Влияние ученья на развитие личности младшего школьника
статья

Куфаева Татьяна Сергеевна

Влияние ученья на развитие личности младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние ученья на развитие личности младшего школьника

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений:

  • биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур
  • психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга.

Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. Уильям Льюис Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Жан Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Уильям Джеймс, Эдвард Ли Торндайк).

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Курт Коффка и др.).

Эту существенно новую идею выдвинул Лев Семёнович Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой.

В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С. Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности.

Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными, а также в достаточной степени обобщенными.

В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами:

  1. обобщение учащимися своего опыта;
  2. осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития;
  3. соблюдение этапов самого процесса развития личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние ученья на развитие личности младшего школьника МБОУ «СОШ №30», у читель нач. кл . Острякова Т.С.

Слайд 2

Обучение широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Слайд 3

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ (УМСТВЕННОЕ)

Слайд 4

Уильям Льюис Штерн (1871 – 1938 гг.) Обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. Жан Вильям Фриц Пиаже́ (1896 – 1980 гг.) Умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс.

Слайд 5

Уровни умственного развития ребёнка Уровень актуального развития. Зона ближайшего развития. Лев Семёнович Выготский (1896 – 1934 гг.)

Слайд 6

Факторы развития личности в процессе обучения: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности .

Слайд 7

Список литературы Выготский Л.С . Психология развития. Избранные работы // Л.С. Выготский – М.: Юрайт , 2018. – 282 с . https://pegas.bsu.edu.ru/mod/resource/view.php?id=456234

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Влияние учения на развитие личности

 Ученье и умственное развитие находятся в неизмеримо более сложных отношениях, чем это обычно предполагается.  Л.С. Выготский для демонстрации высказанного положения условно делил дет...

Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника

В статье рассматриваются факторы влияния коллектива на формирование личности младшего школьника, основные направления работы по сплочению коллектива....

Влияние семьи на становление личности младшего школьника

Влияние семьи на становление личности младшего школьника...

Конспект консультации для родителей: Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности младшего школьника

Конспект консультации для родителей: Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности младшего школьника...

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...