Методики диагностики памяти и мышления
методическая разработка на тему

Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

На основании предложенных методик учитель может сделать вывод об особенностях памяти и мышления учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_pamyat_myshlenie.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ»

Цель: определение преобладающего типа памяти

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядовбыло большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. «АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ВЕКСЛЕР»

Цель: определение объема памяти

Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например: 13; 4 8 3; 5 7 4 9; 1 6 4 8 6; 2 4 6 3 9 4; 9 4 7 2 5 6 2.

Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая.

■ Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке. Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8. Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 3 7 6 1 5 8; 4 6 8 3 7 2 5.

Результат Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет:

■ 5-6 цифр при прямом повторении,

■ 4-5 цифр при обратном повторении

3. «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА»

Цель: изучение особенностей смысловой (логической) памяти

Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

Плохой сторож.

У одной/ хозяйки/ мыши/ съели/ в погребе/ сало/. Тогда она/ заперла/ в погреб/ кошку/. А кошка/ съела/ и сало/, и мясо/, еще и выпила/ молоко/".

Оценка результатов: 4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше. 3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации 2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации 1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.

4. «ДИАГНОСТИКА ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»

Цель: исследовать уровень сформированности логической памяти младшего школьника

Можно использовать следующий методический приём:  Прочитайте учащимся три слова, объединенные по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существующую между словами.

Для исследования можно воспользоваться следующими словами:

Охотник – медведь – берлога

Весна – солнце – ручей

Река – рыболов – уха

Праздник – песня - веселье

Город – улицы – дома

Больница – врач – больные и т.д.

Из этих заданий детям можно предложить любые шесть. Прочитав вслух шесть строк, учитель затем предлагает школьнику карточку, на которой написано первое слово из каждой тройки.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.

5. « ДИАГНОСТИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ»

Цель: исследование уровня зрительной памяти младшего школьника.

Можно воспользоваться одной из следующих строчек с буквами, знаками или геометрическими фигурами: Время предъявления строки – 5 сек.

ИНСТРУКЦИЯ: тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь их как можно лучше запомнить. Затем необходимо по памяти воспроизвести предъявленные буквы, цифры, знаки, обязательно сохраняя порядок следования.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: правильным считается только в том случае, если правильно назван знак под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.        


МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей

 (7-9 лет)

(Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики

для определения уровня умственного развития нормальных

и аномальных детей

(на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

  • Дефектология. С. 28-33.)

Описание методики

Методика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.

Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).

Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.

1 субтест

1.

У сапога есть

Шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица

1,9

2.

В теплых краях обитает

Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень

2,8

3.

В году

24, 3, 12, 4, 7 месяцев

2,7

4.

Месяц зимы

Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

2,3

5.

В России не живет

Соловей, аист, синица, страус, скворец

2,6

6.

Отец старше своего сына

Часто, всегда, иногда, редко, никогда

2,2

7.

Время суток

Год, месяц, неделя, день, понедельник

2,8

8.

Вода всегда

Прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная

3,4

9.

У дерева есть

Листья, цветы, плоды, корень, тень

2,8

10.

Город России

Париж, Москва, Лондон, Варшава, София

2,6

2 субтест

1.

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2,6

2.

Река, озеро, море, мост, болото

2,3

3.

Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

2,7

4.

Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

2,6

5.

Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

2,4

6.

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

2,5

7.

Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

2,3

8.

Курица, петух, лебедь, гусь, индюк

2,5

9.

Число, деление, вычитание, сложение, умножение

3,0

10.

Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

2,7

3 субтест

1.

Огурец

Георгин

2,0

овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

2.

Учитель

Сад

2,4

ученик

забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3.

Огород

Врач

2,2

морковь

очки, больные, палата, больной, термометр

4.

Цветок

Птица

2,6

ваза

клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5.

Перчатка

Сапог

2.4

рука

чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6.

Темный

Мокрый

2,1

светлый

солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7.

Часы

Термометр

2,5

время

стекло, температура, кровать, больной, врач

8.

Машина

Лодка

2,2

мотор

река, моряк, болото, парус, волна

9.

Стул

Игла

2,2

деревянный

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10.

Стол

Пол

2,2

скатерть

мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4 субтест

1.

Метла, лопата….

2,6

2.

Окунь, карась…

3.0

3.

Лето, зима…

2,1

4.

Огурец. Помидор…

2,2

5.

Сирень, шиповник…

2,6

6.

Шкаф, диван…

3,0

7.

День, ночь,

2.8

8.

Слон, муравей…

2,2

9.

Июнь, июль…

2,4

10.

Дерево, цветок…

2,2

Обработка результатов

  1. Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.

  1. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:

1,2 субтесты – по 26 баллов

3 субтест – 23 балла

4 субтест – 25 баллов

  1. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:

1 группа – 75-100 баллов (высший уровень умственного развития).

2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития).

3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень развития).

Бланк обработки результатов по

методике определения умственного развития

нормальных и аномальных детей

   

Ф.И. ребенка_______________________________________________________

Возраст__________________________класс_____________________________

Дата___________________________

          1 субтест                                                                2 субтест

баллы

ответ

 

баллы

ответ

1.

1,9

1.

2,6

2.

2,8

2.

2,3

3.

2,7

3.

2,7

4.

2,3

4.

2,6

5.

2,6

5.

2,4

6.

2,2

6.

2,5

7.

2,8

7.

2,3

8.

3,4

8.

2,5

9.

2,8

9.

3,0

10.

2,6

10.

2,7

Итого:

Итого:

          3 субтест                                                                4 субтест

баллы

ответ

 

баллы

ответ

1.

2,0

1.

2,6

2.

2,4

2.

3.0

3.

2,2

3.

2,1

4.

2,6

4.

2,2

5.

2.4

5.

2,6

6.

2,1

6.

3,0

7.

2,5

7.

2.8

8.

2,2

8.

2,2

9.

2,2

9.

2,4

10.

2,2

10.

2,2

Итого:

Итого:

Общий уровень развития:

Подпись:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методы диагностики памяти

 Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В эт...

Тесты на развитие памяти, внимания, мышления, русскому языку, математике,. 1 класс

Тесты на развитие памяти, мышления, внимания для учеников 1 класса....

Игры для развития внимания, памяти и мышления.

Сложи узор.Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), ...

коррекция развития памяти внимания мышления

в материале даны примеры упражнений, которые помогают детям развивать память, внимание, мышление....

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Настоящее пособие предлагает  задания и игры,  которые можно использовать в качестве развивающих  упражнений  для занятий с детьми....

Диагностика памяти и мышления

Диагностика памяти и мышления...