Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника
статья

Кутазова  Наталья Викторовна

В статье рассматриваются факторы влияния коллектива на формирование личности младшего школьника, основные направления работы по сплочению коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья44.93 КБ
Файл Презентация к статье532.59 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Петербургская школа: яркий мир детства»

Тема выступления: «Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника»

                              Автор:

Кутазова Наталья Викторовна,

                                                                    учитель начальных классов

2018

Воспитание и всестороннее развитие  

личности  должно быть в коллективе и через коллектив.

А. С. Макаренко            

   

         Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением современной теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация.  Что же такое коллектив?

           (Слайд 3)Коллектив - (от латинского collectivus - собирательный) социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых ценностей, общих ценностных ориентаций и общения. Понятие «коллектив» несколько утратило свой первоначальный высокий смысл. Желаемое - видеть все классы и все официально созданные объединения школьников настоящими коллективами - стали зачастую выдавать за действительное. Проводя воспитательную работу, педагог должен стремиться к тому, чтобы человеческие отношения в классах постоянно совершенствовались, постепенно приближались к подлинно коллективистским. Рассчитывать на то, что это произойдет само собой, что абсолютное большинство классов к окончанию школы станут идеальными коллективами, не приходится. В течение учебного года классы, как выяснилось, тоже не стоят в своем развитии на месте.

                 Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным.  Вот почему сверх задачей учителя является формирование и сплочение коллектива. Он должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива - это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». (Слайд 4)

             У самого подножия расположилась станция, «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода - «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу - ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина - «Горящий факел».

- «Песчаная россыпь» - бывает в коллективе, что каждый как песчинка: и вроде все вместе, и а то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

«Мерцающий маяк» - формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью, но иногда не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы.

«Алый парус» - дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

«Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

               Важнейшая задача классного руководителя - обеспечить непрерывный рост коллектива. (Слайд 5)Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед - закон развития и жизни всякого коллектива.

             Психологический климат в коллективе - важнейшее педагогическое условие становления и развития в нем личности воспитанника. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

         Результативность влияния коллектива на личность ребенка определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. Все это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни. Ведь одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. От того, как окружающие относятся к человеку, зависит и его отношение к самому себе.

Самооценка - это стержневая характеристика личности, ее ядро.

 (Слайд 6) Самооценка включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее участие в деятельности коллектива, ее стремление к самовоспитанию. Конечно, самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности индивида. Но все дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку.

              Формирование самооценки ребенка - процесс тонкий, и начинать его надо с формирования коллективного мнения, направленного на благожелательное оценивание личности в соответствии с ее качествами.

Исследования показывают, что психологический климат в группе взаимно зависит от оценок и самооценок:

  • чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга члены коллектива.
  • чем выше люди оценивают друг друга, тем выше самооценки и наоборот.

           Необходимое условие формирования психологического климата в коллективе - это взаимоотношения между учителем и учеником. Они должны «строится» на доверии и уважении. Учитель играет значительную роль в формировании социального статуса ребенка в классном коллектива, а так же формировании эмоциональных оценок учащихся. Особенно это влияние заметно в 1 классе, так как авторитет учителя на данной ступени обучения, непререкаем. Он бывает выше авторитета отца, матери. Оценивая товарищей, первоклассник в большинстве случаев повторяет учительские характеристики. Психологические исследования показывают, что оценки учителем учеников ограничиваются, как правило, тремя показателями:

• успеваемостью,

• дисциплиной

• внешним видом

Зачастую, именно оценка учителя способствует формированию у учащихся представлений о своем товарище. Тем более, «раз учитель так считает, значит, он прав». Учителям необходимо быть очень осторожными в вербальном, эмоциональном оценивании своих учеников.

            Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная учеником Фрейда — Джекобом Морено. Данная методика также позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся, а также зафиксировать уровень сплочённости коллектива,  определить эмоциональное благополучие внутри классного коллектива. Был выбран двойной критерий и учащимся были заданы вопросы:

  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы ты взял с собой?
  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы ты не взял с собой?

Параметрический критерий, определяющий количество выборов: можно взять всех. Результаты, полученные с помощью социометрической процедуры, представлены в виде таблицы. (Слайд 7) По вертикали записываются по номерам фамилии всех учащихся класса; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях «+» - это выбор; «-» соответственно «не выбор».

                  Каждый человек в группе имеет свой социальный статус. Статус - это позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному члену в данной группе. Через особенности этой позиции учащийся в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Статус учащегося в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как степень привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимание с его стороны.

принято выделять следующие категории статусов: (Слайд 8)

· социометрические “звёзды”,

· предпочитаемые,

· пренебрегаемые,

· отверженные и изолированные.

               Данные статусы отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.

Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов группы, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов группы, выбираемый другими популярными членами группы.

Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.

Пренебрегаемые – это члены группы, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов группы. Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов группы.

Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные качества, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов группы.

Изолированными называют тех членов группы, которые как бы не существуют для группы: у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.

                 (Слайд 9) В результате проведенного опроса  (см. приложение 1) среди 29 учащихся 2 класса «звезда» – Григорьева Ксения (социометрический статус 0.75). Пренебрегаемые – Давыдов Е., Здор В.,Нагорнюк С., Николин Е., Шерифов Шамиль. Остальные 23 учащихся с положительным значением социометрического статуса (высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные).

                 По социограмме можно увидеть пары взаимных отвержений (дети дали друг другу отрицательный выбор). Гаврилов-Нагорнюк, Гетте-Николин, Григорьева-Фёдорова, Давыдов-Данилюк, Давыдов-Камоев, Давыдов-Ртищев, Давыдов-Семечев, Давыдов-Фёдоров, Камоев-Ртищев, Николин-Нагорнюк.

            Дети с низким социометрическим статусом относятся к руппе риска по неврозам, аддиктивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.  Такой ребенок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация. Стремление стать своим в коллективе, завоевать уважение одноклассников может подтолкнуть ребенка на непристойные поступки.

Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят к различным негативным последствиям. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности.

Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками, часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы и падает успеваемость. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться.

При решении возникших трудностей в установлении благоприятных межличностных отношений необходима система работы как с отдельной личностью, так и с коллективом в целом. Большую помощь в этом окажет проведение различных групповых занятий , использование примеров из художественной литературы, включение детей с низким социальным статусом в коллективные мероприятия, психологическая поддержка данных учащихся. Главное, что в данной работе потеряют смысл «дежурные» мероприятия, проводимые раз в год.

Основные направления работы по сплочению детского коллектива

  1. Организация совместной деятельности учащихся
  2. Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.
  3. Создание органа внутри коллективного самоуправления.
  4. Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.
  5. Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.
  6. Установка традиций класса.
  7. Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.
  8. Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.

(Слайды 10-14) Рекомендации:

1. Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого учитель планирует воспитательную работу.

2 . Ролевые игры.

Немалое значение имеет обучение школьников умению ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутреннее состояние и переживания. Большую пользу в данном деле оказывают школьникам ролевые игры.

3. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий ( праздники, КТД)

Традиция учащихся нашего класса – это проведение таких праздников как «Рождество», «День Матери», «День летнего именинника» ( и т. Д. по сезонам), «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»,  экскурсии, посещения районной библиотеки и др.

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

4.Особую работу следует вести с " отвергнутыми" детьми.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

5.Работа в группах.        

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

6. Распределение между учащимися поручений.

От  педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классный руководитель должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное -  педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

7.Использование на классных часах психологических игр на сплочение коллектива для детей.

       Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы. Благодаря их проведению, дети учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.  Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.

Игра «Школьный театр»

Ребята делятся на несколько команд, допустим, на две. Одна команда является школьными актёрами, а другая - зрителями. Раздаются карточки с заданиями и они должны изобразить методом инсценировки. При этом актёрам разрешается комментировать свою игру, но только в допустимых количествах, оставляя зрителям место для фантазии и угадывания. Возможно и усложнения хода игры, оставив только немые сцены. До начала выполнения задания актёры и зрители должны договориться, о чём пойдёт речь: в разгадке содержится действие или предмет. Задания могут быть следующими:

  1. Показать, что человек рядом – друг.
  2. Показать удивление.
  3. Показать страх.
  4. Изобразить сцену покупки в магазине чего – либо.
  5. Инсценировать школьный урок.
  6. Показать учителя.
  7. Изобразить какую – нибудь профессию.
  8. Показать ситуацию приёма у врача.
  9. Показать школьную столовую.
  10. Показать зоопарк.
  11. Показать заботу о больном.
  12. Инсценировать поздравление на день рождения.

После загадывания и отгадывания нескольких сценок команды могут меняться ролями и повторить всё сначала, только с другими карточками, т.е. с другими темами инсценировок.  Выполняя данное задание, ребята объединяются во имя общей цели – придумать сценку, найти пути решения задачи – как показать ту или иную тему, чтобы зрители догадались, о чём идёт речь? Эта игра позволяет ребятам проникнуть во внутренний мир друг друга, лучше понять и почувствовать своих одноклассников.

«Тайный друг»
Предложите детям записать имя и фамилию каждого человека на отдельных листочках и свернуть их так, чтобы написанное нельзя было прочитать. Сложите свернутые листочки в коробку и предложите каждому ребенку вытянуть один из них. Попросите детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он вытягивает листочек снова.
Объясните детям, что тот человек, чье имя они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.
Предложите детям нарисовать портрет своего «тайного друга» или написать ему письмо. Через несколько дней попросите детей угадать, кто был их «тайным другом» и проведите с ними беседу о дружбе.

«Волшебный стул»

Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.
Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Для более старших детей предыдущее задание можно изменить.
Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное. 
Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.

«Свеча любви»
Попросите детей встать в круг и раздайте каждому маленькую свечку. Затем зажгите свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.
Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече любви. Из рисунков детей делается выставка.

«Рассказ о друге»

Предложите детям выбрать кого-либо из своих друзей и рассказать о нем, не называя его имени. Если детям трудно самим составить рассказ, предложите им ответить на вопросы:
• Кого больше всего любит ваш друг?
• Что больше всего любит делать ваш друг?
• Какое у него любимое время года?
• Есть ли у него любимые животные?
• Как он любит одеваться?
• Какое хорошее качество есть у вашего друга?
• Какие книги он любит больше всего?
• Какую музыку он любит больше всего? и т.д.
Дети должны угадать имя того, о ком рассказали. 
Предупредите детей, что их рассказ должен быть направлен на положительные черты характера того или иного человека.

«Только хорошее»

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. 
Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

«Любимое качество»

Попросите детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество. 
Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в классе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества. 
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своем классе.

«Колечко красоты»

Скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Узел дружбы»

Ведущий предлагает сесть детям в круг. Протягивает свои руки в центр круга. Дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать.

«Давайте скажем друг другу, как мы скучали, как мы друг друга любим.

Если дети немного затрудняются, может начать учитель

«На что похоже настроение»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше учителю: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?»

Упражнение проводится по кругу. В конце игры дети обобщают – какое же сегодня у сего класса настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д

8.Сказкотерапия.

9. Обсуждение ситуаций, анализ, разыгрывание

Для того чтобы школьники правильно понимали друг друга, надо учить их наблюдательности, умению размышлять над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений, самостоятельно и вместе с товарищами по коллективу находить ответы на трудные вопросы взаимопонимания; уметь ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутреннее состояние и переживание.

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть: от того, как влияет коллектив на ребенка, зависит формирование личности младшего школьника. Поэтому, основные усилия учитель должен направить на то, чтобы коллектив был дружным, сплоченным в учебе, чтобы присутствовала активность в общественных делах, толерантность, привязанность к группе и многое другое. Только тогда коллектив будет влиять на формирование личности с положительной стороны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника Автор: Кутазова Наталья Викторовна, учитель начальных классов, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 164» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Мысль в подарок Воспитание и всестороннее развитие личности должно быть в коллективе и через коллектив . А. С. Макаренко

Слайд 3

Коллектив - (от латинского collectivus - собирательный) социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых ценностей, общих ценностных ориентаций и общения.

Слайд 4

Коллектив Горящий факел Алый парус Мерцающий маяк Мягкая глина Песчаная россыпь

Слайд 5

Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива.

Слайд 6

Самооценка – оценка самого себя своей деятельности положения в коллективе о тношения к другим членам

Слайд 7

Социограмма 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 + - Соц. ст. 1. Андреева + + + + + + + + + + + + + + + 15 0 0.54 2. Васильев + + - + + + - + - + + 8 3 0.18 3.Виноградова + + + + + + + + + + 10 0 0.36 4. Гаврилов + + + + + + + + + - + + + + + - - 14 3 0.39 5.Гётте + + + - - + - + + - - - - + + + - + + 11 8 0.11 6.Горшенева + + + + + - + + + 8 1 0.25 7.Григорьева + + + + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + 22 1 0.75 8.Губин + + + 3 0 0.11 9.Гусев + + + - + + + + 7 1 0.21 10.Давыдов - + - - - - - - - - - - + - + - - - - - - 3 18 -0.54 11.Данилюк + + + - + - + + + 7 2 0.18 12.Здор - - + - + - - - - + - + - + + + + + - + 10 10 0 13.Земсков + + - + + 4 1 0.11 14.Каменева + + + + + + + + - 8 1 0.36 15.Камоев + + + + - + + + + - + + + - + + + - + + 16 4 0.43 16.Кендирбаева + + + + + + + + + 9 0 0.32 17.Кислинская + + + + + + + + + + - + + 12 1 0.39 18.Котин + + + - + + + + + + + + + + + + 15 1 0.5 19.Нагорнюк - - - + - - - - - + - - + + - - - - 4 14 -0.36 20.Николин - - - - - - + - + - - 2 9 -0.25 21.Потапов + + + + + + - + - 7 2 0.18 22.Пшебловская + + - + + + + - + + + + + + + + + 15 2 0.46 23.Ртищев + + + - - - + + + + + + - 9 4 0.18 24.Седаков + + + + + + + + + + + + + + + - + + 17 1 0.57 25.Семечев - - + - - + - + - - + + + + + + - 9 8 0.04 26.Федоров + + + + - + - + - - + + + + + + - + 13 5 0.29 27.Фёдорова + + + + + - + + + + 9 1 0.29 28.Шахнов + + + + + + + + + + + + + + + + - 16 1 0.54 29.Шерифов - + - - + - - - - + + + + + - - 7 9 -0.07 + 10 8 2 9 26 2 18 3 5 5 5 4 7 4 9 12 10 16 11 7 17 23 18 9 11 14 6 10 9 290 - 2 3 1 5 1 5 6 1 3 6 3 3 3 1 5 6 7 8 3 4 1 3 5 3 1 5 16 1 0 111

Слайд 8

Социометрический статус Звёзды Предпочитаемые Пренебрегаемые Отверженные Изолированные

Слайд 9

Результаты социометрического исследования

Слайд 10

Рекомендации: Ввести традицию обратной связи . Ролевые игры.

Слайд 11

Рекомендации: 3. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий ( праздники, КТД)

Слайд 12

Рекомендации: 4. Особую работу следует вести с " отвергнутыми" детьми. 5. Работа в группах.

Слайд 13

Рекомендации: 6 . Распределение между учащимися поручений . 7 . Использование на классных часах психологических игр на сплочение коллектива для детей.

Слайд 14

Рекомендации: 8. Сказкотерапия . 9. Обсуждение ситуаций, анализ, разыгрывание.

Слайд 15

Спасибо з а в нимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

В статье описывается влияние оценки на формирование личности младшего школьника, виды помощи родителей в усвоении учебного материала и этапов формирования самооценки учашихся....

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

    Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе.

Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе....

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника

В данной статье учителя и родители смогут узнать, как школьная оценка влияет на формирование личности ребёнка....

Влияние ученья на развитие личности младшего школьника

Влияние ученья на развитие личности младшего школьника...