Междисциплинарное взаимодействие в рамках подготовки проекта "Подготовка и празднование Нового Года".
статья

Шкильнюк Ирина Владимировна

   Статья Междисциплинарное взаимодействие в рамках работы над проектом «Подготовка и проведение праздника Нового года» представляет собой опыт взаимодействия педагогического коллектива в подготовке и осуществлению краткосрочного внутришкольного проекта.  В данной статье опыт междисциплинарного взаимодействия педагогов школы в работе над проектом рассматривается как путь к целостному развитию личности каждого ученика. Педагоги в рамках своей компетенции разрабатывали, организовывали, проводили уроки и занятия в соответствии с выбранной тематикой. Таким образом, работа педагогов в рамках проекта, приобрела характер командного междисциплинарного подхода, что позволило не только оптимизировать образовательный процесс, но и способствовало развитию продуктивной куммуникации между сверстниками.

  В статье  дано описание хода работы проектной деятельности, гипотеза, актуальность, идея, цель, проблема а так же типология проекта. Раскрыты темы и задачи уроков в рамках проекта. Представлены продукты проекта, подведены итоги работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._mezhdistsiplinarnoe_vzaimodeystvie.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

         Авторы:

Шкильнюк Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Павловская Елена Николаевна

учитель начальной школы

Майорова Елена Валерьевна

учитель-логопед

Кравчук Татьяна Петровна

педагог-психолог

Негосударственное образовательное частное

учреждение средняя общеобразовательная

школа «ЮДЖИН-ЦЕНТР»

Междисциплинарное взаимодействие в рамках работы над проектом

«Подготовка и проведение праздника Нового года»

   Междисциплинарное взаимодействие педагогов школы в работе над проектом, мы рассматриваем как путь к целостному развитию личности каждого ученика. Педагоги и учителя в рамках своей компетенции разрабатывали, организовывали, проводили уроки и занятия в соответствии с выбранной тематикой. Таким образом, работа педагогов в рамках проекта, приобрела характер командного междисциплинарного подхода.

    Разносторонняя межпредметная направленность, предполагающая   интеграцию знаний из 3-4 предметных областей, по нашему мнению, напрямую оказала влияние на эффективность работы и успешное усвоение темы.

 Используемые методы и приемы на разнопрофильных уроках и занятиях были направлены на:

  • развитие продуктивного мышления (логического, творческого, абстрактного);
  • развитие способностей к исследовательской деятельности;
  • стимулирование активности и способности к выдвижению и отстаиванию собственных идей;
  • развитие индивидуальных способностей и возможностей каждого учащегося;

Гипотеза.

Работа над данным проектом является эффективным  способом формирования универсальных учебных действий. Мы предполагаем, что реализация проекта поможет простимулировать детей на изучение и сохранение традиций празднования Нового года, поддержать и удовлетворить познавательный интерес к данному празднику.

Ученики смогут убедиться, что каждый новый урок и занятие по теме проекта дарят открытия, дают возможность фантазировать, обретать новые умения. 

Актуальность выбранной темы.

Празднование Нового года – ожидаемое, волшебное, волнующие событие для взрослых и детей. Ориентируясь на эмоциональную заинтересованность учащихся к данной теме, планируется развитие творческих способностей, познавательной и речевой активности. Вовлечение детей в подготовку и проведение предпраздничных уроков и праздничных мероприятий, через разнообразные виды деятельности, дадут учащимся возможность ощутить атмосферу праздника.

Идея проекта.

Совместный проект учащихся, учителей и родителей, направленный на формирование межличностных отношений учащихся, формирование классного коллектива, что особенно важно для учащихся 1-го класса. Проект дает детям возможность научиться взаимодействию, взаимовыручке, проявить желание помочь друг другу, выполнить совместную работу.

Цель проекта. 

Формировать и обогащать знания учащихся о традициях празднования Нового года в России и в мире, для развития активно-познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей детей.

Проблема проекта.

Несмотря на ежегодное празднование Нового года  не у всех детей сформированы знания о происхождении, традициях, символах данного праздника в нашей стране. Недостаточность представлений мешает вовлеченности детей в подготовку и проведение праздника Нового года.

 Продукты проекта:

  • викторина «Новый год в разных странах мира»;
  • презентация «Дед Мороз в разных странах мира»;
  • выставки творческих работ учащихся (рисунки, новогодняя игрушка «Ёлочка»);

Данный продукт предполагает несколько этапов:

- создание сюжетных картинок, рисунков по теме «Зима»;

- оформление выставки для «Зрительского голосования»;

- представление собственных работ учащимися;

- награждение участников в нескольких номинациях.

  • школьный праздник «Новогодний огонёк»;
  • «Новогодняя почта».

Задачи проекта:

Воспитательные:

- формировать умение организовывать сотрудничество и совместную

деятельность учащихся при подготовке праздника;

-  учить детей находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- формировать умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение;

- формировать навык общения в процессе совместной работы над созданием презентации «Новый Год в разных странах мира».

Развивающие:

- развивать и формировать творческие способности учащихся посредством музыки, стихов;

- развивать и совершенствовать умение самостоятельно и творчески мыслить.

Обучающие:

- познакомить учащихся с символами и традициями проведения праздника;

Нового года;.

- формировать умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- учить различным техникам работы с бумагой, тканью и др. материалами при изготовлении новогодней игрушки.

Типология проекта:

  1. По доминирующей деятельности учащихся:

- практико-ориентированный (изготовление кормушек для птиц, изготовление поделок и елочных игрушек)

- творческий, (подготовка, проведение игр, выставок творческих работ)

  1. По продолжительности:

- краткосрочный (рассчитан на декабрь (01.12 - 31.12. 2020 учебного года)

  1. По количеству участников:

- групповой - проект, выполняемый группами учащихся.

  1. По охвату предметов:

-  межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей (чтение, окружающий мир, литературное слушание, логопедия, музыка, творческое мастерство).

  1. По форме продукта (проектный продукт)

Цель: развитие творческой и актерской деятельности.

-  мультимедийная презентация;

- представление песни «В лесу родилась ёлочка»,

- представление электронной книги «Новый год в разных странах мира» на новогоднем школьном празднике.

Подготовительная работа:

    Ответственный за проведение подготовительной работы: учителя 1 класса; педагог-куратор класса.

    Для того, чтобы обогатить знания детей о празднике Нового года, ввели просмотр фильмов, мультфильмов о новогоднем празднике в школе и дома вместе с родителями.

«Дед Мороз и лето», «Снеговик - почтовик», «Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Дед Мороз и серый волк», «Куда уходит старый год», «Морозко», «Клаус». После просмотра мультфильмов провели беседу с детьми по содержанию мультфильмов. Родители активно включались в процесс подготовки детей к празднику Нового года и помогали детям в создании презентаций по теме «Новый Год в разных странах мира».

Описание хода работы проектной деятельности.

1. Внеурочное занятие: Развитие представлений о празднике Нового года.

Ответственный за проведение мероприятия: учитель начальных классов.

Тема: Ель как символ Нового года.

Цель: познакомить учащихся с историей появления в России традиции встречи Нового года и Рождества.

Образовательные задачи:

  • формировать и закреплять представления о новогоднем празднике;
  • систематизировать представления учащихся о традициях празднования Нового года и их возникновении на Руси и в других странах мира, формировать познавательный интерес;

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, связную речь, зрительное, тактильное восприятие, моторику рук;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
  • формировать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности;

2. Урок окружающего мира. «Как помочь зимой птицам? Экскурсия в парк».

Ответственный за проведение мероприятия: учитель начальных классов.

Цель: обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.

Образовательные задачи: 

  • познакомить с характерными признаками зимы, птицами, зимующими в нашем регионе;
  • провести наблюдения за сезонными изменениями в природе  зимой;
  • узнать какие птицы зимуют в нашем регионе, различать зимующих птиц;
  • научиться подбирать из предложенного подходящий корм для птиц;

Развивающие задачи: 

  • развитие сенсорных чувств через целостное восприятие окружающего мира;
  • развитие тактильного восприятия;

Воспитательные задачи:  

  • осознание элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать любовь к красоте родного края в любое время года;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль;
  • воспитание культуры межличностного взаимодействия;

3. Урок окружающего мира на тему «Как путешествует письмо? Письмо Дедушке Морозу».

    Ответственный за проведение мероприятия: учитель начальных классов.

    Цель: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, познакомить с профессией почтальона.

Образовательные: 

  • раскрыть роль почтовой связи в жизни людей;
  • обобщить знания учащихся о работе почты;
  • познакомить с видами почтовых отправлений;

Развивающие: 

  • развивать коммуникативные способности учащихся;
  • развивать информационную грамотность учащихся;  
  • развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

Воспитательные: 

  • формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир;
  • формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

4. Урок по изобразительному искусству на тему «Рисование ветки зимней ели».

Ответственный за проведение мероприятия: учитель ИЗО.

Цель: учить детей приемам рисования еловой ветки.

Образовательные задачи:

  • научить детей рисовать зимнюю ель;
  • формировать умение правильно передавать основную форму, строение и цвет предметов;
  • учить делать фон для рисунка, прорисовывать ствол и ветви дерева;

Развивающие задачи: 

  • развивать творческую активность и зрительную память;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать умение зрительно соотносить свой рисунок с образцом;

Воспитательные задачи: 

  • создавать условия для развития культуры общения с природой, эстетического восприятия;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

5. Урок музыки. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка».

Ответственный за проведение мероприятия: учитель музыки.

Цель: познакомиться с созданием песни «В лесу родилась Ёлочка», выучить песню.

Образовательные задачи:

  • обогатить знания школьников о музыкальном искусстве через знакомство с историей создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»;
  • расширить представления о музыкальной культуре своей страны;
  • формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности;

Развивающие задачи:

  • познание мира человеческих отношений в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;
  • развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия музыки, а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах;

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

 6. Занятия по теме «Новый Год в разных странах мира» в рамках проектной деятельности.

Ответственный за проведение мероприятия: учитель начальных классов.

Цель: создать ресурс (электронную книгу), который поможет другим учащимся школы познакомиться с традициями празднования Нового Года в разных странах мира.

Образовательные задачи: 

  • познакомить учащихся с традициями и особенностями празднования Нового года в разных странах мира;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения, дружеское отношение друг к другу;
  • поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой и познавательной деятельности;
  • воспитывать уважительное отношение к  традициям народов и стран мира;

Развивающие задачи: 

  • развивать толерантность и уважение к традициям других народов;
  • развивать умение работать в команде;

8. Комплекс логопедических занятий, объединенных темой «Зима»: «Зимние забавы», «Читаем о зиме, рисуем зиму», «Зимний калейдоскоп».

Ответственный за проведение мероприятия: учитель-логопед; помощь в проведении – учителя 1 класса.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Зима».

Образовательные задачи:

-расширять пассивный и активный словарь по теме «Зима»;

-уточнить представления о характерных особенностях зимнего сезона, систематизировать знания детей о природных явлениях;

-развивать и совершенствовать фонематический слух;

-отрабатывать грамматические категории;

-развивать фразовую речь.

Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:

-воспитывать стремление к формированию универсальных учебных действий, коммуникативной компетенции у обучающихся;

-развивать произвольное внимания, его объём и концентрацию;

-развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение, зрительное и слуховое восприятие;

-развивать мелкую и общую моторику;

-развивать умение входить в контакт, вести диалог;

-совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние мимикой, жестами;

-формировать умение использовать ранее полученные знания и навыки в необычной ситуации.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать любовь к красоте родного края в любое время года;

-развивать самостоятельность, самоконтроль;

-воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке;

-работать над развитием правильности и осознанности чтения.

9. Психологическая игра «Подарок от Тайного Деда Мороза» (в рамках занятий по курсу «Психологическая Азбука»).

Цель: объединить учащихся идеей совершать добрые поступки – дарить одноклассникам подарки.

Образовательные задачи:

- расширять представления учащихся о значении ритуала дарить подарки на праздники;

- раскрывать содержание понятий «бескорыстно», «безвозмездно».

Развивающие задачи:

- развивать творческие способности, умение перевоплощаться, примеривать на себя роли сказочных персонажей;

-при изготовлении маски Деда Мороза учиться владеть ножницами, развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать выдержку, умение доводить начатое до конца;

- формировать нравственные качества (доброту, стремление оказывать поддержку, желание совершать благородные поступки).

Итоги работы.

Подводя итоги работы краткосрочного внутришкольного проекта, можно сделать вывод, что междисциплинарное обобщение объединило разнообразные учебные предметы и обеспечило определенную цельность в содержании обучения и развитие у учеников целостного представления по теме. Подача разнообразного материала на разных учебных предметах, внесло вклад в общую междисциплинарную идею. Поставленные цель и задачи были реализованы в полном объеме.

Список использованной литературы:

1.Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании.// Интеграция содержания образования в педвузе/под ред. М.Н.Берулавы. Бийск 1994

2.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.

3.Виноградова, Н. С. Методические рекомендации по выполнению письменных работ / Н. С. Виноградова. – М. : Московское городское педагогическое общество, 1998. – 62 с. свещение, 1987.

4.Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении .- М.: Про 

5.Cуворова Е. П. Новая школа: проблемы междисциплинарного взаимодействия // Вестник Герценовского университета 2010 №1

6.Усачева, И. В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования / И. В. Усачева. – М. :МГУ, 1980. – 37 с.