Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
учебно-методический материал по теме

Гнутова Ирина Валериевна

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой- ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников».

Февраль 2009г.

«Как стать компетентным в общении с родителями».

Подготовила:

Ст.воспитатель

Гнутова И.В.

       

    У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой- ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

        Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие родители тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение : любые трудности разрешимы.

        Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, как он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся партнёрами.

        Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в  семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.

        Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию. Общение будет успешным, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

        Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

        Всё о чём шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

        Что же такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

        Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательном потенциале, специфике взаимодействия, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

        В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки

(личностный компонент)

  1. Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

  1. Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  2. Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с

         родителями.

  1. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент).

  1. О семье.
  2. О воспитательном потенциале семьи.
  3. Об особенностях семейного воспитания.
  4. О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
  5. О методах изучения семьи.
  6. О современных формах организации общения.(приложение№7)
  7. О методах активизации родителей.

Умения и навыки ( деятельностный компонент)

  1.  Умение преодолевать психологический барьер общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  2. Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  3. Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
  4. Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т.д.
  5. Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
  6. Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями , осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
  7.  Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации.
  8.  Проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

       Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

  1. Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
  2. Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их  «помощника».
  3. Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  4. Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  5. В общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие, профессионально значимые качества.
  6. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  7. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  8. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные  формы организации общения и методы активизации  родителей.
  9. Обладает развитыми коммуникативными навыками.

    Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным, и, главное, активно действует.

        Анкета для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями.

1.Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьёй для успешного воспитания ребёнка?

2.Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями с родителями Ваших воспитанников?

3.Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?

4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе  запросы и пожелания родителей?

5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

6. Считаете ли Вы, что делаете всё максимально возможное для достижения сотрудничества  с родителями?

7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?

8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?

9.Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?

       Анкета для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями.

1.Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьёй для успешного воспитания ребёнка?

2.Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями с родителями Ваших воспитанников?

3.Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?

4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе  запросы и пожелания родителей?

5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

6. Считаете ли Вы, что делаете всё максимально возможное для достижения сотрудничества  с родителями?

7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?

8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?

9.Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?

Анкета для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями.

1.Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьёй для успешного воспитания ребёнка?

2.Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями с родителями Ваших воспитанников?

3.Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?

4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе  запросы и пожелания родителей?

5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

6. Считаете ли Вы, что делаете всё максимально возможное для достижения сотрудничества  с родителями?

7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?

8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?

9.Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?

Анкета

         Уважаемый  педагог! Ваше мнение и опыт помогут поиску оптимальных путей построения общения между воспитателями и родителями.

  1. Считаете ли Вы необходимым организацию систематического общения с родителями воспитанников?
  2. Кому, с Вашей точки зрения, - педагогу или родителям принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка- дошкольника?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребёнке  с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5.  Вам предлагают провести общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы  делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников  постоянно задаёт Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое  они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтёте ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других  мнений на этот счёт Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?.

Оценка ответов. ДА- 2очка. ИНОГДА- 1 очко. НЕТ- 0 очков.

Полученные очки суммируются. Так определяется к какой категории относится педагог.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий круглого стола на тему: «В гостях у Этикета»

Цели:- Познакомить с историей возникновения таких вещей как: носовой платок, салфетка, вилка, ложка, расческа, телефон.- Закрепить и углубить знания о вежливости.- Прививать детям  этические норм...

«Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников».

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуетс...

Статья "Этика педагогического общения: педагог-родитель"

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В тоже время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко ...

Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»

План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...

Статья на тему : «Особенности организации воспитателя ГПД с учащимися с ТМНР»

Главная форма организации педагогической-коррекционной деятельности — это индивидуально-коррекционные занятия. Для каждого ребенка выстраивается занятие с принятием во внимание всех особенностей...

Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания.

Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем....

Статья на тему "Особенности работы воспитателя ГПД"

Как построить систему работы начинающему воспитателю ГПД, с чего начинать, на что обратить внимание....