Применение информационных технологий, как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей на уроках
статья по теме

Шарабрина Ксения Сергеевна

 

 Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

  • Овладевать практическими способами работы с информацией;

  • Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа №2

 

Доклад на тему:

«Применение информационных технологий, как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей на уроках»

Выступление на ГМО

учителей физической культуры

подготовила Шарабрина К.С.

                                                                                      Достоинство преподавания     каждого

учебного предмета зависит сколько

от личности преподавателя,

столько же и от тех учебных средств,

какими он может свободно

распоряжаться. Без них у него нет

возможности удовлетворить многим

педагогическим требованиям, как

бы не казались они ему основательными

и разумными.

                                                                                                                                  В.Я. Стоюнин.   

       (Слайд1-2). Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически  и технически  готов  использовать  информационные технологии  в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель-профессия творческая.  Включение  ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы  учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а так же средство доставки и хранения информации.

Главные цели:

1. применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

2. использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

3. повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

4. расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

5. обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • Овладевать практическими способами работы с информацией;
  • Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • Активизировать познавательную  деятельность учащихся;
  • Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

(Слайд 3,4).  Развитие новых информационных технологий и их внедрение наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

          В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества и позволяют решать следующие

(Слайд 5,6).  Задачи информатизации образования :

1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

        Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке.

        Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь активно, самостоятельно действовать, принимать решения.

(Слайд 7). В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

  В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. 

  (Слайд 8). Понимая всю важность внедрения ИКТ в практику учителя, я выделила основные направления работы: 

• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

         Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Использование ИКТ на уроках, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.

 (Слайд 9-11). Хочу  остановиться на положительных основах использования информационных и коммуникационных технологий в работе с учащимися начальных классов:

 – применение средств ИКТ при изложении учебного материала способствует его лучшему усвоению, в связи с тем, что уроки становятся более увлекательными, улучшается их наглядность;

– компьютеризированные средства позволяют педагогу сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, пишу, запоминаю;

– средства информационно-коммуникационных технологий при их использовании на уроках позволяют поддерживать внимание учащихся в течение длительного периода времени, что является немаловажным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала;

– совместная с педагогом, а в дальнейшем – самостоятельная проектная деятельность с применением средств ИКТ оказывает положительное влияние на повышение эффективности и качества процесса обучения.

          Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, процесс обучения становится менее утомительным. Просмотр и обсуждение учебного материала помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал и увеличивает степень запоминания.

         Применение ИКТ на уроках – способ сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным. Школьники учатся навыкам контроля и самоконтроля.

        Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участник соревнований).                                                                                                                         На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:

а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;

б) заинтересованность учащихся в изучении техники спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол и пр.)

в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);

Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.

Компьютер незаменим и  во внеклассной работе. Так, благодаря ИКТ, мы готовим художественные номера на праздники, различные мероприятия.

Таким образом, ИКТ упрощает работу, вызывает живой интерес, поднимает настроение, желание быть активным участником.

Но нужно помнить, что компьютер – это не «волшебная палочка», которая за один урок сделает ребенка сразу умным и развитым. Не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Чрезмерное общение с ним может привести не только к ухудшению зрения, но и отрицательно сказаться на психическом здоровье. В соответствии с требованиями современного СанПиНа, общее время работы ученика начальных классов с компьютером не должно превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.  (Слайд 10)

При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.  Поэтому для урока используются презентации как  сквозные, которые  применяются на протяжении всего урока, так и несквозные – применяются на каком-то этапе урока. Сквозная  презентация используется фрагментами по 2-3 минуты, чередуя время взаимодействия детей с компьютером с другими формами работы. 

(Слайд12). Как отмечают ряд специалистов, использование этих ресурсов в учебном процессе  способствует:

- повышению качества обучения;

-продвижению  ребенка в общем развитии

-помогает преодолеть трудности -вносит радость в жизнь ребенка

 -позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

-создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

-эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию самостоятельности учащихся;

- появлению возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображения и звука (текстовая, графическая, аудио- и видео информация, анимация);

- появлению доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации.

     Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением  по ряду причин:

  • На уроке создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах  вовлекают детей в атмосферу творчества, они с нетерпением ждут компьютерных уроков. В итоге повышается мотивация обучения.
  • Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и  и не утомительно для учащихся. Ребёнок спасает космическую станцию от метеоритов, а на самом деле решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а между тем развиваются его память, внимание и т. п.
  • Происходит интенсификация  обучения. Ученики, каждый в своём темпе, решают, например, за 20 минут около 30 языковых головоломок или 30-40 примеров устного счета, причем мгновенно получают оценку правильности своего решения.
  • Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.
  • Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет!

Убеждена, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

3. Игра школьника. М. Просвещение 1989.

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.

5. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.

6. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. Машбиц Е.И.

7. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.

   8. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.

     9.  Шафрин Ю.А.Информационные технологии: В 2 ч. – М.: БИНОМ, 2004.

    10. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter@mail.ru

   11. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М. :Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.

     12. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Доклад на ШМО «Применение игровых технологий как средство повышения познавательной активности обучающихся»

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...