Ребенок с РАС: особенности психологического развития
методическая разработка

Адамбаева Людмила Анатольевна

Представление материала на заседании школьконо методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adambaeva_lyudmila_anatolevna.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адамбаева Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа № 5» г. Ирбит

Школьное методическое объединение учителей начальных классов

Тема:

«Ребенок с РАС: особенности психологического развития»

Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Причины вызывающие РАС

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

- гипотеза о генетической предрасположенности

- гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).

- гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Для ребенка с расстройствами аутистического спектра характерны следующие особенности развития и поведения

- трудности в общении, которые проявляются в потребности сохранения постоянства окружающего мира и стереотипности (бессмысленное, однообразное повторение) фраз, слов, движений, собственного поведения. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него тревогу, агрессию, либо самоагрессию;

- ребенок не вступает в обычное для его возраста общение. Зрительное внимание чаще избирательно или фрагментарно (частично). Характерна непереносимость взгляда в глаза – «бегающий взгляд». Глаза видят правильно, но ребенок не уделяет этому внимания, смотрит «сквозь людей», «ходит мимо людей» и относится к ним как к неодушевленным носителям отдельных интересующих его свойств; не замечает никого вокруг, не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери;

- выявляются нарушения концентрации (сосредоточения) внимания, его быстрая истощаемость. Бывают резкие колебания активного внимания, когда ребенок практически целиком выключается из ситуации;

- все виды восприятия сопровождает чувство неприятного. С раннего детства у такого ребенка отмечается сенсорная и эмоциональная сверхчувствительность. Сначала эта чувствительность приводит к состоянию возбужденности. В дальнейшем внимание ребенка становится трудно привлечь, он не реагирует на обращения. Страхи искажают, деформируют предметность восприятия окружающего мира. Отсюда стремление к сохранению неизменности окружающей обстановки;

- интеллектуальная недостаточность не является обязательной при раннем детском аутизме. Некоторые дети с ранним детским аутизмом имеют высокий интеллектуальный уровень. Такие дети нередко могут иметь хорошие интеллектуальные возможности, даже быть частично одаренными в различных областях. Однако, для их интеллектуальной деятельности в целом типичны нарушения целенаправленности, затруднения в концентрации внимания;

- хорошо развита механическая память. Они быстро запоминают большие по объему стихи и рассказы, но плохо понимают их содержание, не умеют пользоваться заученными знаниями на практике;

- содержание игр монотонно, поведение в них однообразно. Дети годами могут играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки, совершать одни и те же стереотипные действия (включать и выключать свет или воду и т.д.). Попытки взрослых прервать эти действия, часто безуспешны. Дошкольник не может играть со сверстниками, играет «рядом», но не вместе. Но, в то же время проявляет потребность в совместной игре, играя с детьми, формально следует правилам, с трудом учитывает обратную связь (как эмоциональную, так и сюжетную), чем и раздражают сверстников, а это, в свою очередь, усиливает неуверенность ребенка. Характерно предпочтение манипуляциям с неигровыми предметами, в том числе предметами домашнего обихода, не имеющими игровых функций (чулками, шнурками, ключами, катушками, палочками, бумажками и т.д.). Любимыми являются такие однообразные манипуляции, как пересыпание песка, переливание воды. Ребенок поглощён игрой, т.е. его трудно отвлечь от однообразных игровых действий. Монотонные игры могут продолжаться часами, без малейшего признака утомления;

- уже в первые два года жизни достаточно выражены и специфичны речевые расстройства. Особенно характерным является слабость или отсутствие реакции на речь взрослого (не отзывается на обращения, не фиксирует взгляда на говорящем взрослом). Фразовая речь появляется от 1 года до 3 лет, но носит в основном комментирующий характер. Часто встречаются непроизвольное повторение звуков, слов и фраз, мутизм. Отсутствие местоимения «я». О себе говорят во втором и в третьем лице;

- в моторике характерны вычурность движений (особая подпрыгивающая походка, бег на цыпочках, причудливые гримасы и позы). Движения лишены детской пластичности, неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью (внешне ничем не мотивированные, неожиданные для окружающих движения: внезапно вздрагивает, вырывается и бежит, бесцельно хватает и бросает предметы, вдруг кусает кого-либо или ударяет без повода), склонность к гримасничанью, неожиданным и своеобразным жестам.

В зависимости от особенностей аффективного и эмоционального развития у аутичных детей складывается своеобразный стереотип общения с окружающим миром, который позволяет разделять их на 4 основные группы по классификации О.С. Никольской и соавторов.  В таблице представлены клинико-психологические особенности 4-х групп детей, а также возможный прогноз их обучения.

                                                                                        Таблица 1

Стереотип     общения с окружающим миром

Клинико-психологические проявления

Прогноз в отношении обучения и развития

1 группа

Аутизм как полная отрешенность от происходящего

1 группу образно называют «дети с лицом принца».

Это самые крайние проявления аутизма. У детей 1 группы отмечается наличие «полевого» поведения, проявляющегося в постоянном перемещении от одного объекта к другому. Дети могут длительно созерцать беспредметные объекты (узоры на ковре или тюлевой занавеске). Дети, как правило, мутичны. Для них характерны специфические нарушения речи: палилалии, вербигерации. Нередки продуцирования нечленораздельной речи, ритмической вокализации.В основном имеющаяся речь носит регрессивный характер. Отмечается псевдоглухота (ребенок как-бы не слышит). «Полевой» ребенок 1 группы может, не чувствуя опасности, забираться на мебель, ударяться головой о стекло окна, вылезать в окно, «шагать» из балкона, представляя этим опасность для самого себя.   В связи с выраженным дискомфортом во взаимоотношениях с окружающими, уходом от контактов невозможно организовать деятельность ребенка. У ребенка отсутствуют и с трудом формируются навыки самообслуживания.

Прогноз в отношении детей этой группы не самый утешительный. Рекомендации специалистов - воспитание в домашних условиях, или в учреждениях социальной защиты населения (интернаты)

2 группа

Аутизм как активное отвержение окружающего мира

Дети 2 группы образно называются «тираны семьи».

В связи с крайне высокой избирательностью в отношении с окружающим миром дети представляют опасность и в отношении самих себя, и в отношениях с окружающими.  Несмотря на сильную симбиотическую связь с близкими,видя человека (члена семьи) в качестве помехи для достижения своих целей, ребенок может щипаться, кусаться, царапаться, кидаться предметами. В качестве развлечения может играть с опасными бытовыми предметами. У детей признаки глубокой задержки психического и речевого развития, с множеством стереотипий, ритуалов, бурных проявлений агрессии, аутоагрессии. В сравнении с детьми 1-йгруппы выглядят более встревоженными и испуганными. Визуальный контакт «сквозь», мимо, но можно заметить, что они видят боковым зрением. У детей многочисленные страхи гиперсензитивного характера. Они закрывают уши на громкие звуки. Детей отличает одержимость двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями, импульсивными движениями (прыжки, взмахи, перебежки), которые доставляют им эмоционально положительно окрашенные ощущения, повышающие психический тонус, заглушающие неприятные воздействия извне.  Отмечается причудливость гримас и поз. Дети одержимы феноменом «тождества» (одна и та же одежда, одни и те же продукты). У них отмечаются одни и те же игры с неигровыми предметами, либо манипуляции неигрового характера (стучание, перебирание, пересыпание, выстраивание в ряд). Дети обычно малодоступны контакту, молчат, иногда издают вокализаци. У них вырабатываются лишь простейшие реакции  на  окружающее,  стереотипные бытовые  навыки,  односложные  речевые  штампы-команды. Множество отсроченных эхолалий, персевераций.  Речевое недоразвитие детей 2 группы напоминает недоразвитие речи у детей с алалией. Дети не достигают должного уровня коммуникативных навыков.

Прогноз в отношении детей этой группы чаще такой же, как и в отношении детей 1 группы.

Ребенка   не всегда удается подготовить даже на домашнее обучение по программе школы 8-го вида.

3 группа

Аутизм как  захваченность  аутистическими  интересами (замещение  окружающего  мира).

3 группа получила название «Отчаянные энтузиасты» в связи со стойкой стереотипной  привязанностью к сверхценным    увлечениям.

Это и фантазии, и разыгрывание сюжетов с монологами на определенную тему и аутостимуляции  посредством  неприятных  пугающих  впечатлений. Дети отличаются  эгоцентричностью, конфликтностью,  невниманием  к  интересам  и  мнению  других.  У детей отмечается  более высокое  развитие  речи,  более  высокий  когнитивный  потенциал, более высокое развитие эмоционального уровня.  Дети 3 группы также  смотрят как–бы «сквозь», мимо. И при частой встрече с взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а, смущаясь, закрывать лицо руками. Страхи и игры носят  бредопобный  характер. В  сюжете  игры,  в отношениях  к  близким  и  детям  выступает  агрессивность.  Отмечается  слабая  эмоциональная  привязанность,  низкая  способность  к  сопереживанию.  Внешний  рисунок  их  поведения  ближе  к  психопатоподобному.  У детей отмечается дурашливость, гримасничанье. Отмечаются сверхценные  интересы и увлечения, которые могут выражаться в форме коллекционирования. Дети много говорят одно и то же на запретные темы (устрашающие сюжеты, бранные слова).  Речь характеризуется как «магнитофонная», «попугайная». Ребенок называет себя во 2-м лице или по имени. Как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие  детей крайне диспропорционально. Социализация  детей  крайне затруднена в связи  с психопатоподобным поведением, которое  приводит к игнорированию общественных норм морали.  В ситуациях, когда ребенок не получает желаемое,  он может не стесняясь общественных мест  кричать, кидаться на пол, браниться.  Бывает, что с ребенком невозможно договориться, и в отношении  него более  эффективен авторитарный стиль воспитания.

Интеллектуальный потенциал некоторых детей  позволяет им осваивать программу школы 7-го вида.  Но с учетом  эмоционального развития, дети лучше «вписываются» в школу 8-го вида. Иногда такой ребенок в скором времени из-за своеобразия и трудностей поведения переводится на надомное обучение.

4 группа

Аутизм  как  чрезвычайная  трудность  организации  общения  и  взаимодействия

(сверхтормози-мость)

4группуобразно называют «висящие на матери дети».

Название группы связано с тем, что дети характеризуются  повышенной  ранимостью,  тормозимостью  в  контактах,  сильной  зависимостью  от  эмоциональной  поддержки  взрослых, особенно матери. Дети  отличаются  особым  педантизмом,  повышенным  стремлением  к  порядку,  могут    обращаться  за  поддержкой  и  подсказкой  взрослых. Для детей 4 группы  характерен  пониженный  фон  настроения,  сверхценные  страхи, тихая  малоподвижная  игра;  нарастание  боязливости  и  скованности  при  малейшем  изменении  привычного  стереотипа.  В  напряженных  ситуациях  проявляются  стереотипии.  Типичны  заторможенность  и  неуверенность  движений.  Робость,  пугливость, особенно  в  контактах,  чувство  собственной  несостоятельности. При  плохом  контакте  со  сверстниками  они активно  ищут  защиты  у   взрослых;  сохраняют  постоянство  среды  за  счет  активного  усвоения  поведенческих  штампов, формирующих образцы  правильного  социального  поведения.  Стараются  быть  «хорошими»,  выполнять  требования  близких. Это самая легкая на первый взгляд группа детей, наиболее близкая к N, напоминающая детей с ЗПР, имеющих спектр эмоциональных нарушений. В то же самое время ребенок 4-й группы  выглядит как «странный невротик». Дети значительно лучше поддаются психолого-педагогической и логопедической коррекции в сравнении с детьми предыдущей группы.

Прогноз в отношении этой группы детей самый благоприятный.

Детей можно подготовить при активной медико-психолого-педагогической коррекции и в общеобразовательные школы, и в классы, работающие по программам школ 7-го вида.

        

При любой группе аутизма ребенок нуждается в психолого-медико-педагогической работе в условиях медицинского или образовательного учреждения, или же в различных   центрах социальной реабилитации.

Список использованной литературы

  1. Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы / Е.Карвасарская. – М.: Издательство: Генезис, 2010 г.
  2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Т. Б. Епифанцева – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
  3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. – М.:Издательство: Теревинф, 2005г.
  4. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение /О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О. С. Аршатская – М.: Издательство: Теревинф, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью

В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...

Особенности психологического развития подростков 10-11 лет

Четвёртый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребёнка.Это очень непростой возраст.Этот материал поможет преодолеть трудности   в воспитании подростков....

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯВ классах для детей с патологией зрения...

"Речевая готовность ребенка к овладению грамотой. Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет"

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.К седьмому году жизни ребенок полностью овладевают разговорно-бытовым стилем....

Особенности психологического развития детей с общим недоразвитием речи

Психологическое развитие детей с ОНР имеет свои особенности. В данной статье подробно рассмотрен вопрос особенностей психологического развития детей с ОНР....