Конференция учащихся начальных классов «Первые шаги». Номинация: «История семьи» .Тема: «История кукол»
проект (3 класс)

Мария Егоровна Тимухина

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_istoriya_kukol.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конференция учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация: «История семьи»

Тема: «История кукол»

Автор: Максимова Ульяна, ученица 3 «В» класса

МАОУ «СОШ №44»

Руководитель: Тимухина М.Е.

Г.Улан-Удэ

2017 г


Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Основная часть……………………………………………………….……...3

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового           производства………………………………………………………………….…....….5

Заключение…………………………………………….………………….….5

Литература………………………………………………….………….…….6

Приложение…………………………………………………..……………....7


Введение

Как птицы из всего строят гнезда,

                                               Так дети из всего мастерят себе куклу…  

                                                                                            В.Гюго

        В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому авторы работы считают, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла  сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее  своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.

       Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.[1] По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.[2] Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Она действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.  

 Актуальность: Любовь к игрушкам.                                                                                                      

Цель  работы:

Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.

Объект исследования: Куклы разных времён.

Задачи:

1). Воссоздать историю возникновения куклы.

2).Составить типологию кукол по признакам.

3).Описать современную куклу.

Основная часть

Игрушки – приятное воспоминание о раннем детстве.                                                Когда кукол нет – плохо!     Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой для девочек. Такая подруга никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки.

Когда я ложусь спать, мне всегда кажется, что с наступлением ночи, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью.

Совсем недавно к нам в гости приезжала бабушка, и, увидев в моей комнате множество разных кукол, поразилась, насколько в наше время они бывают разнообразные и красивые.

Мне стало интересно. И я спросила: «А какими куклами играли вы в детстве?»

Бабушка поведала мне историю своих кукол в детстве.

В середине XX века кукла для девочек считалась дорогой и самой желанной игрушкой. Так как кукла из магазина была редкостью.

Когда бабушка была совсем маленькой, то её мама шила ей кукол из тряпочек. Такие куклы в древности называли сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.[3] К игровым свёрнутым куклам относили и куклы – закрутки (столбушки), которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

В то время была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, был голенький, без одежды. Голову обвязывали нитками.

 Для того чтобы куколка вышла крепенькой и ладной. Нужна была определенная сноровка. Главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут шли в ход разнообразные цветные лоскутики, вышивка, ленты. бусинки и конечно, искусство и фантазия маленькой портнихи.

Из слов бабушки я узнала, что в куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки. И девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. Делали кукол не только из тряпок, а еще и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако  все  куклы были похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух.[4] 

К нашему разговору присоединилась мама и рассказала историю своих кукол.

В конце XX века появились глазастые куклы с детскими лицами  и милыми именами. Кукольные художники и конструкторы Института игрушки создавали новые модели кукол. Появились куклы,  Вероника и Кристина, у них, собственный дом с мебелью и разные аксессуары. Родилась прекрасная блондинка Елена, одна за другой стали рождаться русские куколки с подвижными руками и ногами: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу-дочку.

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

        Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

        Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

        Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

        Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется  «Барби – повар».[5]

У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

        Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Заключение

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.[6] Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Литература

  1. С. И. Ожегов  «Толковый словарь» - С.313  
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].
  3. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс].

URL: http://www.rukukla.ru 

            4.  Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М. Головачёва – С. 23

            5. Игра и игрушка  Е.А. Флерина \М.: Просвещение 1973 – С. 47

6. Энциклопедия «Всё обо всём». Том 17. – С. 129

7.  Приложение.

Речь для выступления

Слайды открываются по щелчку или с помощью стрелки вперёд.     

(СЛАЙД №1)  В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души. Поэтому авторы  считают, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, сделанные своими руками. (СЛАЙД №2)  У нее  своя история и свой неповторимый образ. Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и популярная игрушка.

(СЛАЙД №3)  Что такое кукла? В словаре русского языка Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

 Актуальность: моей работы - Любовь к игрушкам.                                                                                                      

Цель  работы:

Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.

Объект исследования: Куклы разных времён.

Задачи:

1)  Воссоздать историю возникновения куклы.

2) Составить типологию кукол по признакам.

3) Описать современную куклу.

(СЛАЙД №4)   А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки. (СЛАЙД №5)

  Когда я ложусь спать, мне всегда кажется, что с наступлением ночи, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью.

Совсем недавно у нас была бабушка, и, увидев в моей комнате множество разных кукол, удивилась, насколько в наше время они бывают разнообразные и красивые.

Мне стало интересно. И я спросила: «А какими куклами играли вы в детстве?»

Бабушка поведала мне историю своих кукол в детстве.

(СЛАЙД №6)  В середине 20 века кукла для девочек считалась дорогой и самой желанной игрушкой. Так как кукла из магазина была редкостью.

(СЛАЙД №7)  Когда бабушка была совсем маленькой, то её мама шила ей кукол из тряпочек. Такие куклы в древности называли сшивные или свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголок и ниток. К игровым свёрнутым куклам относили и куклы – закрутки (столбушки), которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

(СЛАЙД №8) Маленькие девочки играли куклой “Малышок – голышек”. 

 Самым интересным для девочек было  - нарядить куклу. В ход шли разнообразные цветные лоскутики, вышивка, ленты, бусинки и фантазия маленькой портнихи.

Из слов бабушки я узнала, что в куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки. И девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. (СЛАЙД №9)  Делали кукол не только из тряпок, а еще и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако  все  куклы были похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух.

К нашему разговору присоединилась мама и рассказала историю своих кукол.

(СЛАЙД №10)  В конце XX века появились глазастые куклы с детскими лицами  и милыми именами - Вероника и Кристина, блондинка Елена, русские куколки: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы есть свои плюсы и свои минусы.

        (СЛАЙД №11)  Традиционная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Её можно было сделать быстро. Такая кукла не повторялась.

        Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя помыть, причесать и сшить новую одежду.

         (СЛАЙД №12)   Современная кукла - долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она может менять профессию, побывав и врачом, космонавтом, поваром, моделью. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

        Недостаток современных кукол в том, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

(СЛАЙД №13)  Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.

Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, тренируют память. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Куклы сопровождают нас всю жизнь.

(СЛАЙД №14)  Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу.

У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

(СЛАЙД №15)  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


[1]

         С. И. Ожегов  «Толковый словарь» - С.313  

[2]

                       https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].

[3]

         Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс].

        URL: http://www.rukukla.ru 

[4]

         Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М. Головачёва – С. 23

[5]

         Игра и игрушка  Е.А. Флерина \М.: Просвещение 1973 – С. 47

[6]

        Энциклопедия  «Всё обо всём». Том 17. – С. 129


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении научно-практической конференции в начальной школе"Первые шаги в науку"

"Первые шаги в науку" - документ, который определяет цели и задачи данного мероприятия....

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"

Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: "Загадки русской избы!

Особенностью этого занятия является сама форма проведения- конкурсная программа, состывляющая из русских народных загадок. Знания о крестьянском быте. сельскохозяйственном труде, предметах обихода реб...

Исследовательская работа Школьная научно-практическая конференция начальной школы «Первые шаги» "Изготовление бумаги" Автор: Мархандаева Анастасия,ученица 4Г класса, МАОУ СОШ №26. Руководитель: Пинюгина Ольга Александровна

Предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу "Изготовление бумаги". Исследования проводила Мархандаева Анастасия,ученица 4Г класса, МАОУ СОШ №26. Работа участвовала в ШНПК ...

Исследовательская работа Школьная научно-практическая конференция начальной школы «Первые шаги» «Влияет ли зубная паста на прочность зубов». АВТОР: ученица 4 класса Г г. Улан - Удэ Заварзина Инна . Руководитель: Пинюгина Ольга Александровна

Предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу «Влияет ли зубная паста на прочность зубов». Заварзина Инна , ученица 4 класса  МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ. Работ...

Научно-практическая конференция "Первые шаги" Номинация:Биология животный мир

Творческая работа учащегося 3 кл. НПК "Первые шаги" Номинация:Биология животный мир...