Статья " Детская одарённость младших школьников"
статья

Статья посвящена работе с одаренными детьми. Авторы рассматривают педагогическую сущность самого феномена общей одаренности детей младшего школьного возраста, современное состояние обучения одаренных детей, концептуальные основы психолого - педагогической поддержки одарённых детей, возможности образовательного учреждения в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Детская одарённость младших школьников

Н.И.Куцева

учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» ст. Зольской Кировского района Ставропольского края

        Аннотация. Статья посвящена  работе с одаренными детьми. Авторы рассматривают педагогическую сущность самого феномена общей одаренности детей младшего школьного возраста, современное состояние обучения одаренных детей, концептуальные основы психолого   - педагогической поддержки одарённых детей, возможности образовательного учреждения в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка.

         Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, педагогическая поддержка, развитие, обучение.

Children's giftedness of primary school children 

N.I. Kutseva 

he teacher of primary school Municipal educational institution «Secondary school № 4»  Zolskaya,  Kirovsky district, Stavropol region

        Abstract. The artide deals with  the work with gifted children. The authors consider the  pedagogical nature of the phenomenon  of total gifted children primary school , state-of-the training of  gifted children, the conceptual foundations of the psychological-pedagogical support of gifted children, the possibilities of the educational sistem in the creation of conditions for development and self-realization of a gifted child.

        Keywords: talent, gifted children, pedagogical support, development, training.

                                                    Врождённые дарования подобны диким

растениям и нуждаются в выращивании    

с помощью учёных знаний.                          

Ф. Бэкон                

         В быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, главная цель общеобразовательного учреждения заключается в том, чтобы сделать упор на развитие и воспитание всесторонне развитой творческой личности, хорошо понимающей глобальные проблемы всего человечества, готовой активно участвовать в их решении.

        Важнейшая проблема современного образования — вовремя выявить таланты младших школьников, профессионально организовать работу по развитию и расширению этих талантов.  В нашем обществе востребованы люди мыслящие нестандартно, которые умеют найти оригинальные решения задач, достойный выход из любой проблемы, для которых трудность — это этап развития, использование раннее полученного опыта, приобретение знаний, а не повод для расстройств и уныния. В связи с этим, ещё одной актуальной задачей современной школы является индивидуальный подход в выявлении и развитии талантов каждого ученика.

        Современная образовательная школа — это школа со значительным количеством детей, отличающихся высоким уровнем общих и специальных способностей. [1] Это требует комплексной работы по содействию и развитию одарённости.

        Б.М.Теплов считал, что одарённость - «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». [2] При этом одарённость понимается как качество, появляющееся во взаимосвязи составляющих, которые в неё входят.  

          Распознавание детских талантов,  создание условий для отслеживания, помощь в развитии и формировании одарённости у детей — сегодня становится функцией школы. Но, в тоже время, и главной проблемой современной системы образования.

        Проектирование нового процесса обучения направлено на пересмотр подходов к развитию одарённости учащихся, на внедрение в учебный процесс индивидуальных программ, психолого-педагогического сопровождения, решение проблем средствами, методами и формами обучения личностного развития талантов ребёнка.  Эта работа будет продуктивной только в том случае, если все субъекты образовательного процесса будут сотрудничать: сам одарённый ребёнок, его родители, психологи, педагоги, администрация. [1]

        Основной смысл работы с одарёнными детьми- это раскрытие потенциала ребёнка, нереализованных возможностей. Работа должна быть направлена на формирование у талантливого ребёнка уверенности в успехе, чувстве своей значимости, коммуникативных навыков, адекватной самооценки, способов взаимопонимания, регуляции поведения. Не обойти повышенного внимания специалистов должна способность ученика проектировать свой индивидуальный маршрут обучения.

        Психологами выделяется понятие «психологическое сопровождение», под которым подразумевается создание таких оптимально комфортных условий, где ученик будет успешно развиваться, воспитываться и обучаться в ситуациях социально — педагогического взаимодействия и эмоционального благополучия [3].

 В. Зинченко считает, что сопровождение с психологической службой и деятельностью психолога в общеобразовательной школе должно быть неразрывно связано, и определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности психолога, который обеспечивает создание социально-психологических условий для  успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях взаимодействия»".  [4]

        Для развития одарённых детей, детей, чьи таланты ещё не проявились, просто способных детей, психолого-педагогическая служба должна создать наилучшие условия для дальнейшего скачка развития их способностей, и это должно стать главным направлением работы. К сожалению, работа с одарёнными детьми в начальной школе может быть реализована только в общеобразовательном процессе и психолого-педагогическая служба является частью этой программы.

        Современная психология одарённости говорит о том, что нельзя рассматривать развитие одарённости без взаимодействия развивающейся личности с социальным её окружением. Создаваемые условия должны быть ориентированы на особые возможности одарённых детей и применения методов для их выявления при различных проявлениях одарённости, обязательное сопровождение их изменений в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь в решении возникающих проблем.[3]

        В современной начальной школе работа с одарёнными детьми ведётся. Это исследовательские проекты, участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, КВНах, в предметных неделях, посещение внеурочной деятельности, групповых занятий. Но не хватает системы и единых подходов к данному вопросу.         

        К основным методам выявления различных видов одарённости в начальной школе относятся:

-наблюдение;

- общение с родителями;

-работа психолога;

-конкурсы, олимпиады, соревнования, конференции, семинары, предметные недели [5].

        Работа с одарённым ребёнком начинается с поиска его в детском коллективе.  В начальных классах основная форма диагностики — это наблюдение.  Затем, используя различные формы: опросники, анкета для родителей, методики оценки общей одарённости. После чего, образуется небольшая группа учеников, которых предположительно можно отнести к «одарённым».

        Огромная работа по выявлению и поддержки одарённых детей (особенно одарённости в сфере музыки, изобразительного искусства, физкультуры и т.д.) проводится на внеурочной деятельности, что максимально позволяет учесть и развить возможности и потенциалы детей.  Ученики работают в малых группах, у педагога есть возможность реализовать дифференциацию обучения, применить разные методы работы.

        Эффективной формой   внеклассной работы,  направленной на  раскрытие творческого потенциала ученика, являются предметные недели.   Это даёт возможность одарённому ребёнку вырабатывать всевозможные и необычные идеи, развивать способности,  почувствовать свою успешность. 

         Большое значение в системе психолого-педагогического сопровождения , особенно в новой форме совместных тренингов по развитию навыков общения детей с родителями, является консультационное направление, которое помогает заполнить недостатки знаний и культуры в области педагогики и психологии при реализации задач развития одарённого ребёнка.

        Психологическое сопровождение одарённых детей предполагает индивидуальную программу развития, которая составляется совместно с учителем, родителями, администрацией общеобразовательной школы. Методы работы с каждым учеником подбираются с учётом его индивидуальных возможностей и способностей [6].

                Развитие познавательной деятельности одарённых детей будет более эффективно, если созданы следующие условия: внеклассная работа разного вида, мобильные горизонтальные и вертикальные группы, индивидуальный и дифференцированный  подход в обучении, обучение на ускорение, содержательные программы. При этом, своевременно и качественно ведётся тестирование разных видов, заключения психолога, экспертов в определённой деятельности,  представителей науки; оцениваются способности и возможности; анализируются продукты деятельности; ребёнок принимает участие во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях; проводится самоанализ, самонаблюдение, самооценка.  [6].

        При использовании психологом социометрических методик и проведении их с детьми класса, очень важно обратить внимание на формирование коммуникативных навыков у одарённых детей, на развитие у них адекватного самоотношения.

         Для развития творческих и интеллектуальных способностей,  важную роль играют методы обучения,  и особенно продуктивными являются исследовательские, проблемные, поисковые, проективные методы, и в настоящее время в современной школе широко используются при работы с одарёнными детьми. Ребёнок включён в активный процесс познания нового, где сам формирует учебную проблему, занимается сбором необходимой информации, планирует решение проблемы, анализирует, делает выводы, формирует новые знания.

        В связи с этим психологу нужно быть информированным об инновационных и оригинальных психолого — педагогических технологиях, уметь своевременно   предложить игры, упражнения, тренинги, квесты, разносторонне развивающие всевозможные  интеллектуальные процессы [7].

        Еще одним важным направлением в работе с учеником начальной школы  педагога-психолога является психологическая подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях, где особое внимание нужно уделить выработке такого качества, как адаптивность. Ученикам начальной школы нужно проводить  групповые социально — психологические тренинги, где они будут  обучаться умению выслушивать других детей, убедительно, при помощи доводов и фактов, отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к отличным от их мнения.

        Особое внимание нужно уделять сохранению психофизического здоровья одарённых детей, которая включает в себя мониторинг загруженности ребёнка, формирование установок на здоровый образ жизни, позитивной «Я-Концепции»,  как фактора наиболее полной реализации потенциала одарённого ребёнка.

        Личностное развитие– процесс непрерывный. Сопровождение индивидуального потенциала каждого ученика — цель психологической службы начальной школы.

        Для развития личности огромное значение имеет психологическое здоровье ребёнка, то есть душевное, социальное и физическое благополучие.

        Работа психолога строится по трём направлениям:

1. Диагностическая работа, которая заключается в психологическом мониторинге и диагностирует динамику развития ребёнка.

2. Коррекционно — развивающая работа, которая заключается в оказании помощи детям, создании благоприятных психолого — педагогических условий для успешного обучения ученика начальной школы и выявляет проблемы в обучении и развитии.

3. Консультативно — просветительская работа, которая заключается в тесной связи методического объединения начальных классов и способствует построению образовательного маршрута, позволяющего поддерживать преемственность между начальным и средним звеном образовательного учреждения. [7].

        В процессе обучения в начальной школе у ребёнка происходит перестройка познавательных процессов, развитие мышления, саморегуляции поведения, рефлексии, освоение общеучебных навыков, овладение навыками домашнего труда, формирование самооценки, отношения в ученическом коллективе, расширение сфер общения, появление новых авторитетов. Исходя и этого, можно представить «портрет одарённого ребёнка начальной школы», который носит характер самоцели совместной работы психологов и педагогов.

        Одарённый ребёнок начальной школы:

1. Ориентированный на непрерывное образование,   способный к самообразованию, самоанализу, самооцениванию, самоконтролю, самокорректировке.

2. Ориентированный на работу в современных информационных системах (телефон, факс, компьютер, Интернет, электронная почта).

3. Владеющий навыками абстрактного и поискового мышления, умеющий добывать, осмысливать, использовать информацию из разных источников.

4. Профессионально ориентированный, владеющий навыками планирования собственной деятельности, осведомлённый потребностями рынка труда, умеющий резюмировать.

5. Умеющий быстро действовать в нестандартных ситуациях:несчастных случаях,авариях, правовых финансовых ситуациях.

6.Владеющий основами этики и этикета6 тактичный, толерантный, умеющий принимать ответственность , делать собственный выбор.

7. Коммуникативный

8. Патриотичный

9. Ответственный по отношению к своему здоровью

10. Владеющий навыками производительной творческой деятельности.

        Из всего вышеизложенного следует, что на сегодняшний день, крайне важно разработать такие технологии, которые помогут педагогам и психологам быстро, качественно и эффективно определить, сопроводить и оценить детскую одарённость.

Литература

  1. Морозова Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в общеобразовательной школе:  [Электронный ресурс]: режим доступа: http://argol.com.ua/54.htm
  2. Теплов Б.М. Способности и одарённость. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.:издательство Моск. Ун-та, 1982, с.136
  3. Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М., 2002. – 144 с.
  4. Зинченко В.М. Организация психолого-педагогического сопровождение детей дошкольного возраста / В.М. Зинченко // Дошкільна освіта. – 2004. – № 1 с.15-17.
  5. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одарёнными учащимися/ Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции/ Научн.ред. Н.Ю. Синягина.- М., 2003.-с.61-63
  6.   Синягина Н.Ю. Основы развития личности и познавательной сферы школьника. - М., 2000. – 166 с.
  7. Лосев А.А. Работа практического психолога с одарёнными детьми подрасткового возраста. // Журнал практического психолога.-1998.-№3.-с.84

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Личностные факторы в становлении одарённости младших школьников. Секция: Методика преподавания в начальных классах. Выступление c элементами презентации видов работ.

Известны слова Л.Н. Толстого о вундер­киндах: «Сколько я их встречал и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ни­чему между ними не верю! Пускай наперёд вырастут, и окрепнут, и докажут,...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

Развитие одарённости младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках ...

МАСТЕР- КЛАСС «СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...

Мастер-класс«СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...