Рабочая программа по внеурочной деятельности практикум «Необычное в обычном» Направление «общеинтеллектуальное» 2 класс
проект (2 класс)
Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
Рассмотрено на заседании ШМС Протокол №1 от 31.08.2017 | Согласовано Зам. директора по ВР ____О.В. Ядрышникова 31 августа 2017 года | Утверждено Приказом директора Салемальской школы-интерната от г.№ _______И.А. Огородникова |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
практикум «Необычное в обычном»
Направление «общеинтеллектуальное»
2 класс
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов | Количество часов в год |
40 минут | 1 раз | 1 час | 34 часа |
Педагог: Волкова Наталья Павловна, учитель начальных классов |
Салемал, 2017г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Необычное в обычном» разработана на основе программы «Необычное в обычном. Рабочая программа курса внеурочной деятельности с применением электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий / под ред. Н. Г. Коновой. - Томск: АНО ДПО «Открытый молодёжный университет».
Программа «Необычное в обычном» (далее - Программа) предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуального развития учащихся 2 класса.
Программа обеспечена учебно-методическим комплексом (УМК), который состоит из технологических карт занятий, интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, методических рекомендаций, и системой сопровождения всех участников образовательного процесса. Возрастающие требования к инновационной составляющей современного техникотехнологического развития России делают актуальными формирование мотивации детей и молодёжи к интеллектуальному развитию и научно-техническому творчеству, поддержку их исследовательской деятельности, реализацию собственных идей и задумок учащихся, формирование проектного и технического мышления.
Программа является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, начиная от стимулирования исследовательского интереса, развития понятийного мышления и когнитивных способностей, развития абстрактно-логического и образного мышления.
Актуальность. Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.
Новизна. Многолетний опыт работы по созданию мотивирующей интерактивной информационно-образовательной среды для начальной школы позволил создать пространство, в которое вовлечены все участники образовательных отношений: родитель, обучающийся и учитель. В связи с этим разработан полный комплект учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивный электронный учебник, рабочие тетради, планы конспектов занятий, кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций) и образовательно-игровые порталы. Программа состоит из содержательных блоков, обеспечивающих полное погружение обучающихся в игровую атмосферу и позволяющих на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, раскрывать их интересы, развивать мышление, формировать навыки исследовательской деятельности и навыки решения открытых творческих задач, создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.
Целью Программы является побуждение и закрепление творческого отношения к окружающей действительности, выражающееся в активной исследовательской, а затем и научнотехнической (изобретательской) деятельности.
Задачи:
1. Развитие познавательного и исследовательского интереса, формирование мотивации к исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству.
2. Развитие понятийного мышления и когнитивных способностей.
3. Удовлетворение важных потребностей учащихся - в уважении, признании, общественном одобрении, возможности реализовать свои способности, сохранении и повышении самооценки, в активной деятельности.
4. Достижение метапредметных результатов, освоение универсальных учебных действий через опору на предметные аспекты информационно-образовательной среды и практическое взаимодействие с её технологиями.
5. Развитие у разных субъектов информационно-образовательной среды - детей, педагогов, родителей - навыков организации и осуществления сотрудничества в совместной деятельности.
Связь содержания программы
с другими предметами
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей.
В содержании Программы рассматриваются аспекты из разных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Труд», «Изобразительное искусство», «Математика».
Особенности реализации программы
Занятия проводятся в разнообразных формах, в которых новые знания детей возникают в результате совместной творческой деятельности обучающихся и педагога;
В основе программы - единый игровой сюжет, погружению в атмосферу которого способствует «общение» с озвученными персонажами, а также оригинальная графика интерактивного электронного учебника и портала.
Погружение задаёт иной стиль общения и правильно организованное занятие может стать событием в жизни учащихся, шансом для многих проявить свои таланты и способности, не находящие выход в рамках обычного урока.
Описание места программы в учебном плане
Занятия по программе проходят вне учебных занятий во второй половине дня. На изучение программы отводится 1 ч в неделю (34 ч. - во 2 классе (34 учебных недели).
Программа внеурочной деятельности основывается на принципах доступности, системности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности.
Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники на основе программы «Необычное в обычном» закрепляют и углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий по данной программе с изучаемыми предметами поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию обучения.
Принцип системности. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Принцип диалогичности. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.
Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего школьника в детско-взрослых коллективах, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.
Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности, развёртываемой в логике замысел - реализация - рефлексия. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
Методическая основа занятий - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
К концу учебного года у выпускника предполагается формирование и развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности по направлению научно-технического творчества, изобретательства; формирование ценностного отношения к окружающему миру.
Регулятивные: формирование умения формулировать цель деятельности, планировать пути её достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование умений удерживать правила, инструкции во времени, следовать простейшим алгоритмам, прогнозировать возможные варианты ответа.
Познавательные: формирование умения осмыслять и интерпретировать информацию, выделять главное, фиксировать выводы в словесной, изобразительной, схематичной, модельной формах; умения решать проблемные познавательные задачи, видеть их в системе взаимосвязей с разными факторами; умения оценивать свою деятельность.
Коммуникативные: формирование умения организовывать деятельность внутри группы с распределением между собой ролей, умения слушать и понимать собеседника, осознавать и аргументировать своё мнение.
В технологических картах всех форм занятий Программы указаны УУД, формируемые на этапах занятий.
Личностными результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, уменияпреодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать свойства, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- как работать с учебной программой в копьютере;
- функциональные отношения между понятиями;
- закономерности и проводить аналогии.
- как отличать верно выполненное задание от неверного.
Уметь:
-делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, интернет ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать химические и физические свойства.
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Формы занятий:
В программе предусмотрены разные формы организации деятельности:
. в классе:
. занятия-исследования, занятия-путешествия, тематические (настольные) игры, викторины;
. в школе, за пределами школы: внеклассные мероприятия, в том числе в формате посвящений, праздников; образовательные экспедиции и др.
. дома: самостоятельная деятельность на портале.
Занятия в классе
Занятие в классе предполагает чередование различных видов деятельности: выполнение заданий на бумажном носителе (рабочая тетрадь), выполнение заданий и работу с интерактивным электронным учебником, творческую деятельность. Выполнение заданий происходит индивидуально и в парах, в парах и группах. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения предусмотрены физкультминутки.
На основе предоставляемых к занятиям дополнительных материалов можно организовать проектную и творческую деятельность в классе, либо вместе с родителями провести домашние эксперименты или подготовиться к творческому мероприятию в классе.
Игровая деятельность в классе реализуется в Программе с использованием интерактивного электронного учебника.
Самостоятельная деятельность учащихся на портале.
Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется с использованием образовательно-игровых порталов:
1 класс - «Кувырком» (Kuvirkom.com).
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом, администрацией.
5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные А.Г. Асмоловым, Н.А. Криволаповой, О.А. Холодовой.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения.
Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Содержание курса
Введение в программу.
Знакомство с содержанием курса, интерактивный электронный учебник. Рабочая тетрадь.
Игровой образовательный портал «Кувырком».
Раздел 1. Природа и естествознание.
Природные явления и жизнь животных в различных условиях. Особенности человека и создаваемых им продуктов. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».
Раздел 2. Гуманитарная сфера
Спортивные достижения и любимые литературные произведения. Персонажи сказок и русские богатыри. Традиции встречи праздников и их истоки. Как оформить и создать своё портфолио. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».
Раздел 3. Математика и техника.
Особенности числа «3». Известные нам системы счёта и меры веса и длины. Что такое головоломки, для чего они нужны и кому полезны. Время и часы. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».
Раздел 4. Художественно-изобразительное.
Знакомство с понятием «мода» и её историей. Какие узоры бывают и для чего служат. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».
Праздник Портфолио
Сценарий включает: подготовку и проведение выставки творческих работ учеников, выполненных в течение учебного года; выполнение творческих заданий и присвоение номинаций;
создание общего портфолио класса; чаепитие; вручение сертификатов ученикам.
Посвящение в исследователи.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Выпускник научится: | |
Выполненять задания и работу с интерактивным электронным учебником, заниматься творческой деятельностью. Выполненять задания индивидуально и в парах, в парах и группах. | - активно использовать метод проектов, самостоятельно выбирать темы (подтем) проекта, приобретению опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
|
Получит возможность научиться | |
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. - осуществлять проектную деятельность | - получать самостоятельный социальный опыт. - участвовать в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. |
Учебно-тематический план (2 класс)
№ | Раздел, тема | Количество часов | Из них | Виды деятельности обучающегося | |
теор. | прак. | ||||
Раздел1. Природа и естествознание | |||||
Различают предметы по цвету, форме, размеру. Описывают то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составляют и преобразовывают фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различают главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделяют закономерности, завершать схемы. Анализируют ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называют предметы по описанию. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание Объясняют значение слов и выражений. Составляют загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Демонстрируют целенаправленное и осмысленное наблюдение. Демонстрируют чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Анализируют ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называют предметы по описанию. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание Объясняют значение слов и выражений. Составляют загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Демонстрируют целенаправленное и осмысленное наблюдение. | |||||
1 | 1.1. Успевайка | 1 | 1 | ||
2 | 1.2. Пикник | 1 | 1 | ||
3 | 1.3. Карта желаний | 1 | 1 | ||
4 | 1.4. Моя семья | 1 | 1 | ||
5 | 1.5. Фотокросс | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Мир вокруг меня. Внимание к разнообразию животного мира. Ценность жизни на земле | |||||
6 | 2.1. Зарождение жизни | 1 | 1 | ||
7 | 2.2. Всюду - жизнь! | 1 | 1 | ||
8 | 2.3. Необычные животные | 1 | 1 | ||
9 | 2.4. Внеклассное мероприятие «Животные мира. Осень» | ||||
Раздел 3. Праздники и подарки в нашей жизни. Внимание к близким через организацию событий | |||||
10 | 3.1. Праздник в доме | 1 | 1 | ||
11 | 3.2. Подарки | 1 | 1 | ||
12 | 3.3. Рождество | 1 | 1 | ||
13 | 3.4. Игрушки | 1 | 1 | ||
14 | 3.5. Внеклассное мероприятие «Животные мира. Зима» | 1 | 1 | ||
Раздел 4. Мир творчества. Внимание к деталям, искусство наблюдения | |||||
15 | 4.1. Декорирование | 1 | 1 | ||
16 | 4.2. Карвинг | 1 | 1 | ||
17 | 4.3. Фотография | 1 | 1 | ||
18 | 4.4. Письма и открытки | 1 | 1 | ||
19 | 4.5. Внеклассное мероприятие «Кни-га своими руками» | 1 | 1 | ||
Раздел 5. Мир техники. Технический прогресс и профессии будущего | |||||
20 | 5.1. Автомобили | 1 | 1 | ||
21 | 5.2. Водные суда | 1 | 1 | ||
22 | 5.3. Летательные аппараты | 1 | 1 | ||
23 | 5.4. Роботы | 1 |
| 1 | |
24 | 5.5. Внеклассное мероприятие «Я выбираю профессию» | 1 | 1 | ||
Раздел 6. «Старый» мир. История и культура, пространство и время | |||||
25 | 6.1. Русские полководцы | 1 | 1 | ||
26 | 6.2. Звёзды и созвездия | 1 | 1 | ||
27 | 6.3. Древнее оружие | 1 |
| 1 | |
28 | 6.4. Памятники культуры | 1 | 1 |
| |
29 | 6.5. Внеклассное мероприятие «Исторический экскурс “Древний мир”» | 1 | 1 | ||
Раздел 7. Мир слова. Внимание к изучению знаковых символов, слов и их значений | |||||
30 | 8.1. Необычное на столе | ||||
31 | 8.2. Русский национальный ко-стюм | ||||
32 | 8.3. Деньги | ||||
33 | 8.4. Этикет | ||||
34 | 8.5. Внеклассное мероприятие «Праздник достижений |
Материально-техническое обеспечение
В состав учебно-методического комплекта (УМК) Программы входит:
Интерактивный электронный учебник для работы в классе (4 шт.: один учебник на один курс).
Технологические карты занятий в классе, включая комплекты дидактических мате- риалов и методические рекомендации для учителя.
Рабочие тетради для каждого учащегося (одна тетрадь на один курс).
Образовательно-игровые порталы.
Литература для учителя:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2011.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010. — 223 с. (Стандарты второго поколения)
- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 80 с. (Работаем по новым стандартам)
- Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // П. В. Степанов. URL:
http://www.openclass.ru/node/221595.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. — 2-е изд., перераб. — М., 2010.
- М. К. Господникова, Н. Б. Полянина, Е. И. Самохвалова. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. — Волгоград : 2009.
Список рекомендуемых интернет-ресурсов
- http://vneurochka.ru/ — информационно-образовательный ресурс.
- http://internika.org/ — Открытое педагогическое объединение «ИнтерНика».
- http://nsportal.ru/ — социальная сеть работников образования.
- http://kuvirkom.com/ — образовательно-игровой портал «Кувырком».
Смета на 1 ученика
Наименование | Количество |
Бумага А 4 | 1 |
Ватман Клей гуашь | 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-291177-1420366730.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Страна Здоровья» (спортивно-оздоровительное направление) 1-4 класс
Данная программа является комплексной прграммой по формированию культуры здоровья обучающихся. способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/06/picture-703515-1446794517.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» обще интеллектуальное направление, 1 класс
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Занимательный русский язык» для 1 класса на 2016-2017 учебный год составлена в соответствии с Ф...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1409511-1666617252.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»: (социальное направление) 2 класс
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1409511-1666617252.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/06/picture-609665-1554565452.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление)
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с тр...