Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности практикум «Необычное в обычном» Направление «общеинтеллектуальное» 2 класс
    проект (2 класс)

    Волкова Наталья Павловна

    Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

    Рассмотрено

    на заседании ШМС

    Протокол №1 от 31.08.2017

    Согласовано

    Зам. директора по ВР

    ____О.В. Ядрышникова

    31 августа 2017 года

    Утверждено

    Приказом директора

    Салемальской школы-интерната

    от

    г.№

    _______И.А. Огородникова

    Рабочая программа по внеурочной деятельности

    практикум «Необычное в обычном»

    Направление «общеинтеллектуальное»

    2 класс

    Продолжительность занятия

    Периодичность в неделю

    Количество часов

    Количество часов в год

    40 минут

    1 раз

    1 час

    34 часа

    Педагог:

    Волкова Наталья Павловна,

    учитель начальных классов

                                                                         

                                                                                    

                                                                                                       

    Салемал, 2017г.

    Пояснительная записка

                 Программа внеурочной деятельности «Необычное в обычном» разработана на основе программы «Необычное в обычном. Рабочая программа курса внеурочной деятельности с применением электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий / под ред. Н. Г. Коновой. - Томск: АНО ДПО «Открытый молодёжный университет».

      Программа «Необычное в обычном» (далее - Программа) предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуального развития учащихся 2  класса.  

    Программа обеспечена учебно-методическим комплексом (УМК), который состоит из технологических карт занятий, интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, методических рекомендаций, и системой сопровождения всех участников образовательного процесса. Возрастающие требования к инновационной составляющей современного техникотехнологического развития России делают актуальными формирование мотивации детей и молодёжи к интеллектуальному развитию и научно-техническому творчеству, поддержку их исследовательской деятельности, реализацию собственных идей и задумок учащихся, формирование проектного и технического мышления.

    Программа является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся   и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, начиная от стимулирования исследовательского интереса, развития понятийного мышления и когнитивных способностей, развития абстрактно-логического и образного мышления.

    Актуальность. Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.

    Новизна. Многолетний опыт работы по созданию мотивирующей интерактивной информационно-образовательной среды для начальной школы позволил создать пространство, в которое вовлечены все участники образовательных отношений: родитель, обучающийся и учитель. В связи с этим разработан полный комплект учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивный электронный учебник, рабочие тетради, планы конспектов занятий, кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций) и образовательно-игровые порталы. Программа состоит из содержательных блоков, обеспечивающих полное погружение обучающихся в игровую атмосферу и позволяющих на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, раскрывать их интересы, развивать мышление, формировать навыки исследовательской деятельности и навыки решения открытых творческих задач, создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

    Целью Программы является побуждение и закрепление творческого отношения к окружающей действительности, выражающееся в активной исследовательской, а затем и научнотехнической (изобретательской) деятельности.

    Задачи:

    1. Развитие познавательного и исследовательского интереса, формирование мотивации к исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству.

    2. Развитие понятийного мышления и когнитивных способностей.

    3. Удовлетворение важных потребностей учащихся - в уважении, признании, общественном одобрении, возможности реализовать свои способности, сохранении и повышении самооценки, в активной деятельности.

    4. Достижение метапредметных результатов, освоение универсальных учебных действий через опору на предметные аспекты информационно-образовательной среды и практическое взаимодействие с её технологиями.

    5. Развитие у разных субъектов информационно-образовательной среды - детей, педагогов, родителей - навыков организации и осуществления сотрудничества в совместной деятельности.

    Связь содержания программы

    с другими предметами

      Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей.

    В содержании Программы рассматриваются аспекты из разных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Труд», «Изобразительное искусство», «Математика».

    Особенности реализации программы

    Занятия проводятся в разнообразных формах, в которых новые знания детей возникают в результате совместной творческой деятельности обучающихся и педагога;

    В основе программы - единый игровой сюжет, погружению в атмосферу которого способствует «общение» с озвученными персонажами, а также оригинальная графика интерактивного электронного учебника и портала.

     Погружение задаёт иной стиль общения и правильно организованное занятие может стать событием в жизни учащихся, шансом для многих проявить свои таланты и способности, не находящие выход в рамках обычного урока.

            Описание места программы в учебном плане

    Занятия по программе проходят вне учебных занятий во второй половине дня. На изучение программы отводится 1 ч в неделю (34 ч. - во 2 классе (34 учебных недели).

    Программа внеурочной деятельности основывается на принципах доступности, системности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности.

    Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники на основе программы «Необычное в обычном» закрепляют и углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий по данной программе с изучаемыми предметами поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию обучения.

    Принцип системности. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

    Принцип диалогичности.  В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.

    Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего школьника в детско-взрослых коллективах, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.

    Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности, развёртываемой в логике замысел - реализация - рефлексия. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

    Методическая основа занятий - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты

    К концу учебного года у выпускника предполагается формирование и развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Личностные: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности по направлению научно-технического творчества, изобретательства; формирование ценностного отношения к окружающему миру.

    Регулятивные: формирование умения формулировать цель деятельности, планировать пути её достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование умений удерживать правила, инструкции во времени, следовать простейшим алгоритмам, прогнозировать возможные варианты ответа.

    Познавательные: формирование умения осмыслять и интерпретировать информацию, выделять главное, фиксировать выводы в словесной, изобразительной, схематичной, модельной формах; умения решать проблемные познавательные задачи, видеть их в системе взаимосвязей с разными факторами; умения оценивать свою деятельность.

    Коммуникативные: формирование умения организовывать деятельность внутри группы с распределением между собой ролей, умения слушать и понимать собеседника, осознавать и аргументировать своё мнение.

    В технологических картах всех форм занятий Программы указаны УУД, формируемые на этапах занятий.

    Личностными результаты:

    -развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    -развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, уменияпреодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;

    -воспитание чувства справедливости, ответственности;

    -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.

    Метапредметные результаты:

    - учиться работать по предложенному учителем плану.

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    - слушать и понимать речь других.

    - читать и пересказывать текст.

    - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметные результаты:
    -обобщать, делать несложные выводы;

    -классифицировать свойства, предметы;

    -определять последовательность событий;

    -судить о противоположных явлениях;

    -давать определения тем или иным понятиям;

    Предметными результатами изучения курса  является формирование следующих знаний и умений:

    Знать:

     -  как работать с учебной программой в копьютере;

     -  функциональные отношения между понятиями;

     -  закономерности и проводить аналогии.  

     -  как отличать верно выполненное задание от неверного.

    Уметь:

    -делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. - Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, интернет ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    - перерабатывать полученную информацию

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  химические и физические свойства.

    -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Формы занятий: 

    В программе предусмотрены разные формы организации деятельности:

    . в классе:

    . занятия-исследования, занятия-путешествия, тематические (настольные) игры, викторины;

    . в школе, за пределами школы: внеклассные мероприятия, в том числе в формате посвящений, праздников; образовательные экспедиции и др.

    . дома: самостоятельная деятельность на портале.

    Занятия в классе

    Занятие в классе предполагает чередование различных видов деятельности: выполнение заданий на бумажном носителе (рабочая тетрадь), выполнение заданий и работу с интерактивным электронным учебником, творческую деятельность. Выполнение заданий происходит индивидуально и в парах, в парах и группах. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения предусмотрены физкультминутки.

    На основе предоставляемых к занятиям дополнительных материалов можно организовать проектную и творческую деятельность в классе, либо вместе с родителями провести домашние эксперименты или подготовиться к творческому мероприятию в классе.

    Игровая деятельность в классе реализуется в Программе с использованием интерактивного электронного учебника.

    Самостоятельная деятельность учащихся на портале.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется с использованием образовательно-игровых порталов:

    1 класс - «Кувырком» (Kuvirkom.com).

    Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

     1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.

    2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

    3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

    4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом, администрацией.

    5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные А.Г. Асмоловым, Н.А. Криволаповой, О.А. Холодовой.

    6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения.

               Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

    Содержание курса

    Введение в программу.

    Знакомство с содержанием курса, интерактивный электронный учебник. Рабочая тетрадь.

    Игровой образовательный портал «Кувырком».

    Раздел 1. Природа и естествознание.

    Природные явления и жизнь животных в различных условиях. Особенности человека и создаваемых им продуктов. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

    Раздел 2. Гуманитарная сфера

    Спортивные достижения и любимые литературные произведения. Персонажи сказок и русские богатыри. Традиции встречи праздников и их истоки. Как оформить и создать своё портфолио. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

    Раздел 3. Математика и техника.

    Особенности числа «3». Известные нам системы счёта и меры веса и длины. Что такое головоломки, для чего они нужны и кому полезны. Время и часы. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

    Раздел 4. Художественно-изобразительное.

    Знакомство с понятием «мода» и её историей. Какие узоры бывают и для чего служат. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

    Праздник Портфолио

    Сценарий включает: подготовку и проведение выставки творческих работ учеников, выполненных в течение учебного года; выполнение творческих заданий и присвоение номинаций;

    создание общего портфолио класса; чаепитие; вручение сертификатов ученикам.

    Посвящение в исследователи.

    Планируемые результаты  освоения обучающимися

    программы внеурочной деятельности

    Выпускник научится:

      Выполненять задания и работу с интерактивным электронным учебником, заниматься творческой деятельностью. Выполненять задания   индивидуально и в парах, в парах и группах.

     - активно использовать метод  проектов, самостоятельно выбирать  темы (подтем) проекта, приобретению опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

     

    Получит возможность научиться

     - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

     - осуществлять проектную деятельность

    - получать  самостоятельный социальный  опыт.  

    - участвовать в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

                                          Учебно-тематический план  (2 класс)

     Раздел, тема

    Количество

    часов

    Из них

    Виды деятельности обучающегося

    теор.

    прак.

    Раздел1. Природа и естествознание

     Различают  предметы по цвету, форме, размеру.

    Описывают  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

    Составляют и преобразовывают фигуры.

    Объяснять  значение слов и выражений.

    Различают  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

    Выделяют закономерности, завершать схемы.

    Анализируют ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

    Называют  предметы по описанию.

    Демонстрируют способность переключать, распределять внимание

    Объясняют значение слов и выражений.

    Составляют  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

    Демонстрируют  целенаправленное и осмысленное наблюдение.

    Демонстрируют  чувство времени, веса, расположенности в пространстве

     

    Анализируют ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

    Называют  предметы по описанию.

    Демонстрируют способность переключать, распределять внимание

    Объясняют значение слов и выражений.

    Составляют  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

    Демонстрируют  целенаправленное и осмысленное наблюдение.

    1

    1.1. Успевайка

    1

    1

    2

    1.2. Пикник

    1

    1

    3

    1.3. Карта желаний

    1

    1

    4

    1.4. Моя семья

    1

    1

    5

    1.5. Фотокросс

    1

    1

    Раздел 2. Мир вокруг меня. Внимание к разнообразию животного мира. Ценность жизни на земле

    6

    2.1. Зарождение жизни

    1

    1

    7

    2.2. Всюду - жизнь!

    1

    1

    8

    2.3. Необычные животные

    1

    1

    9

    2.4. Внеклассное мероприятие «Животные мира. Осень»

    Раздел 3. Праздники и подарки в нашей жизни. Внимание к близким через организацию событий

    10

    3.1. Праздник в доме

    1

    1

    11

    3.2. Подарки

    1

    1

    12

    3.3. Рождество

     1

    1

    13

    3.4. Игрушки

    1

    1

    14

    3.5. Внеклассное мероприятие «Животные мира. Зима»

     1

    1

    Раздел 4. Мир творчества. Внимание к деталям, искусство наблюдения

    15

    4.1. Декорирование

    1

    1

    16

    4.2. Карвинг

    1

    1

    17

    4.3. Фотография

    1

    1

    18

    4.4. Письма и открытки

     1

     1

    19

    4.5. Внеклассное мероприятие «Кни-га своими руками»

     1

     1

    Раздел 5. Мир техники. Технический прогресс и профессии будущего

    20

    5.1. Автомобили

    1

    1

    21

    5.2. Водные суда

    1

    1

    22

    5.3. Летательные аппараты

    1

    1

    23

    5.4. Роботы

    1

     

    1

    24

    5.5. Внеклассное мероприятие «Я выбираю профессию»

     1

     1

    Раздел 6. «Старый» мир. История и культура, пространство и время

    25

    6.1. Русские полководцы

    1

    1

    26

    6.2. Звёзды и созвездия

    1

    1

    27

    6.3. Древнее оружие

    1

     

    1

    28

    6.4. Памятники культуры

    1

    1

     

    29

    6.5. Внеклассное мероприятие «Исторический экскурс “Древний мир”»

    1

    1

    Раздел 7. Мир слова. Внимание к изучению знаковых символов, слов и их значений

    30

    8.1. Необычное на столе

    31

    8.2. Русский национальный ко-стюм

    32

    8.3. Деньги

     33

    8.4. Этикет

    34

    8.5. Внеклассное мероприятие «Праздник достижений

    Материально-техническое обеспечение

     

    В состав учебно-методического комплекта (УМК) Программы входит:

    Интерактивный электронный учебник для работы в классе (4 шт.: один учебник на один курс).  

    Технологические карты занятий в классе, включая комплекты дидактических мате- риалов и методические рекомендации для учителя.

     Рабочие тетради для каждого учащегося (одна тетрадь на один курс).  

    Образовательно-игровые порталы.

    Литература для учителя:

     

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2011.
    3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010. — 223 с. (Стандарты второго поколения)
    4. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 80 с. (Работаем по новым стандартам)
    5. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // П. В. Степанов. URL:

    http://www.openclass.ru/node/221595.

    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. — 2-е изд., перераб. — М., 2010.
    2. М. К. Господникова, Н. Б. Полянина, Е. И. Самохвалова. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. — Волгоград : 2009.

    Список рекомендуемых интернет-ресурсов

    1. http://vneurochka.ru/ — информационно-образовательный ресурс.
    2. http://internika.org/ — Открытое педагогическое объединение «ИнтерНика».
    3. http://nsportal.ru/ — социальная сеть работников образования.
    4. http://kuvirkom.com/ — образовательно-игровой портал «Кувырком».

    Смета на 1 ученика

    Наименование

    Количество

    Бумага А 4

    1

     Ватман

    Клей

    гуашь

    1

    1

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Страна Здоровья» (спортивно-оздоровительное направление) 1-4 класс

    Данная программа является  комплексной прграммой по формированию культуры здоровья обучающихся. способствующая  познавательному и эмоциональному развитию ребёнка....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» обще интеллектуальное направление, 1 класс

    Дополнительная образовательная программа  внеурочной деятельности учащихся «Занимательный русский язык» для 1 класса  на 2016-2017 учебный год  составлена в соответствии с Ф...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса.

    Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» (спортивно-оздоровительное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»(спортивно-оздоровительное  направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...