РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»: (социальное направление) 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от _______2021г

Протокол №_____

Принято

Педагогическим советом

от _________2021г

Протокол №_____

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»:

 (социальное направление)

2-Б класс

Составитель:

Учитель: Горбачёва Светлана Викторовна

Квалификационная категория: высшая

2020 – 2021 учебный год

 

 

 

         

  Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

 

Общие цели исследовательской деятельности:

развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;   развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути

их решения;  

 развитие критического мышления;   воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении  и действиях.

 

Цель занятий «Учусь создавать проект»: 

  • формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

 предлагаемая программа занятий  позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?”  используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

 

Задачи занятий:  

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;  ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскуюдеятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;  развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 3 класса, рассчитана на 34 часа  (1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут).

Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г.

Группы умений, которые формируют занятия «Учусь создавать проект»:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);  
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);  
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);  
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы;         использовать         различные         средства наглядности;         демонстрировать артистические возможности);  
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);  
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы;
  • принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).  

 

Принципы отбора содержания.

  1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся,

т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

  1. Природосообразности         (учитывается         возраст         обучающегося,         уровень         его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  2. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
  3. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  4. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

 

 В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы. 

Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.  

Содержание курса составляют следующие разделы:  

 введение; способы мыслительной деятельности; этапы работы в рамках исследования; самостоятельные исследования; защита результатов самостоятельных исследований.

Содержание программы занятий будет способствовать:  

 овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений

научно-исследовательских проблем;

 саморазвитию и самовыражению;

 осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;  востребованию творческого потенциала учеников;

 получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

 

         В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:  

  • типовые занятия (объяснения и практические работы),  
  • уроки-тренинги,   
  • групповые исследования,  
  • игры-исследования,   
  • творческие проекты.

Практическая значимость.

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: расширяется кругозор в предметных областях;  

 повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации; происходит непроизвольное запоминание учебного материала; наилучшим образом развиваются творческие способности; развивается речь и умение выступать перед аудиторией.  

 

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.  

Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Первые шаги в науку».  

 

Календарно-тематическое планирование 2 класса

                   

задания

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

02.09

 

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.

Решение проблемы

1

09.09

 

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение

задачи

1

16.09

 

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом.

Сбор информации

1

23.09

 

5-6

Требования         к         паспорту         проекта.

Составление паспорта проекта

2

30.09

07.10

 

7-8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

14.10 21.10

 

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

28.10

 

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

11.11

 

11-12

Практическая работа. Создание минипостера

2

18.11

25.11

 

13-15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

02.12

09.12

16.12

 

16-17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

2

23.12 13.01

 

18-19

Программа МРР. Дизайн

2

20.01 27.01

 

20-21

Фотографии         на         слайдах.         Работа         с фотографиями

2

03.02

10.02

 

22-23

Требования         к         компьютерной

презентации. Power Point

2

17.02

24.02

 

24-25

Закрепление         полученных         умений,

навыков в работе с программой МРР

2

03.03 10.03

 

26-28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

3

17.03

31.03

07.04

 

29-30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

2

14.04

21.04

 

31

Тесты.         Тестирование.         Самоанализ. Рефлексия

1

28.04

 

32

Твои         впечатления         от         работы         над

проектом

1

05.05

 

 

33

Пожеланиям будущим проектантам

1

12.05

 

 

34

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин)

1

19.05

 

35

Резерв

1

25.05

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 Литература для учителя.

  1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
  2. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.  
  3. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.  
  4. Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.  
  5. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.  
  6. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство

«Аркти» Москва 2002г.  

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись создавать проект"".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись создавать проект". 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"  для 3 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" для 3 класса составлена с учётом всех требований ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся создавать проекты"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образов...