РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»: (социальное направление) 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от _______2021г Протокол №_____ | Принято Педагогическим советом от _________2021г Протокол №_____ | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»:
(социальное направление)
2-Б класс
Составитель:
Учитель: Горбачёва Светлана Викторовна
Квалификационная категория: высшая
2020 – 2021 учебный год
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Общие цели исследовательской деятельности:
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества; развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути
их решения;
развитие критического мышления; воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
Цель занятий «Учусь создавать проект»:
- формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
Задачи занятий:
- развитие мотивации к процессу получения знаний; ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
- формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскуюдеятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
- развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся; развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 3 класса, рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут).
Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г.
Группы умений, которые формируют занятия «Учусь создавать проект»:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы;
- принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Принципы отбора содержания.
- Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся,
т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.
Содержание курса составляют следующие разделы:
введение; способы мыслительной деятельности; этапы работы в рамках исследования; самостоятельные исследования; защита результатов самостоятельных исследований.
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений
научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований; востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы),
- уроки-тренинги,
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.
Практическая значимость.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации; происходит непроизвольное запоминание учебного материала; наилучшим образом развиваются творческие способности; развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Первые шаги в науку».
Календарно-тематическое планирование 2 класса
№ задания | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | 02.09 |
|
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | 09.09 |
|
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 | 16.09 |
|
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 | 23.09 |
|
5-6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 | 30.09 07.10 |
|
7-8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 | 14.10 21.10 |
|
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 | 28.10 |
|
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | 11.11 |
|
11-12 | Практическая работа. Создание минипостера | 2 | 18.11 25.11 |
|
13-15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | 02.12 09.12 16.12 |
|
16-17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 | 23.12 13.01 |
|
18-19 | Программа МРР. Дизайн | 2 | 20.01 27.01 |
|
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 | 03.02 10.02 |
|
22-23 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | 2 | 17.02 24.02 |
|
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 | 03.03 10.03 |
|
26-28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 | 17.03 31.03 07.04 |
|
29-30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 | 14.04 21.04 |
|
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | 28.04 |
|
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | 05.05
|
|
33 | Пожеланиям будущим проектантам | 1 | 12.05
|
|
34 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин) | 1 | 19.05 |
|
35 | Резерв | 1 | 25.05 | |
| ИТОГО | 34 |
|
|
Литература для учителя.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
- А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
- Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
- Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство
«Аркти» Москва 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись создавать проект"".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись создавать проект". 3 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" для 3 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" для 3 класса составлена с учётом всех требований ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся создавать проекты"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Рабочая программа...