Приёмы по формированию действий целеполагания на уроках в начальных классах
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шумилова Татьяна Леонидовна

Целеполагание является проблемой современного урока. В чём суть проблемы? Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. Целеполагание урока – одно из самых «больных» мест педагогической деятельности. Сначала казалось, что организовать этап целеполагания на уроке – это сложно, казалось, что ученики не поймут, о чем у них спрашивают, не смогут сами определить цель урока. Постепенно мы все к этому пришли, и стало понятно, что урок детям стал гораздо интереснее, когда ученики сами под руководством учителя поставили цель урока, достигли её и в конце урока, поделились своими результатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselepolaganie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Шумилова Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Новоцарицынская

средняя общеобразовательная школа»

 Москаленского муниципального района

Омской области

Приёмы по формированию действий целеполагания

на уроках в начальных классах

Целеполагание является проблемой современного урока. В чём суть проблемы? Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. Целеполагание урока – одно из самых «больных» мест педагогической деятельности. Сначала казалось, что организовать этап целеполагания на уроке – это сложно, казалось, что ученики не поймут, о чем у них спрашивают, не смогут сами определить цель урока. Постепенно мы все к этому пришли, и стало понятно, что урок детям стал гораздо интереснее, когда ученики сами под руководством учителя поставили цель урока, достигли её и в конце урока, поделились своими результатами.

        Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности  (учителя и ученика), их предъявление друг другу, согласование и достижение.

        Цели должны быть конкретные, понятные, реальные, точные. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит  своих знаний.

        Существуют различные приёмы по формированию действий целеполагания:

 -   Тема – вопрос

-     Работа над понятием

-     Яркое пятно

-     Исключение

-    Домысливание

-    Моделирование жизненной ситуации

-     Группировка

-     Собери слово

-     Мозговой штурм

-     Проблема предыдущего урока

-     Демонстрация множественности смыслов слов

-     Проблемная ситуация   и другие.

При выборе приёма целеполагания необходимо учитывать уровень знаний и опыт учащихся. Следует отметить, что все приёмы строятся на диалоге. Поэтому учителю надо грамотно сформулировать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

      Некоторые приёмы  кратко раскроем.

1. Приём  «Тема – вопрос».

Тема урока формулируется  в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают много мнений, чем больше мнений, тем лучше развито умение слушать друг друга, поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идёт работа. А учитель в этом случае может лишь высказывать своё мнение и направлять деятельность обучающихся.    Так, например:

2 класс. Окружающий мир. Учитель говорит:

-  О чём идёт речь и вы узнаете тему урока?

«Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная»

 Конечно, дети ответят, что это погода.

-  Предложите, о чём будем говорить на уроке?

-  Какие учебные задачи поставим перед собой?

Дети начинают высказывать свое мнение.

Узнаем, какая погода бывает осенью, зимой, летом, весной?

Какую одежду будем носить в разное время года?

Почему идёт дождь, снег?

Зачем надо знать прогноз погоды? и т.д.

Дети высказали свое мнение, теперь можно поставить конкретные задачи, что мы будем изучать, чему научимся.

Учитель конкретизирует задачи урока, опираясь на ответы  детей,  выбирает то, что надо изучить на уроке.

Узнаем, из чего складывается погода?

Научимся обозначать явления погоды знаками.

Подумаем,  для чего нужен прогноз погоды.

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, и учитель просит объяснить значение  каждого слова или отыскать в Толковом словаре. Например, тема урока  «Спряжение глаголов».

Далее от значений слов определяют цели урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», « Прямоугольник».

3. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная  на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения.

Диалог подводится к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для  которой необходимы  дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4.Домысливание.

Предлагается тема урока и слова «помощники»:

А) Повторим.

Б)  Изучим.

В) Узнаем.

Г)  Проверим.

С помощью слов «помощников» обучающиеся формулируют цели урока.

5.Проблемная ситуация.

Создаётся ситуация противоречия между известным  и неизвестным. Последовательность применения данного приёма такова:

- самостоятельное решение;

- коллективная проверка результатов;

-выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения.

Постановка цели урока. Например: урок в 1 классе.

«Число 0». Учитель говорит: «На тарелочке лежит 3 яблока. Одно яблоко я отдам Саше. Сколько осталось? (2) Ещё одно яблоко я отдам  Даяне? Сколько яблок осталось? (1). Ещё одно яблоко я отдам Славе. Сколько яблок осталось? (ни одного) А как записать на доске ни одного? (число 0).Что мы узнаем сегодня на уроке?  Какое место занимает в числовом ряду?  Как получить число 0?  Писать цифру 0?.

   6. Проблема предыдущего урока.

Тема урока сформулирована на предыдущем уроке, из-за недостаточности знаний или времени, а материал сложный, эта работа продолжается на следующем уроке. Но цели урока дети озвучивают.

  1. Собери слово.

Русский язык. 2 класс.  Тема «Текст». Предлагается картина птицы. Расскажите о ней? Что вы составили?  (рассказ).

Уберите из цепочки букв все буквы, обозначающие звонкие согласные.

З В Т Р Е Л К М С Ж Т З

Какое слово получилось? (текст)   Итак, тема нашего урока «текст».

-   Подумайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.

  8. Ситуация яркого пятна.

Среди множества однотипных предметов, цифр, слов, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цель урока.

               Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной деятельности – не самоцель,  а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности:  самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.    

Однако процесс целеполагания должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и  окружающими людьми.

        Таким образом, этот этап урока - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,  ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах

В данной статье раскрыта тема о формировании универсальных учебных действий на уроках в 1 классе по УМК "Перспектива"...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах "

Универсальные учебные действия Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, ...

Формирование УУД на уроках в начальных классах

Представлен опыт работы по формированию УУД на уроках в начальных классах...

Формирование базовых учебных действий на уроках в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.

Социализаця детей с ограниченными возможностями здоровья является важной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваюся современные подходы к решению данной проблемы на основе разнооб...

Мастер-класс по теме: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»

Познакомить с понятием «целеполагание».Познакомить с видами целеполагания.Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.Создать условия для активного взаимодействия ведущег...

Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальных классах»

Приёмы создания проблемной ситуациина уроках в начальных классах»...