции. Сегодня наш бурятский народ возвращается к истории своего народа, к обычаям и традициям, к заповедям. Поэтому внедрение в систему восп...
- Мне нравится (1)
