Рабочая программа по учебному курсу "Будущий отличник".
рабочая программа (1, 2 класс)

Рабочая программа разработана для 1 - 2 классов, на основе Авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_kurs_budushchiy_otlichnik_12_klass_2018-2019.docx57.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Аннинский Лицей»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению НМС МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»

Председатель НМС / эксперт

___________Куренкова В.В.

 подпись                  ФИО

протокол №1 от 28.08.2018 г

                                                                                      

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»

_________   Муратова О.В.

  подпись                                    ФИО

30.08.2018 г

  дата                                        

«Утверждаю»                              

Директор МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»

_____________Н.О.Корнилова                                      

приказ №48/6 от 03.09.2018 г.                                   

                                           

Рабочая программа

учебного курса

«Будущий отличник»

для I, II классов

Составитель: учитель начальных классов,

 Белокопытова Марина Николаевна

п.г.т.Анна

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

Рабочая программа учебного курса «Будущий отличник» разработана на основе:

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015г. №1/15);
  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»;
  • Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 N 42729);
  • Авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».

Цель программы: развитие познавательных способностей детей через систему развивающих упражнений.

Задачи: 1. Развивать различные виды памяти, внимания, воображения.

   2. Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данный учебный курс по выбору содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа  учебного курса «Будущий отличник» рассчитана на регулярное еженедельное проведение занятий, 1 час в неделю, со сменными группами учащихся первых и вторых классов.

I класс: 3 четверть – 10 ч, 4 четверть – 8 ч.

II класс: 2 четверть – 7 ч, 3 четверть – 10 ч, 4 четверть – 8 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2017. –  48 с.
  2. Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2017. –  56 с.
  3. Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). Методическое пособие, 1 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2017. – 198 с.
  4. Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет). Методическое пособие, 2 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2017. – 256 с.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  • способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
  • осознание учеником роли знаний в жизни человека;
  • овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
  • выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развитие умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • осмысливать поступки героев произведений, сравнивать их со своими собственными поступками;
  • осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • определять и формулировать цель деятельности;  
  • проговаривать последовательность действий;
  • высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
  • работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;
  • отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления;
  • контролировать процесс, и результаты деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в процесс деятельности;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения;
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);
  • корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок.

Коммуникативные

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
  • слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости;
  • общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • слушать и отвечать на вопросы;
  • читать и пересказывать текст
  • высказывать свою точку зрения;
  • делить полномочия в группе при планировании групповой работы.
  • выражать свои мысли;
  • доказывать свою точку зрения;
  • учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;
  • уважать своё и чужое мнение;
  • слышать и слушать партнёра;
  • контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.

Познавательные

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • делать обобщения, выводы;
  • проявлять желание больше узнать;
  • сравнивать, классифицировать предметы;
  • анализировать текст, выделять в нем основную мысль;
  • размышлять над нравственными ценностями «терпение», «забота о ближнем»;
  • проявлять инициативу в учении и познавательной активности;
  • выполнять задачи, не имеющие однозначного решения;
  • применять знания в новой ситуации.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающийся научится:

  • находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  • называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор; 
  • находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам;
  • находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
  • уметь определять причинно – следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
  • выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  • называть положительные и отрицательные качества характера;
  • проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
  • соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль;
  • пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
  • составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
  • выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
  • выказывать своё отношение к происходящему;
  • уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
    делать выводы, простейшие умозаключения;
    решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание программы курса «Будущий отличник» можно разделить на несколько разделов:

1. Тренировка психических процессов»: на каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. 

2. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

3. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

4. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения  выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

5. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

6. Задачи геометрического характера - занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

7. Нестандартные задачи логического характера - систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

8. Нестандартные задачи алгебраического характера - активное восприятие и понимание математических законов, формирование мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

 9. Игры Зака А.А. - знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

I класс

3 четверть (10 ч)

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

3 ч

4 ч

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

2

2

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

2

1

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

2

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

1

Всего:

10 ч

8 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

II класс

2 четверть (7 ч)

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

2 ч

3 ч

4 ч

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

1

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

2

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

2

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

1

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

2

1

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

1

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

1

1

Всего:

7 ч.

10 ч.

8 ч.


Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала

по курсу «Будущий отличник» для I классов на  2018-2019 учебный год.

Учитель: Белокопытова М.Н.

№ урока

Дата урока

Тема урока

 (тип урока)

Пункт или страницы учебника

Формы организации неаудиторных занятий

Формы контроля

план

факт

3 четверть (10 ч.)

 Неаудиторные занятия – 10ч. - 100%

1

Вводное занятие. Первый раз в первый класс. Тест. УРК

1-3

круглый стол

тест

2

Задания трёх поросят. ОНЗ

6-7

урок- соревнование

текущий

3

Играем в «ромашку». ОНЗ

10-11

урок-игра

текущий

4

По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят». ОНЗ

12-13

урок-сказка

текущий

5

Рисуем яблоньку. ОНЗ

14-15

урок-игра

текущий

6

Геометрический магазин. ОНЗ

16-17

урок - исследование

текущий

7

Шкатулка с сюрпризом. ОНЗ

22-23

урок-игра

текущий

8

В гостях у Знайки. ОНЗ

27-29

урок-путешествие

текущий

9

«Прикольные задания». Р

36-38

урок - викторина

текущий

10

Цепочка занимательных заданий. Тест. ОК

43-47

урок- соревнование

итоговый

4 четверть (8 ч.)

 Неаудиторные занятия – 8ч. - 100%

1

Вводное занятие. Первый раз в первый класс. Тест. УРК

1-3

круглый стол

тест

2

Задания трёх поросят. ОНЗ

6-7

урок- соревнование

текущий

3

Играем в «ромашку». ОНЗ

10-11

урок-игра

текущий

4

По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят». Рисуем яблоньку. ОНЗ

14-15

урок-сказка

текущий

5

Геометрический магазин. ОНЗ

16-17

урок - исследование

текущий

6

Шкатулка с сюрпризом.  В гостях у Знайки. ОНЗ

22-23

урок-игра

текущий

7

«Прикольные задания». Р

36-38

урок - викторина

текущий

8

Цепочка занимательных заданий. Тест. ОК

43-47

урок- соревнование

итоговый

8

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала

по курсу «Будущий отличник» для II классов на  2018-2019 учебный год.

Учитель: Белокопытова М.Н.

№ урока

Дата урока

Тема урока

 (тип урока)

Пункт или страницы учебника

Формы организации неаудиторных занятий

Формы контроля

план

факт

2 четверть (7 ч.)

 Неаудиторные занятия – 7 ч. - 100%

1

Входной тест. Кое-что о школе.  Как из рога изобилия. ОК

5-10

круглый стол

тест

2

Сказочный  листопад.  Развиваем воображение и фантазию. ОНЗ

15-19

урок - диалог

текущий

3

Бьём баклуши. Курам на смех. Засучив рукава. ОНЗ

23-26

мини-диспут

текущий

4

Учимся быть внимательными и заботливыми. ОНЗ

47-48

урок - практикум

текущий

5

Сундучок занимательных заданий. Симметрия. По тропинкам математики. ОНЗ

52-56

урок - исследование

текущий

6

Учимся быть честными. Учимся управлять своими чувствами. ОНЗ

4-9

урок-игра

текущий

7

На загадочной волне. Загадочки - загадки для умственной зарядки. Сказки А. С. Пушкина. Тест. ОК

19-21

33-37

урок - викторина

итоговый

3 четверть (10 ч.)

Неаудиторные занятия – 10 ч. - 100%

1

Входной тест. Кое-что о школе.  Как из рога изобилия. ОК

5-10

Круглый стол

тест

2

Сказочный  листопад.  Развиваем воображение и фантазию. ОНЗ

15-19

урок - диалог

текущий

3

Бьём баклуши. Курам на смех. Засучив рукава. ОНЗ

23-26

Мини-диспут

текущий

4

Цветочная угадай-ка. ОНЗ

33-35

проект

текущий

5

Учимся быть внимательными и заботливыми. ОНЗ

47-48

урок - практикум

текущий

6

Сундучок занимательных заданий. Симметрия. ОНЗ

52-56

урок - исследование

текущий

7

По тропинкам математики. ОНЗ

36-38

урок-игра

текущий

8

Учимся быть честными. Учимся управлять своими чувствами. ОНЗ

4-9

урок-путешествие

текущий

9

На загадочной волне. Загадочки - загадки для умственной зарядки. Сказки А. С. Пушкина. ОНЗ

19-21

33-37

урок - викторина

текущий

10

Согласись или поспорь со мной. Тест. ОК

54-56

урок- соревнование

итоговый

4 четверть (8 ч.)

Неаудиторные занятия – 8 ч. - 100%

1

Входной тест. Кое-что о школе.  Как из рога изобилия. ОК

5-10

круглый стол

тест

2

Сказочный  листопад.  Развиваем воображение и фантазию. ОНЗ

15-19

урок - диалог

текущий

3

Бьём баклуши. Курам на смех. Засучив рукава. ОНЗ

23-26

мини-диспут

текущий

4

Учимся быть внимательными и заботливыми. ОНЗ

47-48

урок - практикум

текущий

5

Сундучок занимательных заданий. Симметрия. По тропинкам математики. ОНЗ

52-56

урок - исследование

текущий

6

Учимся быть честными. Учимся управлять своими чувствами. ОНЗ

4-9

урок-игра

текущий

7

На загадочной волне. Загадочки - загадки для умственной зарядки. Сказки А. С. Пушкина. ОНЗ

19-21

33-37

урок - викторина

текущий

8

Согласись или поспорь со мной. Тест. ОК

54-56

урок- соревнование

итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...