Особенности общения детей с ЗПР
консультация на тему

Ершова Лариса Петровна

В данной статье отмечены основные черты своеобразия взаимоотношений у детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности общения детей с ЗПР

План:

  1. Межличностные отношения:
  • Понятие
  • Виды
  1. Влияние детского коллектива на межличностные отношения.
  2. Основы для межличностного взаимодействия.
  3. Диагностика межличностных отношений.
  4. Социальный статус ребёнка.
  5. Особенности семьи, влияющие на социальный статус.
  6. Статусная структура класса.
  7. Сплочённость групп.
  8. Игры и упражнения.
  9. Рекомендации.
  1. Межличностные отношения

В последнее время более актуальным становится изучение детских взаимоотношений и развитие личности ребёнка. В этом отношении важной является задача определения факторов развития личности. Одним из важнейших факторов развития личности являются  межличностные отношения.

Межличностные отношения детей в коллективе – одна из ведущих форм реализации социальной сущности каждого ребёнка и психологическая база для сплочения коллектива.

Выделяют два основных вида межличностных отношений.

Первый – формальные ролевые отношения на основе делового распределения ролей в совместной деятельности (роль старосты, санитара, дежурного, ведущего в игре и т. д.)

Второй – неформальные, эмоционально-личностные отношения, основанные на личных предпочтениях, симпатиях – антипатиях, взаимной приязни. Это отношения любви, дружбы, приятельства, интереса, отчуждения, вражды, ненависти.

Система межличностных отношений является для младших школьников 2зоной ближайшего развития». Ребёнку для гармоничного развития необходимо входить в социум, быть активным участником межличностного взаимодействия. Тем не менее, в силу поведенческих особенностей, некоторых свойств личности, ребёнок с ЗПР зачастую не способен выбирать адекватные формы для построения межличностного взаимодействия, в силу чего он бывает отвергаем сверстниками.

  1. Влияние детского коллектива на межличностные отношения.

Детский коллектив воспитывает у ребёнка социально-педагогические качества (умение понимать партнёра, тактичность, вежливость, умение вступать в контакт и поддерживать его, способность к взаимодействию, к сопереживанию), навыки общественной дисциплины. Среда развивает у ребёнка эмоционально-волевую сферу, именно межличностные отношения дают основную пищу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, позволяют развить механизмы саморегуляции (самоконтроля, самообладания и т.д). духовное влияние личности и коллектива взаимно. Ребёнок, овладевая духовным богатством группы, сам обогащает её.

  1. Основы для межличностного взаимодействия

В младшем школьном возрасте закладываются базовые психологические основы для межличностного воздействия, но вместе с тем имеются определённые возрастные психологические ограничения, которые учитель должен знать и учитывать.

Следует отметить черты своеобразия взаимоотношений в коррекционных классах:

  1. Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избежание конфликтов). Формирование коллектива и социализация (процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности) детей – трудная педагогическая проблема в этих классах;
  2. Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведёт к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддержанию и сочувствию; контакты таких детей мимолётны, ситуативны и неустойчивы.
  3. Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведёт к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.)
  4. Общая незрелость (мотивационная, нравственная) ведёт к зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчинённости им;
  5. У детей с ЗПР нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, что обусловливает у них проявление склонности к преувеличению своих возможностей, к переоценке своего обаяния и влияния. Ребёнок с ЗПР не может правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому не регулирует своё поведение, а значит, воспитывающая сила коллектива весьма невелика.
  6. Большинство детей психически неустойчивы. Это определяет особенности их поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно и малопредсказуемо.
  7. Дети с ЗПР не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально- волевых возможностей для самостоятельного устранения недостатков. Желание добиться похвалы удовлетворяется путём хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь – воровства, жажда получения удовольствия – бродяжничества. Такие формы поведения учащихся вызывают негативную реакцию окружающих, тормозят социализацию ребёнка.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для построения эффективных взаимоотношений ребёнка со сверстниками.

  1. Диагностика межличностных отношений

В воспитании детей с ЗПР важен диагностический подход: он поможет своевременно уловить актуальное состояние личности и коллектива.

Для исследования межличностных отношений детей с ЗПР можно использовать метод социометрического исследования (социометрию).

Социометрическая техника применяется для диагностирования межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Предложенная методика даёт возможность определить социовалентность (степень включённости во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии.

  1. Социальный статус ребёнка

По социально-психологическому статусу дети в небольшом классе распределяются следующим образом: самые популярные (получившие большее число положительных выборов), предпочитаемые (2-3 выбора), принятые (1 выбор), изолированные (не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов), отвергаемые (получившие преобладающее количество отрицательных выборов). По традиции социометрические статусы делятся на высокие (звёзды и предпочитаемые) и низкие (принятые, изолированные, отвергаемые).

У учащихся коррекционных классов наблюдается несформированность умения контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, не способны определить для себя оптимальную позицию в отношениях с  окружающими. Поэтому, порождаются типичные проблемы общения, когда ребёнок либо активно отвергается сверстниками, либо просто ими игнорируется.

Как правило, дети, занимающие наиболее благоприятное место в системе личных взаимоотношений, обладают общительным ровным характером, хорошими способностями, богатой фантазией, инициативой, хорошо учатся, у девочек привлекательная внешность.

Положение школьника может быть благополучным: ученик чувствует себя принятым в группе, чувствует симпатию со стороны своих одноклассников и сам им симпатизирует. Такая психологическая ситуация переживается учащимися как чувство единства с группой, которая в свою очередь создаёт уверенность в себе.

Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками, переживание своей отторгнутости от группы, может служить источником тяжёлых осложнений в развитии личности.

Учащиеся чаще всего оценивают своих сверстников по тем качествам, которые проявляются внешне6 драчливость, плохое поведение, дразнится, обижает слабых, неприятные привычки, неопрятность, а также те качества, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

В начале школьного обучения, пока ещё у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя. Большим значением в оценивании другого человека является авторитетное лицо. И для младших школьников им является взрослый, а именно – учитель. Поэтому, заостряя внимание учителем на «хороших» учениках, призывая равняться на них, дети выбирают именно этих учащихся.

  1. Особенности семьи, влияющие на статус ребёнка

Кроме того влияют особенности семьи на статус ребёнка в группе сверстников. Более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, теплота семейных отношений и т.п) сочетаются с высоким социометрическим статусом ребёнка среди своих сверстников, а неблагополучные – с низким. Как правило, дети в классах с ЗПР это дети из неблагополучных семей (низкий уровень культуры родителей, неполные семьи, отсутствие положительных взаимоотношений между родителями, хронический алкоголизм родителей, дети предоставлены сами себе) поэтому в таких семьях, не уделяющих детям достаточного внимания. Психическое развитие ребёнка ещё более замедляется за счёт наслоения микросоциальной  и педагогической запущенности.

  1. Статусная структура класса.

Статусная структура класса оценивается следующим образом: чем больше в коллективе высокостатусных детей, тем он благополучней, т.к. высокий статус является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет ребёнку признание сверстников, положительную оценку окружающих, формирующую высокую самооценку, интенсивность и разнообразие контактов, эмоционально обогащающих социальную жизнь ребёнка. Низкий статус тормозит, делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности. Дефицит общения у принятого и изолированного ребёнка обедняет его эмоциональную жизнь. У ребёнка, лишённого достаточного признания в классе, формируется заниженная самооценка. Особенно опасно положение отверженных, как правило, они- объекты групповой агрессии, что создаёт для личности стрессовую ситуацию, лишает возможности самоутверждаться.

Взаимные выборы определяются внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме, а также выбирают своих друзей, которые помогают им, отзываются на их просьбы и разделяют их интересы.

  1. Сплочённость групп.

Сплочённость класса – это число положительных взаимных выборов.

Положение в классе определяется как личностными качествами ребёнка, так и теми требованиями к нему, которые ложились в классе. Особой популярностью среди детей пользуются дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях. Достаточно самостоятельные, владеющие навыками, необходимыми для разных видов деятельности, весёлые, эмоциональные, аккуратные и опрятные.

В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся противоположными качествами. Это часто дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные или назойливые, агрессивные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются, вызывая неудовольствие своих товарищей.

Основным критерием общей оценки ученика его одноклассниками является фактор школьной успеваемости. Дети обычно соотносят сверстников по шкале ума в зависимости от их школьных успехов. Критерий успеваемости влияет на оценку не только интеллектуальных, личностных, но даже и физических качеств ребёнка. Так, ученики, успевающие отлично, были отнесены не только к самым умным, старательным, но и к добрым и красивым. И наоборот, неуспевающие дети с ЗПР оцениваются как глупые, ленивые, злые и некрасивые.

В младшем школьном возрасте на характер и уровень взаимных оценок и мотивов выбора существенное влияние оказывает психологическая атмосфера коллектива, определяемая стилем отношения учителя к классу. При обосновании положительного выбора  на первом месте оказался мотив «он ко мне хорошо относится», на втором – «мы с ним всегда что-нибудь обсуждаем», на третьем – «с хорошим характером», на четвёртом – «хорошо ведёт себя».

Популярность ребёнка в группе сверстников определяется развитием у него общительности и навыков коллективизма.

Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных реакций. Но если у ребёнка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он престаёт осознавать и не очень переживает своё объективное плохое положение в системе личностных отношений. Даже один единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребёнка из «отверженного» в «принятого».

Для педагога важно знать положение каждого ребёнка в группе сверстников. главное, о чём должен помнить каждый педагог – желание внимательно изучать, наблюдать, умело корректировать те негативные моменты, которые выявлены в ходе работы с каждым ребёнком и с группой детей в целом.

  1. Игры и упражнения.

Необходимо организовывать и проводить тренинги, игровые мероприятия, направленные на усвоение детьми с ЗПР правил и приёмов эффективного общения, как продукта мыслительной деятельности.

Навыки общения могут развиваться специальными упражнениями. Вот некоторые из них:

  • «Доверяющее падение»

Упражнение выполняется следующим образом: дети подходят к ведущему, поворачиваются к нему спиной, говорят своё имя и падают ему на руки. Следует помнить, чтобы при падении дети не подстраховывались. Это упражнение позволяет построить доверительные отношения с ведущим.

  • «Паровозик»

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Один из участников – «паровозик». Его задание – обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем...». Когда «паровозик» собрал всех, учитель может спросить, кого он взял первым и почему.

Это упражнение даёт возможность определить выборы детей.

  • «Маски»

Каждому из участников даётся задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т.д

  • Упражнения на коммуникацию

Детей знакомят с жестами, которые могут передавать информацию без слов. Дети рассуждают с ведущим на тему: можно ли общаться друг с другом, не прибегая к помощи речи? Как это можно сделать? Можно ли через движение, мимику передать эмоциональное состояние человека? Каким образом? Можно ли общаться при помощи музыка, живописи, танца? Можно ли почувствовать настроение композитора, художника через его произведение? И т.д.

  • «Тактильный телефон»

Дети садятся в одну линию. Каждый ребёнок совмещает ладонь с растопыренными пальцами с ладонями правого и левого соседа. Дети пытаются передать соседу слева ту последовательность нажатия пальцами, какую они получили от соседа справа. Первый участник обмениваются мнениями, правильно ли была передана информация, где произошёл сбой.

  • «Сравнения»

Учитель предлагает детям сравнить своих друзей и себя  с каким-либо цветком, деревом, зверюшкой и т.д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.

  • «Ссора»

Двое детей стоят спинами друг к другу и притопывают ногами, руки на поясе или за спиной. Затем – помирились! Берутся за руки, улыбаются, обнимаются.

  • «Через стекло»

Детям предлагается попытаться сказать что-либо друг другу жестами, предварительно представив себе, что мы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные варианты: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «принеси мне стакан воды, я очень хочу пить», «пойдём купаться, вода сегодня очень тёплая» и т.д.

Для агрессивных детей можно предложить настольные игры, которые предусматривают совместную игру. Например, конструктор.

По ходу совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного поведения.

По ходу проведения игр раскрываются секреты общения:

  1. Называй друг друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
  2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
  3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!
  4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
  5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки!

Эти секреты общения регулярно повторяются.

  1.  Рекомендации.

Исходя из результатов исследований, хочется предложить следующие рекомендации для педагогов:

Во-первых, педагог, начинающий работать с группой детей. Должен определить положение, которое занимает каждый ребёнок в группе сверстников. Это даст ему знание о статусной структуре группы и поможет спланировать работу с детьми, состоящими на разных ступеньках статусной лестницы. Важно помнить, что нельзя применять одни и те же методы и приёмы по отношению к детям, которых не признают в группе и к тем, кто пользуется популярностью.

Во-вторых,  необходимо выяснить причины признания и непризнания ребёнка группой. Это позволит наметить программу  работы с каждым отдельным ребёнком и с группой детей, имеющих одинаковое положение в отношениях со сверстниками.

В-третьих, нельзя оставлять без внимания уровень успешности каждого ребёнка в различных видах деятельности, степень сформированности у него различных умений и навыков.

Ведь только взрослый может помочь ребятам увидеть не только красивую внешность, но и красивую душу тех. Кто рядом с ними.

Мудрый Лис из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей не хватает времени, что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому, люди больше не имеют друзей»

А друг должен быть у каждого человека! Особенно у детей.

Именно педагог должен помочь ребёнку получить признание в группе, найти и добиться успешности в деятельности.

Педагог-психолог Ершова Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование родителей. Особенности общения с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

Данное консультирование ориентировано на психологическое просвещение родитетлей обучающихся  4-х классов, с целью ознакомления с основными эмоциональными проявлениями и особенностями поведения в ...

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Разновозрастные особенности общения детей дошкольного возраста в СРЦН

Материал поможет в повседневной деятельности специалистам СРЦН...

Особенности общения со сверстниками у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста

Материал выступления на I Международной научно-практической конференции "Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"...

Особенности общения детей младшего школьного возраста.

Межличностное общение между детьми. Детский коллектив в совместной деятельности . Фомирование коллективных отношений....

«ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЕННОЕ ОБЩЕНИЕ»

Рекомендации психолога  по вопросам воспитания детей...