Главные вкладки

    Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»
    методическая разработка

    Карелина Светлана Геннадьевна

    План занятия

    1. Тренинг взаимодействия педагога с родителями:

    - Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.

    - Второй этап посвящен формированию у педагогов навыков бесконфликтного поведения.

    2. Разрешение проблемных ситуаций, связанных со сложностями при взаимодействии с родителями.

    3. Совместное составление «заповедей» взаимодействия педагогов с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trening_rabota_pedagoga_s_roditelyami.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»

    План занятия

    1. Тренинг взаимодействия педагога с родителями:

    - Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.

    - Второй этап посвящен формированию у педагогов навыков бесконфликтного поведения.

    2. Разрешение проблемных ситуаций, связанных со сложностями при взаимодействии с родителями.

    3. Совместное составление «заповедей» взаимодействия педагогов с родителями.

       

    Ход занятия

    Первый этап занятия

    В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель общения с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.

    УПРАЖНЕНИЕ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»

    Цель: познакомить педагогов с азами психологии невербального общения.

    Содержание: каждый участник группы получает карточку со списком различных вербальных проявлений: жесты позы мимика (образец карточки да в приложении 1). Тренер просит участников решить, какие из этих средств, способствуют созданию доброжелательной атмосферы в общении с родителями, какие препятствуют, а какие являются нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей карточке. Можно применять единые условные обозначения, которые даны на карточке.

    Затем группа делится на несколько подгрупп по 4 – 5 человек в каждой, где происходит обмен мнениями. После этого проводится общая групповая дискуссия о целесообразности использования перечисленных на карточке невербальных проявлений при общении педагога с родителями.

    Как правило, в этом упражнении группа редко приходит к единому мнению по поводу некоторых невербальных средств общения. В таком случае участникам каждой из подгрупп предлагается побыть в роли экспертов. Для этого один представитель подгруппы что-нибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить яичницу, и при том демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего участники группы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа приходит к единому мнению.

    Обсуждение: вместо обсуждения тренер может попросить участников подвести итог работы экспертов.

    УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ»

    Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

    Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении 3).

    Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

    Обсуждение: тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, поскольку они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению

    УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛСТОЕ СТЕКЛО»

    Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.

    Содержание: участники делятся на подгруппы по 3-5 человек. Затем тренер знакомит всех с содержанием упражнения. Участникам предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения, каждой подгруппе необходимо донести некую информацию до всех участников. Каждая подгруппа получает от одной до трех карточек (по усмотрению тренера) с различными ситуациями (образцы карточек даны в приложении 2). На подготовку пантомимы уходит обычно от 3 до 10 минут. Участники сами распределяют роли.

    Обсуждение: участники делятся своими впечатлениями, трудностями, с которыми они столкнулись, и находками, которые они сделали в ходе выполнения упражнения. Как правило, это упражнение вызывает много положительных эмоций.

    Подготовила:

    педагог-психолог

    Карелина С.Г.

    Приложение 1.

    Перед Вами список некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов, которые используют педагоги в процессе общения с родителями. Прочтите, пожалуйста, внимательно этот список и решите, полный ли он. Если нет – добавьте, пожалуйста, несколько своих примеров невербального общения.

    Взгляд:

    1. Постоянная легкая улыбка на лице.
    2. Взгляд сверху вниз.
    3. Взгляд «глаза в глаза».
    4. Взгляд в одну сторону.
    5. «Бегающий» взгляд.
    6. Пристальный взгляд в лицо собеседника.
    7. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника.

    Поза, сидя за столом:

    1. Одна рука лежит на столе, другая – «подпирает» щеку.
    2. Руки лежат на столе, при этом пальцы легонько постукивают по поверхности стола.
    3. Руки на столе, жест «пирамида».
    4. Машинальное рисование.

    Позы, сидя в кресле или на стуле:

    1. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику.
    2. Поза «нога на ногу».
    3. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено.
    4. Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой.

    Позы, сидя или стоя:

    1. Руки скрещены на груди.
    2. Руки за спину.
    3. Педагог держит журнал, книгу или любой другой предмет перед собой двумя руками.
    4. Неоднократное использование жеста «указующий перст».
    5. Педагог постоянно поглядывает на часы.
    6. Постоянные вздохи.
    7. Застывшая поза.

    А теперь оцените, пожалуйста, все жесты с точки зрения целесообразности их использования в общении «педагог – родитель» по следующим критериям:

    «+» - жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброжелательной атмосферы;

    «─» -  жесты, позы и мимика, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы;

    «Н» - нейтральные жесты, поза и мимика.

    Приложение 2.

    Приходи ко мне со своей соседкой и собакой на чашечку чая.

    Концерт вчера был замечательным, я сидела в первом ряду.

    Мой сын принес из магазина только банку зеленого горошка.

    Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?

    У меня под окном расцвела сирень.

    Больше всего на свете я люблю пить шампанское, сидя в ванне.

    Я мечтаю сниматься в кино.

    У меня уже болит голова от постоянных телефонных звонков.

    Вчера опоздала на электричку, пришлось идти пешком.

    У меня в квартире такой беспорядок, что ничего не могу найти.

    Полей, пожалуйста, цветы и поставь их на подоконник.

    Давай отметим Новый год в китайском ресторане?

    Твой друг написал мне любовное письмо.

    Вчера прыгала с парашютом, думала, умру со страха.

    Ты пойдешь на дискотеку в субботу?

    У меня такое хорошее настроение, что душа поет

    Вчера посадила на даче картошку, а сегодня георгины.

    Мороженое такое холодное, что зубы ломит.

    Вчера заплатила штраф за превышение скорости.

    Тебе звонила какая-то женщина и сердитым голосом сказала, что перезвонит позже.

    Объелась клубники, не могу пошевелиться.

    Наши соседи всю ночь ругались, а я подслушивала.

    Я влюбилась в нашего завхоза. Помогите, он женат!

    Обожаю кататься на каруселях! А вы?

    Приложение 3

    Ты слишком высокого мнения о себе мнения. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

    Ты никогда никому не помогаешь.

    Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

    Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

    Почему ты на всех смотришь волком?

    С тобой нельзя иметь ни каких деловых отношений.

    Ты как не от мира сего.

    У тебя такой страшный взгляд.

    С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно забудешь.

    У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

    Посмотри, на кого ты похожа!

    Ты слишком много болтаешь ерунды.

    Что ты вечно на всех кричишь?

    У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

    Ты слишком плохо воспитана.

    Ты никогда не занимаешься индивидуальной работой с детьми.

    Ты всегда кричишь и конфликтуешь с коллегами.

    Ты никогда не занимаешься оформлением группы.

    Ты не слишком компетентна в вопросах педагогики.

    Ты не умеешь общаться с детьми.

    Ты никогда не принимаешь участия в общественной жизни.

    У тебя нет педагогического такта.

    Ты не любишь детей.

    Ты никогда не стараешься повышать свой образовательный уровень.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

    У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

    Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

    Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...

    Выступление на педагогическом совете "Общение педагога с родителями"

    Часто общение учителя с родителями характеризуется непонима­нием и взаимными претензиями. Отрицательные чувства родителя, возни­кающие от подобного «общения», не способствуют возникновению ж...

    Статья "Этика педагогического общения: педагог-родитель"

    Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В тоже время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко ...

    Этика педагогического общения: педагог-родитель.

    Школа может создать творческий союз с семьей и существенно повлиять на воспитание подрастающего поколения, поскольку у педагогов и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это...